Оплата труда работника при совмещении должностей: некоторые юридические нюансы

Опубликовано slavkin - чт, 11/17/2022 - 08:25
Ворон

11 ноября этого года специалисты Главного управления Гоструда в Днепропетровской области на своем официальном веб-сайте (https://dp.dsp.gov.ua) подробно ответили на актуальный для многих работников-совместителей вопрос о доплатах за временное совмещение должностей. Об этом и пойдёт речь в сегодняшней статье.

О доплатах временным совместителям по статье 105 КЗоТ

Отдел по вопросам соблюдения законодательства о труде в Днепровском регионе разъясняет, что работникам, выполняющим на том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой должности или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в соответствии с нормами статьи 105 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины.
Совмещение должностей на одном предприятии подразумевает выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени по основной работе на одном и том же предприятии, учреждении, организации.
Размеры доплат за совмещение должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре (часть 2 статьи 105 КЗоТ). 

О юридических нюансах оплаты работы совместителей

Доплату за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливают обычно в пределах одной категории должностей и обязательно определяют в приказе, какой именно объём дополнительных обязанностей будет выполнять работник по должности временно отсутствующего работника.
Решение о конкретном размере доплаты принимает работодатель в зависимости от сложности, характера, объёма выполняемых работ, затрат основного рабочего времени.
В приказе об установлении доплаты работодателю следует чётко определить, какой объём дополнительной работы (обязанностей) должен выполнять работник. 
Доплаты можно устанавливать нескольким работникам в пределах экономии по тарифной ставке окладу — до 100% тарифной ставки оклада, должностного оклада временно отсутствующего работника.
Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки на 2016 – 2020 годы, Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины на 2021 – 2025 годы, соответственно пунктом 6.3.6, определено, что при установлении размеров доплат за совмещение профессий должностей, расширение зоны обслуживания, за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от своей основной работы на основании коллективных договоров используется на эту цель вся экономия фонда заработной платы по соответствующим должностям.

Если условия оплаты совместителей не прописаны в колдоговоре

В том случае, когда условия о размерах доплат за выполнение работником наряду с основной работой дополнительной работы по другой профессии или должности (совмещение профессий, должностей) или обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы не были определены в соответствии со статьей 105 КЗоТ в коллективном договоре, размер доплаты за такую работу, выполненную по распоряжению работодателя или с его ведома, определяется судом с учётом её сложности, характера, объёма, а также степени использования рабочего времени и тарифной ставки работника, о чём свидетельствует судебная практика, а именно: пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда»от 24 декабря 1999 года № 13.

Наша справка. По состоянию на день публикации этого материала пункт 15 Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами законодательства об оплате труда» от 24 декабря 1999 года № 13 имеет такое содержание: «15. Разъяснить судам, что в том случае, когда условия о размерах доплат за выполнение работником наряду с основной работой дополнительной работы по другой профессии или должности (совмещение профессий, должностей) или обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы не были определены в соответствии с 
ст. 105 КЗоТ в коллективном договоре или согласованы иначе из-за отсутствия последнего, размер доплаты за такую работу, выполненную по распоряжению собственника или с его ведома, определяется судом с учётом её сложности, характера, объёма, а также степени использование рабочего времени и тарифной ставки работника.
     При этом следует иметь в виду, что согласно п. 5 ПостановленияКабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 31 августа 1996 г. № 1033 (со следующими изменениями) на период погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений, условия оплаты труда которых утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29 мая 1996 г. № 565 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы», доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников и совмещение профессий (должностей)осуществляются в размере до 30 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
     Указанные правила не применяются, когда речь идет о выполнение рабочими и служащими работ различной квалификации, оплата за которые производится согласно ст. 104 КЗоТ…»
Примечание. Постановление Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 31 августа 1996 г. № 1033 (с изменениями) действует по настоящее время.
Постановление Кабинета Министров Украины от 29 мая 1996 г. № 565 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы» утратило свою силу в 2001 году.
Игорь Ворон, юрист.