Как студенты будут сдавать экзамены и защитят дипломы на карантине: рекомендации от Минобразования

Опубликовано elena - ср, 11/25/2020 - 14:49
студенты

"Коронавирусный" карантин сначала казался украинцам временным - максимум на месяц-два. Но теперь, когда первому случаю коронавируса "исполнился" год, а карантин в Украине пересек полугодовой срок кажется, что ему нет конца.

Мировые медики и эксперты ВОЗ прогнозируют карантин до 2021 года, и украинские чиновники и врачи не спешат опровергать это. Стало понятно, что до конца карантина и замедления темпов пандемии COVID еще очень далеко, поэтому сейчас абсолютно все области общественной жизни должны не только временно модифицировать свои традиционные «сценарии» работы, но и научиться долго сосуществовать в мире, где правила задает пандемия.

Школьников и студентов в этом году карантин застал врасплох. Не все учебные заведения сразу смогли сориентироваться, как проводить выпускные экзамены в школах, а также вступительные экзамены в колледжи и вузы. Даже в МОН были несколько сценариев проведения внешнего независимого оценивания. Более менее все учебные трудности были преодолены, и выпускники закончили школу, стали абитуриентами, а дальше - первокурсниками. Однако карантин не заканчивается и порождает беспрецедентный случай - еще никогда в истории ученики и студенты не составляли на карантине экзаменов, да еще и не один раз. Скоро декабрь, а значит - традиционные зачеты и экзамены в стенах альма-матер.

Далее рассказываем, как украинские студенты во время карантина будут сдавать экзамены и защищать дипломные работы.

Как МОН предлагает студентам учиться на карантине

Минобразования разработало рекомендации для училищ и высших учебных заведений, как принимать контрольные задания, экзамены и дипломные работы. Они были разработаны еще в мае, то есть фактически в начале карантина, однако не утратили своей актуальности и сейчас, накануне зимней сессии.

Рекомендации касаются как учебного процесса, так и его контроля. Речь идет об оценке после пройденной темы, семестрового оценивания и аттестационного, то есть защиты дипломных работ и сдачи экзаменов в конце учебного года.

Для нормализации учебного процесса на карантине МОН рекомендует студентам и преподавателям учебных заведений коммуницировать через системы управления обучением (LMS), электронную почту, мессенджеры (Viber, Telegram и т.д.), видеоконференции (MS Teams, ZOOM, Google Meet, Skype), форумы, чаты. К тому же в МОН фактически позволили сократить объем материала изучаемой дисциплины и выносимой на итоговый контроль, за счет менее важных (по мнению преподавателя) вопросов.

Среди методов и способов контроля знаний и аттестации МОН отмечает следующее:

для контроля знаний рекомендуются использовать дистанционные технологии;
для контроля знаний преподавателям рекомендуют использовать различные типы заданий: а) автоматизированные тесты для контроля знаний студентов; б) разноуровневые индивидуальные и групповые задания: отчет, презентация, проект, видеозапись с изучаемым; в) взаимное оценивание выполнения заданий самими студентами; г) задачи, требующие развернутого, творческой ответа; г) задачи, форма которых адаптирована к выполнению средствами LMS.

Как МОН рекомендует дистанционно проводить семестровое оценивания

На карантине студентам придется не только учиться, но и проверять полученные знания. Поэтому необходимы действенные инструменты для качественной оценки знаний и навыков. Конечно, если студенты не ходили на офлайн лекции и семинары, экзамены (в декабре и июне) они будут составлять в основном также дистанционно. Семестровое оценки охватывает экзамены, защита курсовых проектов и отчетов о прохождении практики, и будет несколько изменен через карантин по Украине.

Так, среди методических рекомендаций, направленных Минобразования университетам и колледжам, по оценке студентов в конце семестра, есть:

использовать при оценке единственный инструмент дистанционной коммуникации, например, видеоконференцию;
разрешение выставления итоговой оценки за экзамен / зачет через пропорциональный пересчет семестровых оценок в итоговую оценку;
во время проведения семестрового контроля в форме экзамена необходимо обеспечить идентификацию личности студента;
на экзамен могут быть вынесены тестовые вопросы и задачи, требующие творческого ответа и умение применять знания при решении практических задач. Следует уделить внимание надлежащем качестве заключения письменных заданий, чтобы они не могли быть выполнены путем копирования ответов из других источников;
предэкзаменационные консультация может проводиться средствами аудио- или видеоконференций;
студенты должны иметь надежный интернет-связь, в случае устных ответов - телефон или компьютер с микрофоном, установить на компьютер необходимое программное обеспечение;

экзаменационное задание может состоять из: случайно сгенерированного набора практических ситуаций; тестовых вопросов, автоматически избранных из базы тестов для каждого студента отдельно - такие опции есть в большинстве сервисов по онлайн-тестирование); творческих задач и ситуаций, решение которых требует от студента комплексных знаний;
максимальная продолжительность сдачи экзамена с момента начала должна быть одинаковой для всех студентов;
если во время экзамена у студента возникли форс-мажорные обстоятельства, он должен сообщить об этом экзаменатора с помощью определенного канала связи (телефон, мессенджер и т.п.) с обязательным фото или видеофиксацией состояния выполнения задач и объективных факторов, препятствующих его завершению. Тогда экзаменатор определит возможность и время пересдачи экзамена;
если освоения учебной дисциплины или прохождения практики требует выполнения задач, которые невозможно выполнить дистанционно, то итоговое оценивание может быть перенесено на следующий семестр.

Как будут проводить сессию в условиях карантина

В рамках проведения дистанционного оценивания на экзаменах Министерство образования предлагает экзаменационным комиссиям действовать следующим образом:

обеспечить надлежащий контроль, то есть фиксировать время начала и окончания выполнения студентами заданий и использовать алгоритмы случайного выбора задач;
проводить защита квалификационных работ по видеосвязи. При этом никто не исключает необходимости бумажного экземпляра работы с подписью студента. Он может быть направлен по почте заранее к экзаменационной комиссии, или электронный экземпляр, заверенный электронной цифровой подписью (при использовании в вузы электронного документооборота);
если перечень вопросов, выносимых на экзамен, доведен до сведения студентов заранее, то во избежание заблаговременной подготовки ответов на экзамене может быть поставлен дополнительный вопрос или дано задание;
в случае возникновения у студента технических препятствий, ему нужно сообщить об этом экзаменатора (так же как во время семестрового оценивания);
те, кто не имеет возможности сдавать экзамен - должны подтвердить для деканата причину;
аттестация на бакалаврском и / или на магистерском уровнях высшего образования в форме защиты квалификационной работы с использованием дистанционных технологий обучения должно осуществляться в режиме видеоконференции. Рекомендуется осуществлять видеозапись / аудиозапись / фотофиксацию процесса защиты работы;
для проведения защит квалификационных работ студентов разрешается, как альтернатива синхронном выступления, заранее прислать экзаменационной комиссии видеозапись выступления так, чтобы на записи было видно самого студента;
заведения образование рекомендуется хранить цифровую запись процесса защиты квалификационных работ не менее одного года;
учебная практика в вузах для студентов может быть перенесена на следующий семестр.

Несмотря на детальность прописанных Министерством образования методических рекомендаций, все же они являются лишь предложениями. Высшим учебным заведениям разрешено самим решать, как проводить обучение и экзамены, их ограничивают в реализации других решений по организации дистанционного обучения.

Новости партнеров