На днях Кабмин выделил 14,2 млрд грн на ремонт украинских дорог.
"Это значит, что мы запускаем процесс ремонта дорог и выводим технику для их ремонта", — уточнил премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, финансирование ремонтных работ будет идти из госбюджета, иностранных кредитов, средств местных советов. Это позволит заняться восстановлением дорожной инфраструктуры на Донбассе, а также привести в порядок трассы во Львовской, Одесской, Харьковской и других областях. "Сегодня" узнала, какие именно дороги будут ремонтировать в 2016 году и что входит в список самых приоритетных работ (см. инфографику).
Кабмин настроен оптимистично, эксперты же — скептично. Аналитики считают, что выделенных денег не хватит на то, чтобы дороги Украины стали значительно лучше. Хотя на этот раз сумма больше, чем в предыдущие годы. Так, всего на украинские пути уйдет 14,2 млрд грн, из которых 6,5 млрд грн из бюджета. Для примера: в прошлом году из казны дали 4 млрд грн. Но несмотря на это аппетиты власти далеки от возможностей, ведь Мининфраструктуры (МИУ) утвердило к ремонту более 200 участков и объектов на трассах страны. В их числе ремонт старых и даже строительство новых автомостов, ж/д переездов, ямочный ремонт и полная замена покрытия на дорогах. Всего планируется отремонтировать 1,7 тыс. км дорожного полотна (последние три года ремонтникам удавалось привести в порядок где-то 100—600 км дорог ежегодно). Но даже если денег и хватит на запланированное, автомобилистам радоваться рано.
"Всего в Украине 170 тыс. км дорог госзначения. И 10 лет они почти не ремонтировались. Официальный срок службы автодороги — 10—15 лет. Это значит, что 10%, или 17 тыс. км дорог нужно капитально ремонтировать каждый год. А средний ремонт надо делать раз в 5 лет. То есть ежегодно такому ремонту должны подвергаться 34 тыс. км полотна. Вместо этого средний и капитальный ремонт занимают в этом году 1,7 тыс. км. Это в лучшем случае 3% от нужных объемов. Для сравнения: в 2015-м было отремонтировано где-то 300 км полотна", — пояснил нам глава департамента автотранспорта и стратегического развития автодорог МИУ Роман Хмиль.
Дабы дороги содержалось нормально, ежегодно на ремонт нужно выделять около 50—100 млрд грн, говорят в МИУ. И механизмы для 100% финансирования у властей есть. Так, в ведомстве считают целесообразным все поступления от акциза с топлива (это 35—40 млрд грн в год) направлять на ремонт дорог. "Сейчас эти деньги сначала поступают в общий фонд бюджета, а потом Минфин их перераспределяет, и в итоге средства лишь частично идут на ремонт дорог. Исправить ситуацию может законопроект "О дорожном фонде" — все эти поступления государство будет тратить на дороги. Но документ пока что находится в ВР", — уточнил Хмиль. Также в МИУ хотят ввести плату с грузовиков весом больше 12 тонн. Если инициатива реализуют, это позволит пополнить госбюджет на 10—15 млрд грн в год, которые тоже пойдут на ремонт. "Это нормальная практика ЕС. Например, если украинский грузовик едет через Венгрию, то в одну сторону он должен заплатить 200 евро. Плюс дорожные сборы — 100 евро. То есть перевозка груза туда-обратно стоит 600 евро. А у нас аналогичные сборы — 20 евро", — говорит Хмиль.
По мнению эксперта, если эти изменения реализуют, можно будет капитально ремонтировать 17 тыс. км дорог в год: "И за 10 лет привести всю дорожную сеть страны в приемлемое состояние".
Дорожные реформы: контроль улучшат, но ямочный ремонт оставят
Тем временем украинцы в сети составляют свой народный рейтинг плохих дорог Украины. К примеру, в эти списки попали направления Кривой Рог — Николаев, Кировоград — Николаев, Кривой Рог — Никополь — Запорожье, Кривой Рог — Кировоград, Львов — Тернополь. Согласно плану ремонта на 2016 год, некоторые участки на этих направлениях действительно могут быть отремонтированы. Но водители опасаются, что если участкам повезет, то долго дороги в хорошем состоянии не продержатся. "Весь их ремонт, как всегда, сойдет вместе со снегом или дождями. Иногда думаешь, что нужно менять легковушку на бронетранспортер. Неудивительно, что в регионах водители часто перекрывают дороги, требуя ремонта", — жалуется водитель из Киева Наталья Зорина.
В министерстве уверяют, что планируют повысить качество ремонта за счет независимого аудита, который хотят внедрить в этом году. "То есть теперь "Укравтодор" не будет сам контролировать качество работ по своим же заказам, ведь внедряют независимый аудит. Для этого Мировой банк выделяет финансирование на два года. Порядок техаудита должен быть утвержден в Кабмине. Пилотный проект будет в Волынской, Львовской, Ивано-Франковской областях, а позже — по всей Украине", — сказал нам Хмиль. Это значит, что привлеченные аудиторы будут контролировать ремонт при проектировании, поставках материалов. "После ремонта в полотне сверлятся керны, и тестовые образцы исследуются в лаборатории на обеспечение, например, модуля упругости дороги. И если дорога сделана некачественно, то подрядчик должен переделать по гарантии", — говорит Хмиль. Но без ямочного ремонта не обойтись, считают эксперты. "Автомобильные дороги, которые ремонтируются у нас стране за средства кредитов Мирового банка и ЕБРР, имеют отличное качество. Обязательным условием этих реконструкций является проведение международного тендера, в которых участвуют не только украинские, но и иностранные компании. К примеру, у нас уже строили дороги македонцы, турки, британцы. Поэтому уместно, чтобы тендеры были открыты для иностранных компаний с применением самых современных технологий и в случае финансирования проектов из госбюджета. Но для этого необходимы и значительные объемы заказов таких работ, то есть 14 млрд грн обещанного ремонтного бюджета-2016 является критическим минимумом", — говорит эксперт в сфере транспорта Александр Кава.