В рамках диджитализации многих сфер жизни украинцев традиционные бумажные трудовые книжки будут заменены электронным реестром. Все данные о местах работы, стаже, поощрениях и взысканиях на работе будут храниться в базе данных. Оттуда они будут автоматически подтягиваться по запросу из Пенсионного фонда и других организаций.
Обычные трудовые книжки могут оставаться на руках граждан, и по их желанию туда будут также вноситься сведения о работе – по желанию владельца книжки, сообщает nashemisto.dp.ua.
Переходной период для полного перехода на электронную трудовую книжку планируется в течение пяти лет. На протяжении этого времени бумажные трудовые будут иметь такой же статус, как и внедряемый реестр.
Электронная трудовая состоит из пяти разделов:
- Номер удостоверения и личные данные (ФИО, дата рождения, контакты, адрес)
- Страховой стаж, зарплата, выплаченный ЕСВ
- Особый статус
- Выплаты по соцстрахованию
- Общий страховой стаж
Но несмотря на визуальную гладкость нововведения, многие эксперты рассматривают его критически. Разберемся, в чем плюсы и минусы электронной трудовой книжки.
В чем преимущества
Сторонники электронных трудовых книжек акцентируют внимание на облегчении учета и прозрачности данных, что сделает положение работников более защищенным от разного рода махинаций.
- Нет больше риска утери трудовой книжки
- Электронный реестр делает бессмысленными манипуляции с трудовыми как со стороны работников, так и работодателями, которые нередко используют этот фактор для давления на подчиненных
- Электронная трудовая книжка облегчит многие споры, связанные с удерживанием бумажной трудовой при увольнении сотрудника
- Уменьшаются временные и финансовые затраты на ведение бумажной документации, дублирование информации из трудовых книжек в журналах
Какие минусы
Но наряду с плюсами, у нововведения существуют и недостатки.
- Ожидается большое количество жалоб на несоответствие настоящей информации той, что указана в реестре. Нужно проверять данные в электронных кабинетах, чтобы как можно скорее исправлять неточности
- Юристы указывают на возможные коллизии из-за того, что Пенсионный фонд определяет предприятие по коду ЕГРПОУ. То есть если название предприятия изменится, то и в личных данных человека оно будет указано по-новому, а не так, как называлось в период его работы
- Есть опасения о ненадлежащей защите данных
- Проблемой может стать восстановление данных до 1998 года – лишь с этого времени Пенсионный фонд стал вести электронный документооборот. Стаж предыдущих лет нужно подтверждать бумажной трудовой и выписками.