Начальник полиции Днепропетровщины рассказал об экспериментальных патрулях и полицейских участках

Опубликовано admin - пн, 01/04/2016 - 11:28
2015 год стал переломным для украинской милиции - были приняты ключевые законы, стартовала реформа. Реформирована полиция стала осваивать новые формы взаимодействия с обществом - на фоне кризиса доверия к правоохранителям и войны на Востоке страны. Об этом и многом другом интервью с начальником ГУНП в Днепропетровской области Игорем Репешко, передает пресс-служба Нацполиции области. - Игорь Владимирович, Вы возглавили милицию Днепропетровской области в мае 2015 года. Какими были Ваши первые действия в новой должности? - Прежде всего, я хотел сохранить профессиональный состав милиции, владение оперативной обстановкой и удержать стабильность в работе. Это основа, на которой базируется раскрытие преступлений и функциональность правоохранителей в целом. Из нового - мы сформировали аналитическое подразделение, сориентировали на выполнение неформализованных задач - сбор и консолидацию информации, оценку и прогноз криминогенной ситуации в регионе, моделирование возможного развития событий, разработку алгоритмов работы полиции ... Аналитики стали частью комплексной системы «Аккорд», в которой мы попытались объединить большую часть подразделений будущей полиции и максимально автоматизировать их работу. Эта система была протестирована с помощью экспериментального подразделения «Патруль 102». - И в некоторых районах города уже успели привыкнуть к присутствию на улицах вездесущих патрульных... - На это мы и рассчитывали. Проект был запущен с целью подготовить людей к появлению в регионе новой патрульной полиции. И он сработал. Показатель доверия населения к работе патруля вырос. Сократилось количество жалоб на несвоевременное реагирование. И не только. Благодаря патрулю 102 нам удалось существенно стабилизировать криминогенную обстановку в Днепропетровске. Важно, что патруль был нацелен не только на реагирование. Он активно занимался и профилактикой правонарушений, выступал фактором порядка на улицах. Благодаря патрулю появилось взаимопонимание между населением и милицией. К патрульным стали обращаться граждане на улицах - за самой разнообразной помощью: успокоить компанию, которая разгулялась на детской площадке, провести беседу соседом, который неправильно припарковался, проконсультировать по поводу европротокола ... Особенно ощутимой работа патрульных была в Кировском и Бабушкинском районах города, где улицы круглосуточно патрулировались с середины августа. - Вы начали службу в органах в девяностые годы, когда правоохранителям скучать не приходилось. С какими преступлениями сталкивались тогда? Изменилась ли с тех пор криминальная среда? - Это было начало конца Советского Союза. С одной стороны, тогдашняя криминогенная обстановка была очень похожа на нынешнюю. Стремительно ухудшалось благосостояние людей. Как следствие, значительно возрастало количество преступлений, особенно уличных и бытовых. Множество преступлений совершалось организованными преступными группировками. Росло число тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений с применением огнестрельного оружия. Тогда впервые возник такой новый вид мотивации преступления, как необходимость получения стартового капитала для осуществления предпринимательской деятельности. - Можно ли сказать, что опыт раскрытия преступлений прошлых десятилетий сейчас востребован? - Любой опыт, безусловно, полезен. Особенно, если учесть сходство ситуаций. Хотя, как мне кажется, были и существенные различия. Люди в постсоветское время были более дисциплинированными и законопослушными. Именно отношение к преступлению и к милиции было другим. Иными были и правоохранительные органы - качественной была их профессиональная подготовка. Гораздо лучшим было материальное обеспечение, а вот о технических возможностях, которые есть сейчас, тогда мы и не мечтали. Другим было законодательство. Оно позволяло оперативным сотрудникам и следователям максимально быстро принимать процессуальные решения, способствовало предотвращению и документированию преступления. Опыт работы многих наших ветеранов по профилактике и раскрытию преступлений всегда будет востребован в работе правоохранительных органов. - Недавно в Днепропетровской области начали работу 11 полицейских участков. Чем их функциональность отличается от традиционных участковых пунктов милиции? - Работа полицейских участков пока проходит в тестовом режиме. Но она организована уже в новом формате, известном как community policing - территориально приближенная полиция. Каждый такой участок станет каналом взаимодействия полиции, местных активистов, представителей власти и населения. Будут учитываться специфика района и локальные проблемы территориальных общин. Здесь полиция будет проводить множество пока еще нетипичных для нее мер - организовывать «соседский надзор», оказывать консультативную помощь, поддерживать продуктивные общественные течения, проводить воспитательную работу с населением. И мы очень рассчитываем на поддержку общественности. - Какие преступления беспокоят Вас как начальника полиции больше всего, если учесть специфику региона? - Конечно же, Днепропетровская область имеет свои особенности. Это, во-первых, ее близость к «горячему» Востоку страны. Поэтому мы сталкиваемся с большим количеством преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия. Во-вторых, это один из самых успешных и денежных регионов Украины. Поэтому и преступления здесь