Лето в этом году горячее и пляжный сезон сейчас в самом в разгаре. Многие еще помнят те, как теперь кажется, благодатные времена, когда практически везде и для каждого был свободный проход или проезд к побережью Черного моря, больших и малых рек, озер, котлованов, заливов и других водоемов. Однако «новые хозяева жизни» очень скоро стали понимать, что лучшая земля возле живой воды и живописные берега как-то «несправедливо» принадлежат всем. По их мнению, природной красотой, богатством морей, рек и озер в самых доступных и удобных местах должны наслаждаться только избранные с тугими кошельками и при больших должностях. Они правдами и неправдами за последние годы скупили или «арендовали» землю возле воды, понастроили дома и дачи, огородили их большими заборами и парканами. Дошло до того, что обычному человеку или семье с детьми пройти к морю, озеру или реке, на пляж, чтобы отдохнуть у воды, искупаться и позагорать, стало крайне проблематично: кругом высокие бесконечные заборы или проход на пляж только за плату. Решать эту проблему нужно было на самом высоком уровне и поэтому украинский парламент принял по этому поводу специальный закон. Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.
Закон № 233
29 октября 2019 года Верховная Рада приняла очень важный и нужный Закон, который называется «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения беспрепятственного доступа граждан к побережью водных объектов для общего водопользования» № 233-IX (далее – Закон № 233), который вступил в силу с 21 ноября прошлого года. Этот долгожданный нормативно-правовой акт, следуя логике защиты конституционных прав граждан на водные ресурсы страны, внес существенные изменения в Водный и Земельный кодексы Украины, Кодекс об административных правонарушениях, Закон «О местном самоуправлении в Украине» и Закон «О местных государственных администрациях».
Что изменилось в Водном кодексе
В Водном кодексе Украины теперь законодательно внесены и действуют такие положения:
1) Запрещается ограничение общего водопользования, в том числе ограничение купания и плавания на лодках, любительского и спортивного рыболовства, причаливания к берегу в светлое время суток в связи с нахождением земельных участков прибрежных защитных полос (пляжной зоны) в пользовании юридических или физических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом (статья 47 «Право общего водопользования»);
2) Водопользователь, который взял водный объект в пользование на условиях аренды, обязан доводить до сведения населения условия водопользования, а также об установленных ограничениях общего водопользования на водном объекте, предоставленном в аренду. Если водопользователем или соответствующим советом не установлено таких условий, общее водопользование признается разрешенным без ограничений (статья 47«Право общего водопользования»);
3) Гражданам обеспечивается беспрепятственный и бесплатный доступ к побережью морей, морских заливов, лиманов и островов во внутренних морских водах в пределах пляжной зоны, берегов рек, водоемов и островов для общего водопользования, кроме земель охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель, а также земельных участков, на которых расположены:
- гидротехнические, гидрометрические и линейные сооружения;
- объекты повышенной опасности;
- пансионаты, объекты реабилитации, спорта, санатории и другие лечебно-оздоровительные учреждения, детские оздоровительные лагеря, имеющие соответствующие предусмотренные законом документы на постройки и на осуществление соответствующей деятельности;
- объекты природно-заповедного фонда, объекты культурного наследия.
Ограничение доступа граждан любым способом (в том числе путем создания ограждений или других конструкций) к побережью водных объектов на земельных участках прибрежных защитных полос, находящихся в пользовании юридических или физических лиц, а также взимание за него платы является основанием для прекращения права пользования земельными участками прибрежных защитных полос по решению суда.
Ограничение любым способом прохода вдоль берега моря, морского залива или лимана в пределах пляжной зоны или взимание за него платы является основанием для прекращения права пользования пляжной зоной по решению суда (статья 88 «Прибрежные защитные полосы»);
4) Ответственность за нарушение водного законодательства несут лица, виновные в: … ограничении любым способом беспрепятственного и бесплатного доступа граждан к побережью морей, морских заливов, лиманов и островов во внутренних морских водах в пределах пляжной зоны, а также к берегам рек, водоемов и островов для общего водопользования, кроме случаев, предусмотренных законом (статья 110 «Ответственность за нарушение водного законодательства»).
Изменения в Земельном кодексе
В Земельном кодексе Украины теперь есть такие положения:
1) В пределах прибрежных защитных полос обеспечивается беспрепятственный и бесплатный доступ граждан к побережью морей, морских заливов, лиманов и островов во внутренних морских водах в пределах пляжной зоны, берегов рек, водоемов и островов для общего водопользования, кроме земель охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель, а также земельных участков, на которых расположены:
- гидротехнические, гидрометрические и линейные сооружения;
- объекты повышенной опасности;
- пансионаты, объекты реабилитации, спорта, санатории и другие лечебно-оздоровительные учреждения, детские оздоровительные лагеря, имеющие соответствующие предусмотренные законом документы на сооружения и осуществления соответствующей деятельности;
- объекты природно-заповедного фонда, объекты культурного наследия.
