В последнее время на дорогах страны стали очень заметны иномарки с иностранными номерами: литовскими, немецкими, польскими, болгарскими. Правительство не оставляет попыток поиска эффективных путей легального перемещения автомобилей через границу с учетом пожеланий многочисленного сообщества любителей приобретения иностранных авто за разумные деньги.В этой статье пойдет речь о том, как эти проблемы возникли, а также о том, какая предусмотрена ответственность за нарушение таможенных норм и правил.
Предпосылки возникновения проблемы
Любые транспортные средства, которые ввозятся в Украину, должны быть растаможены и зарегистрированы в течение 10 дней с момента пересечения государственной границы (статья 95 Таможенного кодексаУкраины (ТК)). Именно в течение этого периода следует уплатить ввозную пошлину (10% от стоимости), НДС (20%), акцизный сбор (рассчитывается от объема двигателя за каждый куб.см.), налог в Пенсионный Фонд (5%), транспортный налог, а также поставить автомобиль на учет.
В свою очередь, для лиц, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей и налоговых сборов, к примеру, приобретение автомобиля известных европейских марок, которому в среднем от 6 до 9 лет, становится возможным за сравнительно низкую цену (от 1,5 до 5 тыс. долларов).
Нерастаможенных автомобилей, по данным ДФС Украины, на территории страны около 100 тысяч, тогда как по неофициальным подсчетам их количество может составлять от 1,5 до 2 миллионов. Поэтому так остро стоит вопрос легального и дешевого (по сравнению с действующими таможенным ставками) растаможивания таких автомобилей.
31 мая 2016 года Верховной Радой Украины был принят законопроект № 3251, которым установлены существенные скидки на уплату акциза. В тоже время с 1 января прошлого года разрешено ввозить только авто стандарта «Евро 5», то есть не старше 2010 года.
Таким образом, даже с учетом этих льгот, например, VolkswagenPassat 2012 года c объемом двигателя 2,0 л., который в Польше стоит около 8 тыс. долл.,при ввозе его в Украину и уплате всех необходимых платежей, вырастет в цене до 11 328 тыс.долл., то есть на половину от его первоначальной стоимости. А это значит, что имеющиеся проблемы с «еврономерами» правительству не удалось устранить полностью.
Результатом этого стали акции владельцев «евроблях» под стенами Верховной Рады Украины, прошедшие 6-7 сентября 2017 года.Активисты требовали значительного снижения таможенных пошлин на законодательном уровне (в пределах 500 долл.США за авто). При этом продолжают использоваться разнообразные схемы беспошлинного ввоза авто с «еврономерами».
Ответственность за «еврономер»
Главными основаниями для наступления ответственности для владельцев авто с «еврономерами» является нарушение сроков транзита и/или установления факта использования автомобиля для других целей, чем те, которые были заявлены.
Статья 485 ТК устанавливает ответственность за любые противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей. Среди таких действий в диспозиции указанной статьи значится, в частности, использование товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в других целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы.
В нашем случае - использование автомобиля не для целей его транзита с одного таможенного пункта пропуска к другому (при заявлении авто в режиме «транзит»), не для целей личного пользования (при ввозе авто иностранного гражданина) или не для тех целей коммерческого использования, которые разрешены законодательством и/или были заявлены (при ввозе авто иностранной компании).
За эти и другие действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, статьей 485 ТК предусмотрен штраф в размере 300% неуплаченной суммы таможенных платежей.Например, по административным делам № 725/6187/16-а и № 337/5025 /15-а, дошедших до Высшего административного суда Украины (далее - ВАСУ), сумма штрафа за ввоз автомобилей марок МercedesBenz C180CG1 и BMW Х5 составила 618175,98 грн. и 501548,79 грн. соответственно, а законность наложенных штрафов была подтверждена судом.
К ответственности, предусмотренной статьей 485 ТК, могут быть привлечены как лица, которые ввезли автомобили в Украину с освобождением от уплаты налогов и затем нарушили условия такого освобождения (например, не вывезли авто вовремя, передали его в пользование другим лицам), так и лица, использующие такие автомобили.
Например, в деле № 633/383/16-а, которое также было рассмотрено ВАСУ, к юридической ответственности был привлечен гражданин Украины, который использовал автомобиль, завезенный для личного пользования гражданином Азербайджана.
Согласно части 2 статьи 464 ТК Украины, уплата штрафа, если при этом не применяется наказание в виде конфискации транспортных средств, не освобождает лицо, совершившее нарушение таможенных правил, от уплаты таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом.
