На АЗС резко рухнули продажи: что будет с ценами

Опубликовано Margarita - вт, 03/24/2020 - 08:42
АЗС

Единственная радость от коронавируса – это, пожалуй, снижение цен на нефтепродукты. Они постепенно дешевеют, несмотря на девальвацию гривни. Пусть понемногу, на пятачок в неделю, пусть не везде, но все же дешевеют.

Какие тренды ожидать на наступившей неделе, рассказали наши эксперты: директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн, замдиректора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев и аналитик рынка сжиженного газа Артем Куюн, сообщает segodnya.ua.

Что изменилось за неделю

Так как курс доллара на межбанковском рынке за минувшую неделю укрепился еще почти на 1,1 грн (до 27,8 грн/доллар в продаже), то очевидно, что индикативная цена на топливо $1,1 за литр бензина А-95, достигнутая в итоге договоренностей президента Владимира Зеленского и крупнейших трейдеров, превышена не была. Наоборот, в долларах литр топлива подешевел еще больше и вторую неделю подряд стоит менее доллара. При нынешнем курсе продажи доллара на межбанке и нынешней средней цене литра топлива, А-95 стоит 0,91$/л (минус 4 цента), ДТ – 0,93 $/л (минус 4 цента).

При этом разница в цене между самыми высокими и самыми низкими ценами, в зависимости от региона, незначительно увеличилась по бензинам и дизтопливу и не изменилась по автогазу.

По А-92 разброс цен составил 8,14% (2 грн/л, плюс 2 коп./л), было 8,10%, по А-95 – 7,6%, (1,93 грн/л, плюс 2 коп./л), было 7,5%, по дизелю 7,7% (1,90 грн/л, плюс 2 коп./л), было 7,6%, по автогазу 12,6% (1,29 грн/л, минус 17 коп./л), было 14,3%.

Цены на А-92

Средняя цена по Украине – 25,35 грн/л (удешевление на 4 коп./л), самая высокая – в Луганской области – 26,56 грн/л (не изменилась), самая низкая – в Харьковской области – 24,56 грн/л (удешевление на 2 коп./л).

В Днепропетровской области стоимость бензина А-92 – 25,12 грн/л

Цены на А-95

Средняя цена по Украине – 26,35 грн/л (удешевление на 5 коп./л), самая высокая – в Луганской области – 27,43 грн/л (не изменилась), самая низкая – в Харьковской области – 25,34 грн/л (удешевление на 12 коп./л).

В Днепропетровской области стоимость бензина А-95 26,13 грн/л 

Цены на ДТ

Средняя цена по Украине – 25,72 грн/л (удешевление на 5 коп./л), самая высокая – в Луганской области – 26,66 грн/л (не изменилась), самая низкая – в Харьковской области – 24,76 грн/л (удешевление на 2 коп./л).

В Днепропетровской области стоимость дизтоплива 25,78 грн/л 

Цены на LPG

Средняя цена по Украине – 10,92 грн/л (минус 3 коп./л), самая высокая – в Закарпатской области – 11,69 грн/л (не изменилась), самая низкая – в Черниговской области – 10,23 грн/л (не изменилась).

В Днепропетровской области стоимость газа – 10,74 грн/л (минус 5 коп./л).

Анализ ситуации на рынке

Все эксперты говорят, что минувшая неделя, как и предыдущая, прошла под знаком двух разнонаправленных факторов: удешевления нефти на мировом рынке и девальвации гривни в Украине. И если снижение цен на нефть на 1 доллар за баррель снижает, спустя 3-4 недели, цены нефтепродуктов на 35-40 копеек на литре, то удешевление гривни к доллару на 1 грн, наоборот, повышает, спустя 2-3 недели, цену литра топлива на 70-80 копеек.

Напомним, в Украине около 80% нефтепродуктов импортируется, прежде всего это дизтопливо и сжиженный автомобильный газ, поэтому для нас очень чувствительны колебания стоимости как нефти, так и гривни.

"Цены на бензины и дизтопливо в крупном опте упали примерно на 60 долларов на тонне, это 6-8%, – подсчитал Геннадий Рябцев, – это в итоге оказалось больше, чем девальвация гривни, которая не только стала дешеветь медленнее, чем на позапрошлой неделе, но и сама девальвация теперь стала контролируемой благодаря действиям Национального банка. Поэтому стоимость нефтепродуктов пока не выросла. А вот то, что значительно упало их потребление, особенно в приграничных регионах, где из-за карантина прекратилось челночное движение украинцев на автомобилях за границу и обратно (для закупки и перепродажи товаров), может стать серьезным препятствием для дальнейшего удешевления топлива. Хотя арифметически его цена вроде бы высокая".

Сергей Куюн уточнил, что топ-менеджеры и владельцы нескольких крупных сетей АЗС сообщили о начале падения продаж с середины недели на 15%, к выходным – на 20% и более по сравнению с предыдущей субботой.