Ограничение доступа граждан любым способом (в том числе путем создания ограждений или других конструкций) к побережью водных объектов на земельных участках прибрежных защитных полос, находящихся в пользовании граждан или юридических лиц, а также взимание за него платы является основанием для прекращения права пользования земельными участками прибрежных защитных полос по решению суда (статья 60 «Прибрежные защитные полосы»);
2) В прибрежных защитных полосах запрещается устройство ограждений или других конструкций, препятствующих доступу граждан к берегам рек, водоемов и островов, кроме случаев, предусмотренных законом.
Такие ограждения или другие конструкции демонтируются их владельцами в течение 10 дней после получения письменного требования местной государственной администрации или исполнительного органа сельского, поселкового или городского совета. В случае невыполнения такого требования указанные ограждения или другие конструкции демонтируются по решениям местной государственной администрации или исполнительного органа сельского, поселкового или городского совета. Расходы соответствующего местного бюджета, связанные с демонтажем указанных ограждений или других конструкций, возмещаются их владельцами.
В случае, если невозможно установить владельца ограждения или других конструкций либо лицо, по решению которого они были установлены, оплата работ, связанных с демонтажем, возлагается на лицо, в пользовании которого находится земельный участок, на котором установлена ограда или другие конструкции (статья 61 «Ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос вдоль рек, вокруг водоемов и на островах»);
3) В пределах пляжной зоны прибрежных защитных полос запрещается сооружение ограждений или других конструкций, препятствующих доступу граждан к побережью морей, морских заливов, лиманов и островов во внутренних морских водах, кроме случаев, предусмотренных законом. Такие ограждения или другие конструкции демонтируются их владельцами в течение 10 дней после получения письменного требования местной государственной администрации или исполнительного органа сельского, поселкового или городского совета. В случае невыполнения такого требования указанные ограждения или другие конструкции демонтируются по решениям местной государственной администрации или исполнительного органа сельского, поселкового или городского совета. Расходы соответствующего местного бюджета, связанные с демонтажем указанных ограждений или других конструкций, возмещаются их владельцами (статья 62 «Ограничения в использовании земельных участков прибрежных защитных полос …»).
Административный штраф за преграду к воде
Народные избранники внесли изменения в статью 60 Кодекса Украины об административных правонарушениях Украины (КУоАП), которая называется «Нарушение правил водопользования», добавив в нее части 2 и 3 такого содержания: «Ограничение любым способом беспрепятственного или бесплатного доступа граждан к побережью морей, морских заливов, лиманов и островов во внутренних морских водах в пределах пляжной зоны, а также к берегам рек, водоемов и островов для общего водопользования, кроме случаев, предусмотренных законом, - влечет за собой наложение штрафа на граждан от 200 до 400 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. от 3 400 грн. до 6 800 грн.) и на должностных лиц - от 400 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 6 800 до 11 900 грн.).
Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут за собой наложение штрафа на граждан от 400 до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 6 800 до 11 900 грн.)и на должностных лиц - от 700 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 11 900 грн. до 17 000 грн.).
В заключение
Законодательство Украины четко определяет, что морское побережье, реки и озера принадлежат государству, а следовательно, всем гражданам Украины. До принятия Закона № 233 права компаний, частных предпринимателей, арендующих пляжи для своей коммерческой деятельности, не особо эффективно регулировались, в итоге права граждан на «доступ к воде» практически повсеместно в той или иной форме ущемлялись. Теперь дело другое: кому быто ни было нельзя запретить гражданам купаться в определенном месте, ходить вдоль побережья, плавать на лодках, заниматься рыбалкой или причаливать к берегу. Исключения из этого правила составляют участки с расположенными на них гидротехническими сооружениями или режимными объектами, зоны повышенной опасности, санитарные и заповедные зоны, пансионаты, санатории и детские лагеря и т. д.
Кстати, важное дополнение. Согласно заключительных и переходных положений Закона № 233, ограждения или другие конструкции, установленные до вступления в силу этого Закона (т. е. до ноября прошлого года) и препятствующие доступу граждан к побережью … в пределах пляжной зоны, а также к берегам рек, водоемов и островов (кроме случаев, установленных законом), подлежат демонтажу в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу этого Закона. Расходы соответствующего местного бюджета, связанные с демонтажем указанных ограждений или других конструкций, возмещаются их владельцами. Иными словами, никаких заборов на вашем пути к пляжу сейчас быть не должно, а если ограждения все-таки есть, то они вне закона, а их владелец подлежит административному наказанию.
Игорь Ворон, юрист.