Налоги в военное время: актуальные разъяснения Государственной налоговой службы-3

Опубликовано slavkin - ср, 12/14/2022 - 07:31
Ворон

Государственная налоговая служба и её территориальные подразделения продолжают важную и крайне необходимую в условиях военного времени работу по информированию плательщиков налогов как о налоговой политике в целом, так и о нюансах взимания тех или иных видов налогов. Наибольшую популярность в информационной деятельности ГНС (ДПС) по-прежнему имеют онлайн-консультации со стороны специалистов налоговой службы, которые работают как на основных веб-ресурсах ДПС и её региональных управлениях, так и в социальных сетях, доступ к которым есть практически у большинства населения. Сегодня продолжаем наш рассказ о некоторых актуальных налоговых онлайн-консультациях, которые были обнародованы в последнее время.  

Об уплате ЕСВ работодателями, принявшими решение выплачивать средний заработок наёмным работникам, призванным на военную службу в ВСУ

7 декабря этого года Главное управление Государственной налоговой службы (ДПС) в Черновицкой области на своём официальном веб-сайте (https://cv.tax.gov.ua) опубликовало сообщение-разъяснение «Щодо сплати ЄСВ роботодавцями, які прийняли рішення виплачувати середній заробіток найманим працівникам, призваним на військову службу до ЗСУ». 
Специалисты Главного управления ДПС в Черновицкой области отмечают, что согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Закона Украины «Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування» от 8 июля 2010 года № 2464-VI (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 2464) базой начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование ( далее — единый взнос) для работодателей и наёмных работников является сумма начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону Украины «Про оплату праці» от 24 марта 1995 г. № 108/95-ВР.
Размер единого взноса для каждой категории плательщиков определён статьёй 8 Закона №2464.
В ДПС напомнили, что 19 июля 2022 года вступил в силу Закон Украины «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо оптимізації трудових відносин» от 1 июля 2022 года № 2352-IX, которым были внесены изменения, в частности, в часть 3 статьи 119 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ), согласно которым у работодателей нет обязанности сохранять средний заработок за работниками, призываемыми на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, оглашения решения о проведении мобилизации и (или) введения военного положения.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 119 КЗоТ, по которой за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения сроком до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации, сохраняются место работы и должность на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц-предпринимателей, у которых они работали на день призыва.
Если работодатели после 19 июля 2022 года принимают решение на срок сохранения места работы и должности, начислять и выплачивать денежные средства в виде среднего заработка наёмным работникам, призванным во время мобилизации на военную службу в Вооруженные Силы Украины, то начислять и уплачивать единый взнос на такие выплаты работодатели обязаны.

О снятии ограничений в проведении документальных проверок

ДПС информирует (https://tax.gov.ua), что 24 ноября 2022 года вступил в силу Закон Украины «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законів України щодо приватизації державного і комунального майна, яке перебуває у податковій заставі, та забезпечення адміністрування погашення податкового боргу»от 3 ноября 2022 года № 2719-IX. Этим Законом сняты ограничения на проведение налоговыми органами документальных внеплановых проверок налогоплательщиков по основаниям, определённым подпунктами 78.1.5 и 78.1.12 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса Украины (НКУ).
Указанные изменения приняты для возможности реализации права налогоплательщиков на полноценное, объективное рассмотрение жалоб (возражений) и исследование обстоятельств, которые не были исследованы во время обжалуемой проверки, и принятие объективного заключения по соблюдению налогоплательщиком требований действующего законодательства Украины по результатам проверки ДПС документов, обязательной отчётности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведённой территориальными органами ДПС.
Следует отметить, что мораторий на проведение документальных проверок по указанным основаниям был установлен с 18 марта 2020 в связи с введением правительством на всей территории Украины карантинных ограничений, вызванных коронавирусной болезнью (COVID-19).
Дополнительно в ДПС сообщают, что временно на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины взимание налогов и сборов осуществляется с учётом особенностей, определённых пунктом 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» НКУ.