"Наибольший спад – 40% – в западных регионах. В лидерах Закарпатье и Черновцы. На станциях в районе погранпереходов продажи упали на 90%. Ожидания тоже более-менее одинаковы – снижение реализации в апреле на 40-50%. Это весьма оптимистично, учитывая, что в Италии заправки потеряли 70-80%, – говорит Сергей Куюн. – О ценах. Падение цен на мартовские поставки съела девальвация – укрепление доллара с 24 до 27 с лишним грн. На апрель я закладываю доллар по 30 грн. Расчет показывает потенциал снижения по бензину на 3 грн/л, по ДТ – на 2,5. Если доллар будет по 28, тогда 4,2 и 3,7 грн/л соответственно. Если бы не провал курса, падение цен на нефть и нефтепродукты в мире дало бы снижение закупочных цен в Украине в апреле на 6 и 5,5 грн/л для бензина и ДТ соответственно".

По словам Артема Куюна, цены на сжиженный газ всегда подвержены влиянию двух факторов – стоимости нефти и курса доллара. К ним подключились падение продаж и новые условия работы.

"В розничных сетях уже начали падать продажи и упадут еще, – говорит Артем Куюн. – Топлива продают меньше, а затраты на его продажи стали выше: из-за карантина надо обеспечивать персонал защитными средствами, не ходит общественный транспорт – нужна развозка сотрудников, обеспечение их питанием. Некоторые сети уже начинают обустраивать общежития, вахты, так дешевле. Если это крупная сетевая заправка, это одно положение дел. А вот у единичных АЗС ситуация критическая, может стать вопрос: а стоит ей работать, если на литре заработаешь 5 гривен, а потратишь 6 гривен. То есть, маржа (наценка на стоимость топлива в опте – Авт.) будет возрастать, при этом доходы трейдеров – падать из-за роста накладных расходов".

Что может измениться за неделю

По мнению всех экспертов, снижение роста продаж может на наступившей неделе не только остановить дальнейшее удешевление топлива, но и повернуть его вспять.

"Независимо от того, сколько топлива продала АЗС за день, ее накладные расходы (зарплата сотрудников, оплата аренды земли, расходы на электроэнергию, воду и т. д.) одинаковы, – поясняет Геннадий Рябцев. – Это так называемые постоянные расходы, доля которых в каждом литре тем меньше, чем больше реализовано топлива. И наоборот. Поэтому, чтобы не работать в убыток, розница начнет повышать маржу, несмотря на снижение цены нефти и нефтепродуктов, чтобы выйти хотя бы в ноль".

Сергей Куюн ожидает, что из-за снижения потребления вскоре начнут закрываться АЗС с малыми проливами (объемами продаж).

"Таких, думаю, 25% минимум, – оценил Сергей Куюн. – Еще 10-15% АЗС – в группе риска. Например, какой смысл в работе приграничных станций, если граница закрылась, а местное население, которое жило в основном за счет челночных поездок, впало в режим использования не ахти каких запасов".

Эксперты уверены, что, несмотря на карантин, топливом все АЗС будут обеспечены. Его и раньше хватало, а теперь, в связи с официально признанным нашим правительством форс-мажором, импортеры будут отказываться от поставок по длинным договорам. К действующим розничным ценам рассчитанное снижение должно составить 10-15%. Но, как отмечалось выше, продажи по всем сетям уже провалились на 20%. Ситуация ухудшается с каждым днем и к апрелю это будет явно больше 30%. Параллельно растут затраты на эксплуатацию АЗС: индивидуальная доставка сотрудников на рабочее место, обеспечение средствами защиты, бесконечная дезинфекция помещений, прочие "карантинные" мероприятия. И ко всему – снижение выручки в кафе и магазинах…

"Иными словами, постоянные расходы остаются, к ним добавляются немалые "карантинные", и при этом доходы падают. Как сохранить бизнес? Ответ универсальный для любого бизнеса – только за счет увеличения наценки. Если мартовский потенциал снижения съела девальвация, то сегодня экономику АЗС уже вовсю съедает крушение продаж. Лично я вижу, что ценовая стабильность будет очень неплохим вариантом в данной ситуации, уж точно лучше, чем рост, как на другие товары. Если удастся остановить просаживание гривни, думаю, небольшое снижение станет более вероятным. В долларовом эквиваленте падение будет в любом случае", – подытожил Сергей Куюн.

С газом вообще особая ситуация – на нем АЗС зарабатывают минимум: по оценке Артема Куюна, из двух гривен маржи на литре – 70-80 коп. это накладные расходы, а 1 гривня – скидка, которую дают практически все сети.

"Поэтому не исключаю, что цены в рознице на газ могут подрасти уже на следующей неделе, – отметил Артем Куюн. – Но неравномерно, все будет зависеть от региона и вида заправок. Если это монотопливные заправки – их, скорее всего, ждет закрытие в случае достаточной конкуренции, или рост цен, если такая заправка, условно говоря, одна на три села где-то в глубинке".