Возвращаясь к святому Иоанну Кронштадтскому и нашей епархии…

Как мы сообщали, народный депутат Украины Александр Вилкул выступил с заявлением, что святой Иоанн Кронштадтский связан с созданием Каменской епархии, но подробностей сказано не было. За разъяснениями мы обратились к клирику Куриловского Христорождественского собора иеромонаху Вячеславу (в миру Евгению Владимировичу Максименко), который стоял у истоков создания епархии.
- Здравствуйте, отец Вячеслав! Позавчера народный депутат Украины Александр Вилкул сообщил интересную и весьма значимую для нашего города историческую деталь – создание епархиального управления в нашем городе благословлял сам святой Иоанн Кронштадтский. Батюшка, в городе многим известно о Вашей причастности к созданию Каменской, тогда Днепродзержинской, епархии УПЦ, а потому прошу Вас прокомментировать это важное заявление политика.
- Со Святками и с грядущим Праздником Богоявления! Кстати, я много информации черпаю со страниц Вашего замечательного портала, в том числе прочел и о словах народного депутата Украины Александра Вилкула по поводу благословения Кронштадтским Старцем создание нашей епархии. Я не осведомлен, на каких знаниях это основано у Александра Юрьевича, но могу рассказать, как это было в наши дни и какая мне была дана информация для обобщения о причастности Святого Иоанна к нашему сегодняшнему дню, что, по сути, было стартом и учитывалось лично мной перед определенными событиями практически десять лет назад.
Так вот, в ХІХ веке промышленники юго-востока Украины были гораздо мудрее нынешних политиков и заводчиков тем, что они заботились о создании благоприятных условий для рабочих и инженеров, в том числе, а скорее, прежде всего, о недопущении распрей на духовной почве людей. А потому руководство Днепровского металлургического завода считало необходимым, чтобы не создавать разногласия в обществе на религиозной основе и для уравновешивания условий по удовлетворению духовных потребностей работников предприятия, после строительства в Каменском православного Свято-Николаевского собора в 1894 году, в 1895 году на большом участке земли возле заводской больницы началось строительство римо-католического костела.
Объяснение необходимости строительства католического костела была простым – на заводе было большое количество работников католического вероисповедания, потому как в мае 1886 года в результате объединения находившегося на грани банкротства «Общества Варшавского сталелитейного завода» и бельгийской компании «Коккериль» было создано Южно-Русское Днепровское металлургическое общество, треть капитала в котором принадлежало французским компаньонам.
Православная церковь святителя Николая, после которой был построен римо-католический костел, была построена Днепровским металлургическим заводом. Автор проекта православной церкви – Екатеринославский архитектор Л. А. Бродницкий. И вот он и является той ключевой фигурой, через которую наш город имеет отношение к великому святому.
Леонид Альбертович Бродницкий, родившийся в 1864 году в Екатеринославе, в 1886 году ставший епархиальным архитектором, строительству и архитектуре в 1881 - 1886 годах учился в Санкт-Петербургском Строительном училище, где через Параскеву Ковригину познакомился с обретающим тогда всероссийскую известность и популярность всеведущего духовника протоиереем Иоанном Сергиевым – будущим святым Иоанном Кронштадтским.
Старица Параскева, посредничеством которой мир узнал о великом чудотворце и молитвеннике отце Иоанне Кронштадтском, занимала особое место в те времена в просвещении духовной интеллигенции Санкт-Петербурга. Имея цель сблизить пасомых со своим пастырем, Параскева Ивановна убедила отца Иоанна устраивать духовные беседы в достойных домах для жаждущих духовного просвещения. Поначалу на беседы собиралось немного людей, но со временем появлялись все новые и новые желающие послушать ученого священника. На беседах давались различные советы и разрешались проблемы, рассказывалось о жизни по заповедям Божиим. То, что не сразу усваивалось на беседе, разъяснялось на досуге Параскевой Ивановной, которая хорошо знала Священное Писание и учения святых отцов. Для многих старица стала доступной, понятной, доброй и смиренной наставницей.
Тяготение Леонида Альбертовича к неорусскому стилю, который он применил при строительстве церкви в Каменском с высокой колокольней, было сформировано именно в годы учебы в Санкт-Петербурге при непосредственном общении и духовном окормлении св. Иоанном Кронштадтским (1829-1909).
И когда руководством правления Южно-Русского Днепровского металлургического общества, располагавшегося в Санкт-Петербурге (ул.Гороховая, дом 1) было принято решение о строительстве в Каменском православной церкви для духовного окормления рабочих завода и архитектурным проектом занялся Л.Бродницкий, то именно к духовнику он обратился с представителем Южно-Русского Днепровского металлургического общества за благословением. Святой Иоанн Кронштадтский благословил труды во славу Господню, а также сказал, что эта церковь станет кафедральным собором, потому что завод будет увеличен и вокруг него будет город, а когда пройдет четыре колена, Екатеринославским духовенством, по причине разростания самой Екатеринославской епархии, будет предложено создать кафедру в Каменском. Ну, старец не мог, конечно же предполагать изменение названий Екатеринослава в Днепропетровск, а Каменского в Днепродзержинск, но суть от того не меняется.

