В современном обществе многие учителя хоть раз в жизни становились жертвой буллинга. О проблеме травли детей стал говорить не так давно, но сейчас уже обсуждают ее достаточно активно и часто. А о проблеме травли учителей не говорят и вовсе. Но это явление существует давно, но о нем не принято говорить, так как механизмов его разрешающих, как таковых не существует. В этой статье пойдет речь о том, как учитель может защитить себя от буллинга с помощью законодательства и психологических механизмов.
Хамство, нецензурные выражения в адрес учителя и другое неуважительное поведение со стороны родителей учеников может коснуться любого учителя. Что собственно и происходит, только мало кто об этом знает, так как огласку, как правило, такие случаи не получают.
Случай из жизни
Последним известным редакции случаем стал инцидент в Каменском между родителями ученика начальной школы и учителем. Конфликт случился по причине того, что папа ученика, не разобравшись в ситуации решил, что учитель при всем классе выставил его сына не в самом лучшем свете. Хотя в ходе разбирательства выяснилось, что дети, которые присутствовали в той ситуации, не слышали со стороны учителя слов, унижающих достоинство этого мальчика. При этом родитель в коридоре учебного заведения позволял себе в хамской и неуважительной форме разговаривать с учителем и повышать на него голос. И на все попытки педагога сгладить конфликт и спокойно разобраться в ситуации, папа ученика не реагировал. Следует отметить, что в данной ситуации папа ученика имеет должность правоохранителя и в ходе разговора с учителем вел себя так, как мог бы себя вести по отношению к людям, совершившим правонарушение. Со временем конфликт вроде бы исчерпал себя. Но теперь этот ученик уже позволяет себе, увидев манеру поведения своего отца, прикрываться своим родителем, аргументируя это тем, что его папа все «порешает» и всех накажет. В связи с этим у ребенка формируется представление о своем положении в обществе, как вседозволенность и безнаказанность. А учитель в такой ситуации, чувствуя свою беззащитность перед напором и наглостью учеников и родителей, и вовсе хочет уйти из профессии, не видя целесообразности в своей деятельности.
Как разрешить подобные ситуации мы разобрались, рассмотрев ее с трех сторон.
Что говорят в департаменте по гуманитарным вопросам
Директор департамента по гуманитарным вопросам Татьяна Онищенко рассказала, что никакой защиты со стороны департамента учитель не имеет. По ее словам, в нашей стране в первую очередь защищаются только права детей и их родителей. Никакой статистики по поводу обращения учителей о том, что по отношению к ним происходит травля либо со стороны учащихся, либо родителей, департамент не ведет. Если же случаются обращения родителей в департамент по поводу учителя, то специалисты проводят соответствующее расследование и, получается, что в этом случае учитываются права ребенка и его родителей, но никак не учителя. По этой причине, по словам Татьяны Онищенко, в сфере образования и ощущается такая нехватка кадров, когда учитель по сути не имеет никакой защиты, а ребенок и родители всегда с большей вероятностью могут оказаться правы.
Где учитель может получить защиту в такой ситуации?
Адвокат Денис Монатко разъяснил ситуацию с юридической точки зрения и рассказал, как учитель может найти защиту.
Разъяснение законопроекта
«Считаю излишним планируемое принятие законопроекта 2279 от 17.10.2019 года в части усиления ответственности, связанной с преподавателями, учителями и т. д. Первое, на что обратил внимание — это обилие оценочных понятий. Например, в ч. 2 ст. 173-5 речь идет об оскорблении. Что такое оскорбление? Понятие закон не раскрывает. Ребенок по природе своей может сказать что-то не то, и эти слова будут восприняты как оскорбление со всеми вытекающими. Поэтому уже это должно насторожить законодателей. Ведь не редки случаи, когда учителя злоупотребляют своим положением, а значит мы можем столкнуться с «цензурой» и «диктатом» в школах. Мало того, ответственность несет малолетний ребенок (до 14-ти лет), хотя в ст. 12 Кодекса (возраст после которого наступает административная ответственность) изменения не вносятся, а значит — только с 16-ти лет.
