Дневник фестиваля в Каменском. Соприкосновение с вечностью: «Моцарт и Сальери»

Опубликовано admin - ср, 05/22/2019 - 22:47
22 мая на Новой сцене состоялась встреча зрителя сразу с несколькими очень интересными людьми. Первый из них – Олег Роенко, хорошо известный театралам Каменского по многим проектам на нашей сцене, неоднократный участник фестивалей «Классика сегодня». Юбилею второго был посвящён сегодняшний спектакль. И, конечно, два вечных образа из «маленьких трагедий», чьи имена уже давно стали нарицательными. Театр «Театральная мастерская Олега Роенко» приехал к нам из Киева. Мне, как рядовому обывателю средних лет, было необыкновенно приятно, что 220-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина ещё кем-то помнится в нашей стране, а 6 июня – это не только день журналиста. Пушкин – как первая любовь. Потом может быть всё, что угодно, но он будет всегда особенным, тем единственным, с которым ты всю оставшуюся жизнь будешь сравнивать всех остальных. Моцарт и Сальери – не антитеза, а единство. Одна из лучших трагедий Пушкина у Олега Роенко ведь не о гении и злодействе, которые – дальше весь зал цитировал, а совсем о другом. Сальери больше чем кто-либо понимает весь масштаб гения Моцарта. Это – солнце, которое слепит глаза, нечто уникальное, совершенное, чему никогда не будет повторения. Сальери (Олег Роенко) в этом спектакле не убийца, тем более не злодей, он – жрец, служитель, мессия. Его божество – Музыка, эта ветреная, прекрасная возлюбленная, которая требует столько жертв, трудов, страданий. И как можно безропотно наблюдать что тот, кому так много дано, даже не осознаёт, какое это счастье быть любимым ею, в то время, как тебе она позволяет только любить себя… В этом и есть драма жизни, даже трагедия… Если подумать, то сегодня на сцене их и было трое: Моцарт, Сальери и…нет, не чёрный человек, который мерещился умирающему Моцарту, а Музыка. Она - госпожа, которая повелевает, казнит и дарует. Моцарт (Вадим Куценок) – наивное и милое дитя, бесхитростное и не способное на подлость, зависть, двуличие. Он искренне привязан к Сальери, ценит его профессионализм и радуется каждой его похвале. Он способен шутя создать шедевр, но разве шедевров должно быть много? И будут ли люди ценить то, что им даровано, если этих даров будет в избытке? Сальери – философ. Он понимает, что «песен херувима» может быть только несколько, потому что Моцарт – это комета, мелькнувшая на небосводе человечества – яркая, изумительная, неповторимая. Люди никогда не поднимутся до его уровня, пусть же больше ценят то, что он им оставил. Тело – бренно, стоит ли оплакивать его, но искусство – вечно. В течение всего спектакля на сцене был огонь. Огонь уничтожающий, освящающий, погребальный костёр красных кровавых свеч…Красный рояль жизни сменяется чёрным – смерти. Нарастание динамики спектакля обусловлено отнюдь не собственно действием, а нарастанием того «crescendo», как внутреннего, так и музыкального, которое ощущается уже на уровне подсознательного. Безусловно, сегодняшняя работа – одна из самых достойных этого фестиваля, и что бы потом не решило жюри, зритель наверняка уже вынес для себя из зала очень много. Светлана Садовенко.  

Теги