Дирекция и трудовой коллектив АО «ДнепрАзот» официально обратились к высшему руководству Украины с просьбой не допустить повышения тарифов на природный газ для предприятия.
Вот что говорится в обращении:
«Президенту Украины Зеленскому В.А.
Руководителю Офиса Президента Украины Ермаку А.Б.
Премьер-министру Украины Шмыгалю Д.А.
И.о. министра энергетики Украины Буславец О.А.
Председателю Антимонопольного комитета Украины Песчанской О.С.
Генеральному прокурору Венедиктовой И.В.
Председателю Службы безопасности Украины Баканову И.Г.
Председателю Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг Тарасюку В.В.
Заместителю начальника отдела НКРЭКУ в Днепропетровской области Любинецкой Ю.В.
Пользуясь случаем, от имени администрации и коллектива акционерного общества "ДНЕПРАЗОТ" выражаем Вам свое уважение и просим обратить внимание на негативные явления в стране в сфере установления тарифов на услуги по распределению природного газа.
Так, 15.10.2020 на официальном сайте АО «Днепропетровскгаз» (частной компании), была опубликована информация об обнародовании проекта структуры нового тарифа на 2021 год на услуги по распределению природного газа, которые предоставляются населению и небытовым потребителям в Днепропетровской области (ссылка в сети Интернет: https://dp.104.ua/ua/services/zaplatiti-za-gaz/tarifi-na-gaz/id/tarif-4…).
Исходя из содержания сообщения, усматривается, что 29.10.2020 по адресу: г. Днепр, ул. Шевченко, 2, состоится открытое обсуждение очередного повышения тарифа на услуги по распределению природного газа для АО «Днепропетровскгаз», в частности с существующего 1,14 грн. за 1м³ до 3,92 грн. за 1м³ без НДС. При этом причинами пересмотра тарифа являются:
• обеспечение содержания газопроводов в технически исправном состоянии;
• пересмотр затрат на материалы и услуги в связи с инфляционными процессами;
• приведение уровня заработной платы работников АО «Днепропетровскгаз» к среднему по промышленности Днепропетровской области;
• включение в тариф платы за право эксплуатации государственного имущества согласно Постановлению КМУ № 95 от 21.02.2017.
Согласно абзацу 4 пункта 2.1 Постановления НКРЭКУ от 30.06.2017 г. № 866 «Об утверждении Порядка проведения открытого обсуждения проектов решений Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг», в случае необходимости установления цен (тарифов)/изменений к ним, одобрение/утверждение инвестиционной программы/инвестиционной составляющей/плана развития/изменений к ним лицензиат публикует на своем официальном сайте сообщение и обоснование необходимости установления цен (тарифов)/изменений к ним, одобрения/утверждения инвестиционной программы/инвестиционной составляющей/плана развития/изменений к ним с целью получения замечаний и предложений, а также срок, в течение которого принимаются замечания и предложения, и адрес, по которому необходимо их направлять.
Однако, проанализировав проект структуры тарифа и ввиду отсутствия какой-либо обосновывающей информации по элементам затрат в проекте структуры тарифа в сообщении, АО «ДНЕПРАЗОТ» усматривает:
• необоснованные и непонятные намерения АО «Днепропетровскгаз» с помощью НКРЭКУ увеличить тариф на 2021 год, по сравнению с существующим тарифом, в том числе более чем в 3 раза (с 1,368 грн на 4,704 грн за 1 м³ с НДС);
• включение в тариф на 2021 год элементов затрат, которые являются необоснованными, в том числе крайне безосновательное включение компенсации расходов за предыдущие периоды в размере 2 290 918,30 грн., что свидетельствует о необоснованных намерениях АО «Днепропетровскгаз» и его руководства обогатиться за счет населения и промышленных потребителей;
• очень существенное и необоснованное увеличение всех элементов затрат в структуре нового тарифа по сравнению с существующим тарифом, без каких-либо фундаментальных оснований.
Кроме того, запланированные увеличения составляющих расходов никоим образом не сопоставляются с опубликованными причинами изменения тарифа и реальными в стране социально-экономическими процессами и показателями, а также не подтверждены и не могут иметь надлежащих и достоверных обоснований, что также подтверждается несоблюдением АО «Днепропетровскгаз» абзаца 4 пункта 2.1 Постановления НКРЭКУ от 30.06.2017 г. № 866 относительно предоставления обоснований повышения тарифов.