- Отец Вячеслав, так Вы и стали тем представителем духовенства, которое выполнило пророчество святого?

- Ну, я бы не стал так превозносить свою личность – я только озвучиватель и делатель того, что дает нам всем к исполнению Господь. Да, и не я один, хотя, правды ради, эту идею я предлагал давненько Предстоятелю УПЦ Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, что может подтвердить тогдашний Секретарь Предстоятеля УПЦ, нынешний митрополит Александр (Драбинко), а позже Управляющему Днепропетровской епархии УПЦ митрополиту Иринею. Там, в моем предложении, Днепропетровская область была поделена на четыре епархии для более полного духовного окормления Божиего народа с учетом создания еще и Павлоградской епархии.

- И что тогда ответили Вам церковные начальники?

- Тогда… Скажем, не время было…

- А когда пришло время?

- Когда мне через год или два позвонил митрополит Ириней, предложил приехать к нему с набросками моего предложения, спросив, помню ли я тот наш разговор, то мы с ним в его кабинете все подробно обсудили и разрисовали фломастерами Днепропетровскую область по новым епархиям.

- То есть, вы и владыка Ириней, вдвоем, раскроили область на «зоны церковного влияния»?
- Нет, не на «зоны церковного влияния», а на области духовного окормления из расчета, что появление еще одного епископа позволит разгрузить занятость и Днепропетровского владыки Иринея, и Криворожского владыки Ефрема.

- Но все это должно было утверждаться патриархией в Москве?

- Нет, Москва тут совершенно ни причем, потому что в силу своей самостоятельности, УПЦ сама создает и епархии, и архиереев на них направляет. Да, были определенные переживания, когда документы то появлялись, то исчезали со стола Блаженнейшего Митрополита Владимира, но в том и доказательство Божиего Промысла и Духа, управляющего соборным решением Священного Синода, что Блаженнейший вспомнил сам о поступившем предложении и потребовал принести его прямо во время заседания Синода – тут же решение было утверждено. Я очень четко помню каждую секунду тех переживаний… Так появилась наша епархия. По Божиему Промыслу через благословение святого Иоанна Кронштадтского, трудами митрополита Иринея и меня грешного.

- Вам не предлагали возглавить вновь созданную епархию, учитывая Ваш огромный административный, хозяйственный опыт, а также опыт работы с людьми в политике и духовной сфере?

- Во-первых, я был в то время в числе, так называемого «белого», то есть женатого, духовенства, а архиереем может быть только монах, а во-вторых, я пронес на своих плечах немало разных «погон», по своей воле ушел от светской власти, а потому тогда даже не возникало и мысли такой. И не выпрашивал я себе никогда и ничего, никаких должностей и званий, но и не отказывался принимать ответственность и настаивал на своем, когда возникала потребность отстоять интересы людей. Мало того, именно мы вдвоем с митрополитом Иринеем обсуждали кандидатуру нынешнего Управляющего нашей епархией и оба сошлись на тогдашнем викарии Луганской епархии епископе Ровеньковском Владимире (Орачеве). Я уже знал к тому времени владыку Владимира, мы с ним встречались, когда он принимал от епископа Евлогия (Гутченко) Кременчугскую кафедру, а я приехал с отцом Тарасием встретиться с владыкой Евлогием для выполнения поручения Блаженнейшего Митрополита Владимира по работе в комиссии о лжепророчествах «конца времен», исходившего от одного из архипастырей, и о «политическом православии». Потому мнение уважаемого во всем мире митрополита Иринея и было учтено Предстоятелем УПЦ.

- Значит, народный депутат Александр Вилкул оказался прав и раскрыл секрет, который вы знали и молчали о нем?

- Никакого секрета не было – просто не было Божией воли доводить эту информацию до людей. Всему всегда свое время!
Да, Александр Юрьевич прав, а потому я надеюсь, что в ближайшие годы, когда будет восстановлена экономика соборной Киевской Руси, в нашем городе будет построен, к примеру, на въезде в город на улице Днепропетровской, храм в честь святого Иоанна Кронштадтского.

- Дай Бог!
- Даст, если будем хотеть мира и созидания! Всем нам помощи Божией и заступничества святого Иоанна Кронштадтского в наших трудах во славу Господню!

 


В связи со сложной ситуацией в Украине, а также с участившимися случаями откровенно неадекватных - оскорбительных, призывающих к насилию и разжигающих вражду - комментариев, возможность комментирования материалов на "Кстати+" временно закрыта.


Другие новости

Loading...

Реклама