Дневник фестиваля в Каменском: к любви через уродство. «Оркестр»

Опубликовано admin - ср, 05/22/2019 - 06:38
«Классика сегодня» не перестаёт радовать интересными участниками. 21 мая на Новой сцене Запорожский муниципальный театр-лаборатория «VIE»представил свой спектакль-концерт «L’ORCHESTRE» («Оркестр») по пьесе Жана Ануя. Когда в замкнутом пространстве вынуждены сосуществовать неприятные друг другу люди – это тяжело. Ещё тяжелее, если с этими людьми надо работать. А уж если коллектив женский преимущественно, то всё – оркестр. Но если подумать, то объединяет этих разных женщин сразу несколько общих позиций. Каждая из них несчастна. И это не сиюминутное ощущение или настроение сегодня, это глубинное чувство, о котором не говорят первому встречному, известное, наверное, каждому. Они все, каждая в своём роде, неудачницы, и прежде всего в личной жизни. А что для женщины важнее? Карьера? Любовь к искусству? И это тоже, но… Ещё одна общая черта – нежелание принять правду о самой себе. Гораздо проще окружить себя мифами о собственной исключительности, чем принять конкретное решение и изменить свою жизнь. Лишь одна из них, Сюзанна (Олеся Володькова), решение принимает, но это решение в отказе от жизни. Символична сцена, когда эта героиня вытирает лицо-грим, лицо-маску. Перед нами уже не счастливая возлюбленная единственного мужчины в оркестре, а никому не нужная, не желанная, надоевшая любовница, на которую есть только 45 минут в дешёвом мотеле. И что остаётся, когда обманывать себя нет ни сил, ни смысла, время потеряно, молодость тоже? Роль Эрмелины сыграла Ольга Лещова, директор и художественный руководитель театра в одном лице. Её героиня постоянно жалуется на своего Эдмона, но если вначале это вызывает сочувствие, то потом равнодушие и осознание того, что главная проблема - она сама. Если женщина не может заставить мужчину себя уважать, то не поможет ей никто. Но самое главное связующее звено героев – внутреннее уродство всех без исключения. Это не люди – монстры, ведь за маской благопристойности, благородства, жертвенности скрывается жестокость, деспотизм, обыкновенный эгоизм и распущенность. Патриция (Анна Миронова), на мой взгляд, самый сложный образ. Она смешная и жалкая в своей женской непривлекательности и не востребованности, её усилия нравиться мужчинам уходят в песок, воспоминания о творческом взлёте почти не греют душу. Со стороны она кажется заботливой дочерью, героиней, потому что не отдала старую и больную мать в приют. А правда в том, что безграничная власть над беспомощной старухой – её топливо, она этим живёт, упивается, дышит. Когда обнажаются души героев, то оказывается, что ничего там, кроме гнили и нет. Пианист (Ростислав Анасийчук) оказывается не милосердным мужем, а несостоявшимся тираном. Памела (Анна Вайло) только откупается от дочери дорогими подарками, называя это материнской любовью, но не хочет пожертвовать ни своим временем, ни мимолётным романом, ни свободой ради неё. Спектакль-концерт, в котором было много музыки, получился больше о дисгармонии: отношений, чувств, мотивов, судеб. Но он получился. И это здорово. Светлана Садовенко.  

Теги