Когда предприятие имеет право не сдавать в установленные сроки наличные деньги

В Главном управлении ДПС в Запорожской области на своём официальном веб-сайте (https://zp.tax.gov.ua) предоставили разъяснения по установлению сроков сдачи наличных денег для их зачисления на счета в банках.
В соответствии с пунктом 48 раздела V Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утверждённого постановлением Правления Национального банка Украины от 29 декабря 2017 года № 148 (далее — Положение № 148), учреждение/предприятие определяет и устанавливает по согласованию с банком (в котором открыт счёт учреждения/предприятия, куда зачисляются средства) сроки сдачи им наличной выручки (наличности) для её зачисления на счета в банках согласно следующим требованиям:
1) для учреждений/предприятий, расположенных в населённых пунктах, где есть банки — ежедневно (в день поступления наличной выручки (наличных) в их кассы);
2) для предприятий, у которых время окончания рабочего дня (смены), установленное правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности в соответствии с законодательством Украины, не позволяет обеспечить сдачу наличной выручки (налички) в день её поступления, —наследующий за днём поступления наличной выручки (наличных) в кассу день;
3) для учреждений/предприятий, расположенных в населённых пунктах, где нет банков, — не реже 1 раза в 5 рабочих дней.
Предприятия (юридические лица), осуществляющие страховую деятельность и деятельность по выпуску и проведению лотерей, устанавливают сроки сдачи наличной выручки (наличных) для страховых агентов и распространителей лотерей, действующих на основании заключённых договоров, с учётом специфики их функционирования (режима работы в вечерние часы, выходные и праздничные дни) и объёмов сдаваемой, но не реже 1 раза в 5 рабочих дней.
Пунктом 49 раздела V Положения № 148 установлено, что предприятия, работающие в выходные и праздничные дни и не имеющие возможности сдать полученную ими за эти дни наличную выручку (наличность) в банк из-за отсутствия соответствующего условия в договоре, заключённом с банком на инкассацию средств, сдают такую наличную выручку (наличность) через банкоматы/программно-технические комплексы самообслуживания в день её поступления в кассу предприятия или непосредственно в банк в течение операционного времени следующего рабочего дня банка и предприятия.
Сроки сдачи наличной выручки (наличных), установленные пунктом 48 раздела V Положения № 148 согласовываются учреждениями, предприятиями, небанковскими поставщиками платёжных услуг с банком и обязательно определяются в договорах банковского счёта между учреждениями, предприятиями, небанковскими поставщиками платежных услуг и банками.
Учреждение/небанковский поставщик платёжных услуг/предприятие, котороев отдельные дни не имеет превышения лимита кассы, имеет право в эти дни не сдавать в установленные сроки наличные.
Порядок проведения инкассации денежных средств и случаи непроведения инкассации денежных средств определяются в договоре на инкассацию денежных средств. При этом сумма остатка наличных денег за день, в котором не было инкассации по вине банка, не является превышением лимита кассы учреждения/предприятия.

Что является объектом и налогооблагаемой базой платы за землю?

Главное управление ДПС в Кировоградской области на своём официальном веб-сайте (https://kr.tax.gov.ua) на этот вопрос ответило следующим образом.  
Согласно п.п. 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 НКУ плата за землю — это обязательный платёж в составе налога на имущество, взимаемое в форме земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее — арендная плата).
Земельный налог — это обязательный платёж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паёв), а также постоянных землепользователей (п.п. 14.1.72 п. 14.1 ст. 14 НКУ).
Арендная плата для целей раздела XII НКУ — это обязательный платёж за пользование земельным участком государственной или коммунальной собственности на условиях аренды (п.п. 14.1.136 п. 14.1 ст. 14 НКУ).
Объектами обложения платой за землю являются:
- объекты налогообложения земельным налогом (п.п. 270.1.1 п. 270.1 ст. 270 НКУ);
- земельные участки, которые находятся в собственности (п.п. 270.1.1.1 п.п. 270.1.1 п. 270.1 ст. 270 НКУ);
- земельные доли (паи), находящиеся в собственности (п.п. 270.1.1.2 п.п. 270.1.1 п. 270.1 ст. 270 НКУ);
- земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые находятся во владении на праве постоянного пользования (п.п. 270.1.1.3 п.п. 270.1.1 п. 270.1 ст. 270 НКУ);
- объекты налогообложения арендной платой — земельные участки государственной и коммунальной собственности, предоставленные в пользование на условиях аренды (п.п. 270.1.2 п. 270.1 ст. 270 НКУ).
Базой налогообложения платы за землю являются:
- нормативная денежная оценка земельного участка с учётом коэффициента индексации, определённого в соответствии с порядком, установленным разделом XIII НКУ (п.п. 271.1.1 п. 271.1 ст. 271 НКУ);
- площадь земельного участка, нормативная денежная оценка которой не проведена (п.п. 271.1.2 п. 271.1 ст. 271 НКУ).
База налогообложения по земельным долям (паям) определяется согласно данным земельных участков, на которые физические лица имеют право как собственники земельных долей (паёв), с учётом подпунктов 271.1.1 и 271.1.2 п. 271.1 ст. 271 НКУ (четвертый абзац п. 271.1 ст. 271).
Пунктом 289.1 ст. 289 раздела XIІ НКУ установлено, что для определения размера налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков, в том числе право на которые физические лица имеют как собственники земельных долей (паёв), с учетом коэффициента индексации, определённого в соответствии с законодательством.
Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, осуществляет управление в области оценки земель и земельных участков.
Согласно п. 289.2 ст. 289 раздела XIІ НКУ центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, по индексу потребительских цен за предыдущий год ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель (Кі), на который индексируется нормативная денежная оценка земель и земельных участков, в том числе право на которые физические лица имеют как собственники земельных долей (паёв), на 1 января текущего года, что определяется по формуле:
Кi = I:100, где I – индекс потребительских цен за предыдущий год.
В случае если индекс потребительских цен превышает 115%, такой индекс применяется со значением 115.
Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель, указанной в технической документации по нормативной денежной оценке земель и земельных участков.

