Цены на сжиженный газ и дизельное топливо выросли в среднем на 30 копеек. Таким образом, по состоянию на четверг, 10 ноября, стоимость топлива в среднем находится на уровне 18 гривен 99 копеек за дизель и 12 гривен 3 копейки за сжиженный газ.
Эксперты считают, что на цены могли повлиять опасения рынка относительно сокращений поставок автогаза.
Возможные причины роста цен в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал директор Научно-технического центра "Психея" Сергей Сапегин.
- Чем можно объяснить рост цен на АЗС на дизтопливо и сжиженный газ?
– Для того чтобы понять, в чем причины подорожания, я бы посмотрел системно на весь рынок. Первое, где, в каком сегменте происходит подорожание. Если проанализировать, на каких заправках повышаются цены, то мы видим, что подорожание идет в первую очередь на заправках нижнего ценового диапазона. Второе, подорожали дизельное топливо и сжиженный газ, бензины, в принципе, остаются примерно в той же цене. То есть дорожает не все топливо по всей Украине, а дорожают именно эти два вида топлива. И в дизельном топливе мы видим, что подорожал микрорынок дешевых топлив. Что происходит вокруг Украины, на внешних рынках? Первое, нефть за последние две недели снизилась на величину порядка 10%. И даже завершение президентской гонки в США, хотя и ожидали, что будет дестабилизация сырьевых рынков, ее, в принципе, не произошло, цена на нефть осталась на уровне порядка 46 долларов за баррель с небольшим.
Далее на европейских торговых площадках наблюдаем снижение цен за последние две недели на величину порядка 12% на дизельное топливо, на 9% на бензин. То есть и наше внешнее окружение также говорит о том, что внешние рынки, в принципе, стабильны. То есть причины надо искать внутри этих двух рынков – дизельного топлива и сжиженного газа.
По дизельному топливу: на внутреннем рынке Украины мы подошли к завершению сезонного пика потребления, связанного с сельхозработами. И с этой точки зрения, не должно быть каких-то значимых факторов для дальнейшего подорожания.
Теперь по сжиженному газу – есть две проблемы. Проблема первая: источник сжиженного газа для Украины по внешним контрактам – РФ, которая сегодня переживает те процессы, которые были у Украины последние 3-5 лет, когда, в связи с экономическим кризисом, крупные потребители, я имею в виду перевозчики, таксисты и прочие, начали искать альтернативу и активно использовать сжиженный газ. Эти же процессы сейчас происходят в РФ после ухудшения экономической ситуации. И сама Россия стала потреблять больше сжиженного газа, и это стало причиной того, что, во-первых, выросли цены внутри самой России, и, во-вторых, начались ограничения на поставку сжиженного газа в Украину. Кроме того, все это происходит на фоне проблем с подвижным составом, проблем с арендой железнодорожных цистерн для таких поставок, это со стороны востока.
Со стороны Запада: европейские рынки характеризуются тем, что европейские потребители используют сжиженный газ для того, чтобы отапливать свои жилища. По крайней мере, наш ближайший сосед – Польша, там это очень распространенная практика. Поэтому традиционно осень и начало зимы – это пик потребления сжиженного газа этими потребителями, и соответственно – сезонный рост цены на сжиженный газ. Таким образом, у нас происходит сокращение поставок со стороны РФ и замещение этих поставок со стороны Европы.
Что такое сжиженный газ со стороны Европы? Это топливо, которое было произведено из сырья, которое поступает в значительной мере из РФ, то есть оно проходит мимо нас в Европу, там перерабатывается, производится сжиженный газ, и этот сжиженный газ возвращается опять к нам.
То есть, кроме того, что там высокое качество сжиженного газа, соответственно, более высокая цена, еще добавляется логистика на эту лишнюю транспортировку сырья готового продукта. Поэтому по сжиженному газу происходит замена дешевого российского ресурса более дорогим европейским.
- Несколько недель назад АМК обвинял операторов рынка в сговоре с целью повышения цен и недопущении их снижения. Какова сейчас ситуация?
– Первое, те компании, которые попали под раздачу АМК, их обвиняли, что они одновременно повышали и снижали цены. И сейчас решение принято – общий штраф составил порядка 204 млн грн. Мы оцениваем такого рода решения как факторы, которые играют на повышение цены, на самом деле.
Да, комитет борется за то, чтобы на рынке была здоровая конкуренция, однако очевидно, что операторы штрафы так или иначе будут закладывать в цену, то есть, в общем-то, все равно пострадает конечный потребитель. И это фактор, который играет не на снижение цены.
Однако, если посмотреть, за счет какого сегмента произошло подорожание, то это не те компании, которые были в деле АМК. То есть это другой рынок, другие его участники.