Таким образом, чтобы растаможить авто, придется заплатить еще 100% (то есть уже 400% стоимости налогов и сборов). И, к тому же, использовать его на территории Украины можно, только если автомобиль будет соответствовать стандарту Евро-5. Иначе автовладелец не сможет зарегистрировать его и получить государственные номера даже после уплаты всех таможенных платежей.
Дополнительно таможенные органы могут наложить штраф за нарушение установленных сроков транзита или временного ввоза. Так, за нарушение сроков транзита менее чем на одни сутки статьей 470 ТК предусмотрен штраф в размере 170 грн., от 1 до 10 дней – 3400 грн., более 10 дней – 8500 грн. За нарушение сроков временного ввоза менее чем на 3 дня статьей 481 ТК предусмотрен штраф в размере 850 грн., от 3 до 10 дней – 5100 грн., более 10 дней – 17000 грн., а транспортное средство может быть изъято для обеспечения уплаты штрафа.
Кроме того, за управление незарегистрированным автомобилем предусмотрена и административная ответственность, а именно штраф в размере 170 грн. За повторное в течение года нарушение такого рода - штраф в размере 255 грн. с возмездным изъятием автомобиля.
Как владельцев авто с «еврономерами» привлекают к ответственности? Следует отметить, что сам по себе «еврономер» не является причиной для остановки автомобиля.Кроме того, иногда предъявляемые к водителям требования патрульной полиции, среди прочего, предоставить сведения о месте прописки, номере мобильного телефона или дате въезда на территорию Украины не входят в сферу их полномочий. Однако, как правило, патрульная полиция останавливает автомобиль с«еврономером» за нарушение других правил дорожного движения (ПДД). В порядке обмена информацией для проверки правильности уплаты налогов при ввозе такого авто полиция направляет запрос в таможенные органы, а те в свою очередь - проводят проверку, результатом чего и может стать вынесение постановления о наложении штрафа.
При обжаловании таких постановлений суды в первую очередь будут оценивать правильность оформления документов и их соответствие приложению С к Стамбульской конвенции о временном ввозе (соответствие использования автомобиля целям, заявленным в декларации). Поэтому водитель не обязан сразу давать свои развернутые пояснения. На основании положений статьи 63 Конституции Украины он имеет право вообще отказаться от дачи объяснений в отношении себя (и членов своей семьи). При предоставлении таких объяснений или отказе от них владелец авто с «еврономером» имеет право пользоваться правовой помощью адвоката.
Сам факт отсутствия показаний предполагаемого нарушителя может существенно затруднить установление таможенным органом состава правонарушения, предусмотренного статьей 485 ТК Украины, или даже сделать его невозможным. Для того, чтобы дать правильные показания, необходимо иметь максимально законные основания для использования автомобиля (четко знать, как был оформлен ввоз автомобиля, с какой целью, и какие документы это подтверждают).
Перспективы «еврономеров» в Украине
Несмотря на то, что акцизы и ввозные пошлины являются неоправданно высокими(аналогичное законодательство существует только в Кубе, где таким образом безуспешно пытались спасти автопром), против легализации авто на «еврономерах» и значительного снижения пошлин выступают владельцы автосалонов и продавцы новых автомобилей. Также считается, что снижение пошлин будет несправедливым по отношению к тем, кто уже оплатил налоги за ввоз своих авто «по максимуму».
В свою очередь парламентом на сегодняшний день для решения этой проблемы разрабатываются два законопроекта. Первым законопроектом водителям предложат растаможить и поставить на учет автомобили, которые на сегодняшний день уже ввезены в страну. Обойтись это должно примерно в 1-1,4 тыс. евро в зависимости от года выпуска авто и объема двигателя. Инициатива должна коснуться автомобилей на иностранных номерах выпуска 2000 г. и позже. Также будут внесены соответствующие изменения в три Кодекса Украины - Налоговый, Таможенный и Бюджетный.
Вторым законопроектом, который собираются принять уже в ближайшем будущем,будут закрыты границы для автомобилей, которые незаконно используют режим временного ввоза или транзита. Таким законом может стать законопроект Бурбака М.Ю. № 4932, которым вводится еще один налог - за каждые сутки пребывания машины с иностранными номерами свыше месяца на территории Украины плата за пользование дорогами устанавливается: 2 евро за сутки, 7 евро за неделю, 34 евро за месяц или 340 евро за год. К тому же, вводится обязательна страховка ОСАГО для таких автомобилей. Этот законопроект хоть и не решает проблему авто с «еврономерами», однако делает их нахождение на территории Украины чрезвычайно невыгодными.
Артем Ворон, адвокат.