специфические - угон дорогих автомобилей, квартирные кражи, преступления, направленные против собственности. В-третьих, в регионе наблюдается довольно большая политическая активность, что тоже существенно влияет на работу полиции. - Часто приходится слышать фразу о том, что «в милицию/полицию обращаться бесполезно - не реагируют»... - Такая проблема есть... Здесь играют роль и человеческий фактор, в частности отсутствие профессионализма и особенности законодательства. Дело в том, что проведение многих процессуальных действий предусматривает достаточно длительную процедуру оформления. А люди требуют максимально быстрого реагирования, которое в рамках действующего законодательства часто оказывается невозможным. - Весной 2014 года мы столкнулись с кризисом доверия милиции. Индекс доверия тогда упал до 3%. При этом в среднем по Европе он составляет 72%. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы вернуть доверие к полиции? - На моей памяти разговор о недоверии общества к милиции ведется непрерывно. Я бы не стал заострять его в такой формулировке. Когда большая часть общества не соблюдает законы и правоохранители пытаются с этим бороться, конечно же, их действия будут вызывать недовольство. На мой взгляд, нельзя сейчас и ориентироваться на западные показатели. Там совсем другие люди, другое общество, другой менталитет. Отношение к полицейскому и до самого преступления тоже другое. Если на западе у человека угнали автомобиль, владелец тут же получает страховку и его уже не будет волновать, что станет с его похищенным автомобилем. Нашего же человека волнует все. Недавно к нам обратилась за помощью пенсионерка, у которой еще в 94 году украли мотоцикл и она до сих пор его ищет... Ситуация с доверием к правоохранителям изменится тогда, когда изменится состояние общества, его менталитет и подходы к восприятию понятия закона. Правоохранительные органы - это часть общества, в котором мы живем. - Изменилась ли качество работы в связи с действием Закона «О Национальной полиции?» Как сегодня оценивается работа сотрудника правоохранительных органов? - Какие бы требования к полиции не выдвигались сейчас, конечно же, мы будем стремиться им соответствовать. Но в любом случае главным критерием является способность раскрывать преступление. Если преступления раскрываются, значит, полиция работает. И для меня здесь предметом гордости является то, что наши показатели - одни из лучших в стране. В этом, безусловно, заслуга личного состава, который имеет очень высокий уровень профессиональной подготовки. - Сегодня в контексте проводимой реформы возникают дискуссии об общественном участии в принятии решений полицией на местах - в регионах, городах, районах и т.д. При этом очевидно, что у нас пока нет сплоченных дееспособных общин и уровень развития гражданского общества в стране очень низкий. Необходимо, прежде всего, наладить надлежащее воспитание общества. Может полиция пойти в авангарде этого процесса? - Одна из основных задач полиции - осуществление превентивной и профилактической деятельности, направленной на предотвращение правонарушения. Повторюсь: правоохранительные органы - часть общества, в котором мы живем. Для того, чтобы влияние общественности было конструктивным, нужно вырастить достойное общество, сделать все для его воспитания. Важно создавать механизмы общей ответственности, основанные на контактах и ​​взаимопонимании между населением и полицией. Тогда мы получим и реальную общественную инициативу, и реальный гражданский контроль. Ведь полиция способна выполнять свои функции только в условиях взаимодействия с обществом, которому она служит и в отношениях с которым она опирается на доверие. - В некоторых городах Украины еще до реформы делались попытки создать муниципальную полицию. Насколько эти начинания перспективными? - Да, такие эксперименты проводились в Виннице, Харькове, Николаеве ... Но действительно результативными они будут тогда, когда этот вопрос будет решен законодательно. Хотя мы уже сейчас движемся по этому пути: создаем полицейские участки, ориентированные на потребности территориальных общин. На встречах с активистами предлагаем им непосредственно участвовать в разработке плана профилактических мероприятий, подборе кадров, контроле за их работой. В идеале община должна сама заботиться о полиции как об одном из ресурсов улучшения жизни. На местном уровне должен решаться и вопрос материального обеспечения наших сотрудников, что было бы для них хорошим стимулом. В США каждый штат сам определяет зарплату полицейского. Хотя в нашем обществе здесь можно столкнуться с проблемой, присущей исключительно нашему менталитету. Финансируя территориальную полицию, местные власти могут стремиться только к тому, чтобы получить «ручных» правоохранителей. Поэтому основные выплаты на содержание полиции все же должны производиться централизованно. - Ваш номер открыт для всех. Это непродуктивная позиция? - Да, мой номер телефона знают многие. Я убежден, что руководитель полиции должно быть открытым для любой информации. Чем больше каналов он при этом использует, тем лучше ... - И в завершение вопрос вне профессиональной сферы. Чем увлекается начальник полиции в условно свободное время? - Книги. Мне интересны истории о выдающихся исторических деятелях, откуда можно вынести для себя что-то ценное. А также тренировки. - Чтобы Вы хотели пожелать жителям региона? - Покоя и стабильности. Все остальное в регионе есть. И понимание того, что от этой стабильности зависят жизни и судьбы людей ...

Теги