АО «ДНЕПРАЗОТ», которое является одним из крупных потребителей природного газа в качестве сырья для производства минеральных удобрений и другой химической продукции (хлора жидкого, соляной кислоты, соды каустической и т.д.) предварительно уже обратилось в АО «Днепропетровскгаз», НКРЭКУ (в том числе на местном уровне) относительно недопущения какого-либо увеличения тарифа на услуги по распределению природного газа для АО «Днепропетровскгаз» на 2021 год, но до сих пор быстрого и эффективного реагирования на исправление ситуации со стороны этих организаций не осуществлено, а материалы в обоснование намерений кабального увеличения тарифов не предоставлены.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Украины «О естественных монополиях» от 20.04.2000 № 1682-III (далее ‒ «Закон № 1682-III»), регулируется деятельность субъектов естественных монополий в таких сферах, в частности, распределение природного и нефтяного газа трубопроводами.
АО «Днепропетровскгаз» фигурирует в сводном перечне субъектов естественных монополий, который ведется Антимонопольным комитетом Украины.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 1682-III, государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основе таких принципов, в том числе:
• гласности и открытости процедур регулирования;
• обеспечения защиты прав потребителей.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 1682-III, орган, который регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в обязательном порядке должен учитывать удаленность различных групп потребителей от места производства товаров.
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 1682-III, органы, осуществляющие государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий, при принятии решений по такому регулированию учитывают информацию о деятельности субъекта естественной монополии, предоставленную объединениями потребителей, субъектами естественных монополий, другими заинтересованными лицами, о результатах обнародования и открытых слушаний по поводу изменения цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 1682-III, решения комиссий принимаются на заседаниях, которые проводятся в форме закрытых или открытых слушаний. В случае рассмотрения вопросов, имеющих важное общественное значение, заседания проводятся в форме открытых слушаний, в которых принимают участие представители субъектов естественных монополий и субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на смежных рынках, объединений потребителей и общественности.
При принятии решений должно обеспечиваться соблюдение прав и законных интересов граждан, предприятий и общества.
Должны отметить, что с 01.01.2020 и 01.07.2020 тариф на услуги для вышеуказанного монополиста – частной компании уже существенно повышался для всех потребителей, из-за чего среднемесячная плата только для АО «ДНЕПРАЗОТ» за полученные услуги по распределению природного газа уже составляет 72 935 953,66 грн., что более чем в 2 раза повысило расходы предприятия по сравнению с 2019 годом. При введении с 01.01.2021 года нового и крайне завышенного тарифа (4,704 грн. с НДС за 1м³) расходы АО «ДНЕПРАЗОТ» возрастут более чем на 171 млн. грн. ежемесячно, то есть, более чем на 2 060 млн. грн. в год, что превышает любые финансовые возможности нашего предприятия и приведет к остановке производства, неоправданному увольнению более трех тысяч работников, другим негативным последствиям экономического и социального характера.
Считаем, что такая тарифная политика в сфере энергетики, которая наблюдается в последние годы для этого субъекта естественных монополий, непременно и крайне негативно повлияет на экономику страны в целом, поскольку такое сверхвысокое и необоснованное увеличение тарифа на услуги по распределению природного газа коснется каждого потребителя Днепропетровской области – населения, промышленных производителей, коммунальных предприятий, что никоим образом не приведет ни к увеличению объемов уплаченных налогов, ни к улучшению в сфере энергетики и вообще не будет залогом экономического роста страны.
Крайне простое доказательство несостоятельности и противоправности повышения тарифа на услуги распределения природного газа для АО «Днепропетровскгаз» и абсурдности применения его в отношении АО «ДНЕПРАЗОТ» является то, что общая протяженность газовой трубы (зоны ответственности), которая обслуживается АО «Днепропетровскгаз» в пользу АО «ДНЕПРАЗОТ», в то время как общая протяженность всех газовых сетей, находящихся в эксплуатации АО «Днепропетровскгаз», в пользу других потребителей, превышает, что свидетельствует о необоснованном возложении финансового обеспечения деятельности указанного монополиста за счет АО «ДНЕПРАЗОТ». Кроме того, важным моментом в данной ситуации является то, что частные акционеры АО «Днепропетровскгаз» одновременно являются собственниками производств минеральных удобрений и других химических продуктов (соляная кислота, сода каустическая и т.д.).
Учитывая вышеизложенное, с целью недопущения наступления негативных последствий для области и государства в целом, в том числе причинения убытков в особо крупном размере для АО «ДНЕПРАЗОТ», от явно противоправных намерений и действий АО «Днепропетровскгаз» и его должностных лиц, а также для недопущения разбалансировки бюджетов государственного и местного уровня, обострения экономической ситуации в стране, что является прямым нарушением интересов государства, просим безотлагательно вмешаться в описанную ситуацию и принять соответствующие и действенные меры для ее исправления и не допустить любое увеличение тарифа на услуги по распределению природного газа АО «Днепропетровскгаз».
С уважением и надеждой на помощь , Председатель правления С.Л. Сидоров».