Касательно несовершеннолетних существует как бы специальный порядок привлечения их к административной ответственности (другие виды взысканий) — никаких штрафов не предусмотрено. Напротив, возложение административной ответственности на родителей — это вообще нонсенс (ребенок может этим просто злоупотреблять). Получается, чтобы составить протокол, нужно ждать родителей (а если не придут, тогда что?), а это значит, что учебный процесс сорван... Согласно законопроекта, эти дела будут подведомственны суду, а протокол о правонарушениях будет составлять полиция.
Исходя из судебной практики по делам об административных правонарушениях, очень большой процент «оправдательных» постановлений судов по причине нарушения процедуры привлечения к административной ответственности. Даже, если и наказывать детей, то помогла ли уголовная ответственность за буллинг? Нет, поэтому я считаю, что проблема вовсе не в наказании, а проблема системная: родители, дети, школа.
Если говорить о других способах защиты от агрессии детей, то нужно понимать, что перед нами ребенок с не сформировавшейся психикой, а значит, нужно подключать психологов. Педагогический совет наделен функциями контроля и привлечения к дисциплинарной ответственности, в том числе и учеников, поэтому я считаю, что именно педагогический совет должен взять на себя основную воспитательную и карательную функцию. Необходимо подключать родителей к этому процессу через родительское собрание.
Также предусмотрена ответственность за посягание на жизнь и здоровье человека. В пояснительной записке к закону упоминается случай, когда ученики побили учителя физкультуры, но причинение телесных повреждений — это отдельный состав правонарушения, за который тоже предусмотрена ответственность.
Также каждому гарантируется право на возмещение морального и материального вреда, право на самозащиту — адекватный ситуации ответ, поэтому учитель, как и любой другой человек, вправе отстоять себя. Возможно, стоит изучить аспект ухудшения условий труда учителя в связи с беспорядками в классе, а значит, нужно рассмотреть вопрос о доплатах, увеличении отпуска, санатории и т.д.
Взгляд на явление буллинга психолога
Что может сделать в конфликтной ситуации учитель и как себя защитить рассказала психолог Марина Кузнецова.
«Первое, что может сделать учитель в такой ситуации - это остановить родителя, чтобы разговор происходил наедине, а не при детях, сказав, что выслушает родителя, готов к диалогу, но на перемене и тет-а-тет (если конфликт происходит во время учебного процесса).
Второе - это действительно выслушать родителя, дать ему выговориться, а потом ответить, перефразируя (переводя), претензию в потребность. На этом этапе спорить или доказывать обратное бесполезно, лучше уточнять или задавать вопросы: правильно ли я поняла, что ... Или: мне действительно важно ваше мнение, уточните ещё раз некоторые моменты. Здесь, конечно же, следует проявить терпение и спокойствие, чтобы еще больше не нагнетать ситуацию и не подливать масла в огонь».
Если учителю удастся выяснить потребность родителя, то, как правило, у родителя снижается эмоциональное напряжение, ведь часто родители кричат потому, что думают, что их не слышат. Если ситуация выходит из-под контроля и учитель не выдерживает, и понимает, что сдерживаться не может, то чтобы избежать открытой конфронтации следует обратится за помощью к администрации. В этом случае есть больше шансов на то, что администрация поможет разобраться в ситуации и урегулировать конфликт.
Как учителя переживают буллинг
Около четверти учителей предпочитают замалчивать то, что они стали жертвой буллинга, будь то со стороны родителей, либо самих учащихся.
За поддержкой к семье обращается только треть из них. К друзьям – практически никто. Статус взрослого уважаемого человека не позволяет жаловаться, что над учителем издеваются дети или родители учеников. В этом случае признаться в травле – все равно, что расписаться в профнепригодности.
Чаще всего учителя делятся пережитым со своими коллегами. Поддержка профессионального сообщества необходима. Учительское сообщество должно быть функциональной группой, которая будет транслировать своим участникам – даже если мы разные, каждый из нас ценен, и мы не бросим друг друга в трудной ситуации. Тогда у учителя будет опора и с большей вероятностью он не будет ощущать себя жертвой.
С. Брижа