Электронные трудовые книжки: рекомендации Госслужбы по вопросам труда для работодателей

Опубликовано bugaev - ср, 06/30/2021 - 10:32
Ворон

17 июня Государственная служба Украины по вопросам труда на своем официальном веб-сайте (https://dsp.gov.ua) разместила ряд рекомендаций работодателям в связи с введением электронных трудовых книжек. Об этом расскажем более подробно.

Изменились правила учета трудовой деятельности

Как сообщает Госслужба труда, с 10 июня этого года изменились правила учета трудовой деятельности каждого работника. Такие изменения предусмотрены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» от 5 февраля 2021 года № 1217-IX (далее – Закон). 

Законом были внесены многочисленные изменения в действующее законодательство, в частности, в статью 48 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ), которой сейчас предусматривается, что учет трудовой деятельности работника осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Но, при этом ведение бумажных трудовых книжек не отменяется.
По требованию работника, который впервые принимается на работу, трудовая книжка оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее 5-ти дней после принятия на работу. Собственник или уполномоченный им орган по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, которая хранится у работника, записи о приеме на работу, переводе и увольнении, поощрениях и награждениях за успехи в работе.
Как и в предыдущий период, порядок ведения трудовых книжек определяется Кабинетом министров Украины.

«Бумажные» трудовые пока сохраняются

Начиная с даты вступления Закона в силу (т. е. с 10 июня этого года – Ред.), при заключении трудового договора гражданин обязан подать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку (при наличии) или сведения о трудовой деятельности из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, а в случаях, предусмотренных законодательством, — также документ об образовании (специальности, квалификации), о состоянии здоровья, соответствующий военно-учетный документ и другие документы.

Теперь обязанность по хранению трудовых книжек возлагается на работника. Работодатель, в свою очередь, должен обеспечить внесение записей в трудовую книжку по требованию работника.

Важный момент. На сегодняшний день выдавать работникам трудовые книжки, которые хранятся у работодателя, оснований нет. Об этом нет никаких указаний в Законе. В то же время, отсутствуют основания отказать работнику в выдаче такой трудовой книжки по его требованию. Такую просьбу со стороны работника работодателю желательно оформить в виде заявления.
Выдача всех имеющихся («бумажных») трудовых книжек работникам в обязательном порядке предусматривается после завершения работ по включению Пенсионным фондом Украины в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников. Эту работу Пенсионный фонд должен завершить в течение 5-ти лет.

Если работник увольняется

Правила, которым руководствовался работодатель в отношении увольняемого работника Законом также изменены. В настоящее время работодатель обязан в день увольнения выдать работнику копию приказа (распоряжения) об увольнении и произвести с ним расчет в сроки, указанные в статье 116 КЗоТ.

Эта статья предписывает работодателю при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от предприятия, учреждения, организации, произвести в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. О начисленных суммах, причитающихся работнику при увольнении, собственник или уполномоченный им орган должен письменно уведомить работника перед выплатой указанных сумм.

В случае спора о размере сумм, причитающихся работнику при увольнении, собственник или уполномоченный им орган в любом случае должен в указанный в этой статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Закон также обязывает работодателя по требованию работника внести необходимые записи об увольнении в трудовую книжку, которая хранится у работника.

Игорь Ворон, юрист