В условиях перманентного, без конца и края, повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги далеко не лишним, а иногда и жизненно важным, будет знать, по каким причинам в очередной раз повышается плата за наш жилищный сервис. Очевидно, понимают это и «в верхах», потому что в сфере совершенствования информированности населения о стоимости жилищно-коммунальных услуг правительство предприняло очередные меры. Поговорим сейчас об этом более подробно.
Новый Порядок информирования
В начале июня 2018 г. Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины издало приказ № 130 от 5 июня с. г. «Об утверждении Порядка информирования потребителей о намерении изменения цен/тарифов на коммунальные услуги с обоснованием такой необходимости» (зарегистрирован в Минюсте 26 июня 2018 г. под № 753/32205) (далее – Порядок информирования). Нормативно-правовой акт вступил в силу 17 июля с. г.
Как следует из названия этого документа, речь в приказе Минрегионразвития идет о принятии нового Порядка предоставления потребителям информации о намерении изменения цен или тарифов на коммунальные услуги.
Напомним, что согласно ст. 13 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» коммунальные услуги – это централизованное снабжение горячей и холодной водой, водоотведение (с использованием внутридомовых систем), газоснабжение, централизованное отопление, а также вывоз бытовых отходов (и тому подобное).
К жилищным услугам относятся услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, услуги по управлению домом или группой домов, услуги по ремонту помещений, домов и сооружений.
Таким образом, отметим для сведения, что новый Порядок информирования не касается правил предоставления информации населению об изменениях тарифов на жилищные услуги, а также тарифов на электроэнергию и поставку природного газа.
Новый Порядок информирования определяет механизм доведения информации до потребителей о намерении органа, имеющего право на изменение тарифов, изменить цены или тарифы на коммунальные услуги (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и по поставке и распределению электрической энергии) с обоснованием такой необходимости исполнителями коммунальных услуг, тарифы для которых устанавливаются органами местного самоуправления (далее - орган, уполномоченный устанавливать тарифы). Положения Порядка информирования применяются как по результатам пересмотра тарифов и их структуры (или установления новых тарифов), так и по результатам пересчета отдельных составляющих тарифов (корректировка тарифов).
О самом механизме информирования
Прежде всего, предприятия и организации, которые предоставляют населению коммунальные услуги (далее - исполнители комуслуг) осуществляют расчеты экономически обоснованных расходов на производство (предоставление) коммунальных услуг и подают их для установления тарифов органам, уполномоченным устанавливать тарифы. В течение 5-ти рабочих дней со дня представления соответствующих расчетов в орган, уполномоченный устанавливать тарифы, исполнители комуслуг информируют потребителей о намерении осуществить изменение тарифов (или установить тарифы) и доводят до сведения потребителей информацию, предусмотренную Порядком информирования.
Срок, в течение которого от физических и юридических лиц принимаются замечания и предложения, устанавливается исполнителем комуслуг, но он не может быть менее 7-ми и более 14-ти календарных дней со дня уведомления потребителей о намерении осуществить изменение тарифов на коммунальные услуги.
Информация о грядущем изменении тарифов должна быть достоверной, точной и полной.
Исполнителями, оказывающими услуги по поставке тепловой энергии, поставке горячей воды, централизованного водоснабжения, централизованного водоотведения, до сведения потребителей доводится следующая информация:
- общий размер планируемого тарифа и его структура (планируемые расходы по элементам, прибыль, НДС);
- обоснование причин изменения тарифа (указание размера действующего тарифа и процента возмещения утвержденным тарифом себестоимости, планируемого экономически обоснованного тарифа, даты, когда тариф в последний раз пересматривался, причин пересмотра тарифа с определением формы (способа) его изменения, процента изменения основных составляющих тарифа (заработной платы, электроэнергии, горюче-смазочных материалов), определение процента изменения тарифа и т. д);
- обоснование необходимости установления тарифа (в случае, если тариф устанавливается впервые);
- другая дополнительная информация, определенная исполнителем комуслуг;
- адрес, по которому принимаются замечания и предложения от физических и юридических лиц, их объединений (местонахождение исполнителя комуслуги и органа, уполномоченного устанавливать тарифы), а также срок приема таких замечаний и предложений.
Исполнителями, оказывающих услуги по обращению с бытовыми отходами, до сведения потребителей доводится такая информация:
- общий размер планируемого тарифа на услуги по обращению с бытовыми отходами для конечного потребителя и его структура (планируемые расходы по элементам, прибыль, НДС), размер планируемых тарифов отдельно по каждой услуге (вывоз, переработка и захоронение бытовых отходов) и видам бытовых отходов (твердые, крупногабаритные, ремонтные, жидкие) и их структура;
- периодичность предоставления услуги, график вывоза бытовых отходов;
- обоснование причин изменения тарифа (указание размера действующего тарифа и процента возмещения утвержденным тарифом себестоимости, планируемого экономически обоснованного тарифа, даты, когда тариф в последний раз пересматривался, причин пересмотра тарифа с определением формы (способа) его изменения, процента изменения основных составляющих тарифа (заработной платы, электроэнергии, горюче-смазочных материалов), определение процента изменения тарифа и т. д);
- обоснование необходимости установления тарифа (в случае, если тариф устанавливается впервые);
- другая дополнительная информация, определенная исполнителем комуслуг;
- адрес, по которому принимаются замечания и предложения от физических и юридических лиц (местонахождение исполнителя комуслуги и органа, уполномоченного устанавливать тарифы), а также срок приема таких замечаний и предложений.
Информация о будущих тарифных изменениях должна доводиться до сведения потребителей путем размещения на официальном веб-сайте органа местного самоуправления в сети Интернет (при наличии), в печатном средстве массовой информации (СМИ) местной сферы распространения (предпочтение отдается печатным СМИ органа местного самоуправления), веб-сайте исполнителя комуслуг (при наличии), на информационных стендах в абонентских отделах исполнителей комуслуг и на информационных стендах возле административных зданий органов местного самоуправления в населенных пунктах, где потребители получают соответствующие услуги.
Исполнитель комуслуг может выбрать один из вышеперечисленных способов доведения информации (кроме размещения на информационных стендах в абонентских отделах исполнителей комуслуг и на информационных стендах возле административных зданий органов местного самоуправления) как основной для размещения всего объема необходимой информации, определенной Порядком информирования. С помощью других способов, а также путем обязательного размещения информационного сообщения в платежном документе, применяемом для оплаты услуг, исполнитель комуслуг уведомляет потребителей о намерении изменения тарифов (или установления новых тарифов) на коммунальные услуги и обязательно отмечает источник размещения всей необходимой информации, с которой беспрепятственно может ознакомиться потребитель.
Исполнитель коммунальных услуг по собственному желанию может также дополнительно доводить до сведения потребителей информацию о намерении изменения тарифов с помощью радио, телевидения и способом, определенным уставом территориальной громады.
Способы доведения до сведения потребителей информации не ограничиваются предусмотренными настоящим Порядком.
В заключение
Механизм предоставления населению сведений о возможном изменении тарифов на коммунальные услуги –это не улица с односторонним движением. Поэтому, следует заметить, Порядок информирования предусматривает возможности самих потребителей подавать свои замечания и предложения в случае несогласия с изменением тарифов. Но об этом мы подробно поговорим в одной из наших следующих публикаций.
Игорь Ворон, юрист.