Как получить справку об отсутствии задолженности по налогам?

Центральное межрегиональное управление ДПС по работе с крупными налогоплательщиками на своём официальном веб-сайте (https://cvp.tax.gov.ua) предоставило по этому вопросу такие разъяснения. 
Порядок предоставления справки об отсутствии задолженности по платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, утверждён приказом Министерства финансов Украины от 3 сентября 2018 года № 733 (далее — Порядок № 733).
Справка об отсутствии задолженности по платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы (далее — Справка), которая предоставляется в соответствии с Порядком № 733, формируется при отсутствии у плательщика по данным информационно-коммуникационных систем ДПС налогового долга, и/или недоимки по уплате единого взноса, и/или иной задолженности по платежам (в том числе рассроченным, отсроченным, реструктуризированным), контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы.
Для получения Справки плательщику необходимо подать заявление о предоставлении справки об отсутствии задолженности по платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы (далее — Заявление) по форме согласно приложению 2 к Порядку № 733.
Заявление подается плательщиком (по его выбору):
- в бумажной форме — в государственную налоговую инспекцию по основному месту учёта такого плательщика или в соответствующий контролирующий орган, уполномоченный осуществлять мероприятия по погашению налогового долга (далее — уполномоченный орган);
- в электронной форме — по адресу уполномоченного органа через частную часть Электронного кабинета, размещённого на официальном веб-портале ДПС по ссылке: https://cabinet.tax.gov.ua/login, с соблюдением требований законов Украины от 22 мая 2003 года № 851-IV «Про електронні документи та електронний документообіг» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 851) и от 5 октября 2017 года № 2155-VIII «Про електронні довірчі послуги» (с изменениями и дополнениями)(далее — Закон № 2155).
Вход в частную часть (личный кабинет) Электронного кабинета осуществляется исключительно после идентификации лица с использованием квалифицированной электронной подписи.
Меню «Заяви, запити для отримання інформації» приватной части Электронного кабинета позволяет плательщику создать и отправить Заявление по форме J1300305 (для юридических лиц).
Заявление составляется с обязательной ссылкой на соответствующий нормативно-правовой акт, которым предусмотрена необходимость подтверждения отсутствия задолженности по платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, и указанием наименования субъекта (предприятия, учреждения, организации), к которому (которой ) Справка будет подана плательщиком (п. 3 Порядка № 733).
Необходимость в подтверждении органами ДПС отсутствия задолженности Справкой требуется многочисленными нормативно-правовыми актами Украины, с целью дальнейшего предоставления органам/субъектам, уполномоченным на предоставление финансовой поддержки (компенсации, дотации), проведение закупок за государственные средства, выделение бюджетного финансирования и т.д. (например, пункт 13 части 1 статьи 17 Закона Украины «Про публічні закупівлі»от 25 декабря 2015 г. № 922-VIII (с изменениями и дополнениями), согласно которым заказчик принимает решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и обязан отклонить тендерное предложение участника или отказать в участии в переговорной процедуре закупки, в частности, в случае, если участник процедуры закупки имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), кроме случая, если такой участник предпринял меры по рассрочке и отсрочке такой задолженности в порядке и на условиях, определённых законодательством страны регистрации такого участника.
В соответствии с пунктом 7 Порядка № 733, Справка предоставляется по выбору плательщика в бумажной или электронной форме, о чём он отмечает в Заявлении.

Справка или отказ в предоставлении Справки готовятся уполномоченным органом в течение 5-ти рабочих дней со дня, следующего за днём получения Заявления органом, в который оно было подано.
Справку в бумажной форме плательщик (его законный или уполномоченный представитель) получает непосредственно в органе, в который было подано Заявление.
Справка или отказ в предоставлении Справки в электронной форме плательщик получает во вкладке «Вхідні» меню «Вхідні/вихідні документи» частной части Электронного кабинета с соблюдением требований Законов № 851, № 2155.
Справка предоставляется плательщику безвозмездно (абзац 2 п. 3 Порядка № 733).
Срок действия Справки составляет 10 календарных дней со дня её формирования. В справке обязательно указывается срок её действия.
Распечатанный электронный экземпляр документа в бумажном виде не считается подлинником.
Просмотреть выданную плательщику электронную Справку в открытой части (вход в которую не требует идентификации) Электронного кабинета (https://cabinet.tax.gov.ua/registers/debit), заинтересованный орган/субъект может путём введения налогового номера плательщика (код по ЕГРПОУ/РНОКПП) и реквизитов электронной Справки (даты и номера).
Игорь Ворон, юрист.