Общественно полезные и общественные работы: есть ли разница?

Опубликовано slavkin - ср, 08/03/2022 - 07:37
Ворон

В начале июля этого года Государственная служба занятости на своём официальном сайте (https://www.dcz.gov.ua) опубликовала полезную статью под названием: «Суспільно корисні / громадські роботи—  у чому різниця?». Впрочем, расскажем об этом более детально.

О постановлениях Кабмина

Специалисты Государственного центра занятости отмечают, что украинцы не боятся любой работы, а сплочённость наших людей вызывает уважение всего мира. Сегодня, как никогда до сих пор, есть потребность в рабочих руках, особенно в тех общинах, где до недавнего времени велись боевые действия. Речь идёт о восстановлении инфраструктуры, расчистке железнодорожных путей, строительстве оборонительных сооружений, озеленении территорий, сопровождении граждан с инвалидностью и многом другом.
Напомним, что постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка привлечения трудоспособных лиц к общественно полезным работам в условиях военного положения» от 13 июля 2011 года № 753 (с изменениями, внесёнными постановлением КМУ от 21 июня 2022 года№ 716) определён ориентировочный перечень общественно полезных работ.
Дополнительно внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка организации общественных и других работ временного характера» от 20.03.2021 №175 (с изменениями, внесенными постановлением КМУ от 21июня 2022 года№ 716).

В чем заключается разница между общественно полезными и общественными работами?
Общественно полезные работы носят оборонительный характер или же служат для ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших в период военного положения.
Общественные работы организуются для обеспечения экономической, социальной и экологической пользы определённой общины с целью дополнительного стимулирования к труду, материальной поддержки безработных и других категорий лиц.
Военное командование может самостоятельно или с привлечением Совета министров Автономной Республики Крым, местных госадминистраций и органов местного самоуправления или военных администраций (в случае их образования) принимать решения о введении трудовой повинности и привлечении трудоспособных лиц к выполнению общественно полезных работ. Решения же об организации общественных работ принимают местные власти с привлечением на добровольных началах работодателей.

Кто может участвовать в общественно полезных и общественных работах?

На основании введения трудовой повинности к общественно полезным работам привлекаются зарегистрированные безработные и другие незанятые лица, в частности внутренне перемещённые лица, а также работники функционирующих в условиях военного положения предприятий по договоренности с руководителями. 
Общественные работы предполагают добровольное участие граждан, состоящих на учете в службе занятости как ищущие работу, а также работники, потерявшие часть заработной платы вследствие приостановления (сокращения) производства.
К выполнению общественнополезных работ привлекаются:
- трудоспособные лица, в том числе лица, которые не подлежат призыву на военную службу и которые по возрасту и состоянию здоровья не имеют ограничений к работе в условиях военного положения (кроме трудоспособных лиц, привлечённых к работе в оборонной сфере и в сфере обеспечения жизнедеятельности населения и забронированных за предприятиями в период военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также лиц, привлечённых к осуществлению мероприятий национального сопротивления), а именно:
- зарегистрированные безработные и другие незанятые лица, в том числе внутренне перемещённые лица;
- работники функционирующих в условиях военного времени предприятий (по согласованию с их руководителями), которые не привлечены к выполнению мобилизационных заданий (заказов) и не зачислены в состав объектных формирований гражданской защиты, — в порядке перевода;
- студенты высших, ученики и слушатели профессионально-технических учебных заведений;
- лица, занятые в личном сельском хозяйстве или обеспечивающие себя работой самостоятельно.
В общественных работах на добровольных началах могут участвовать следующие категории граждан:
- зарегистрированные безработные, которым не найдена подходящая работа через 30 дней после регистрации в качестве безработного;
- работники, которые утратили часть заработной платы;
- лица, которые пребывают на учёте в территориальных органах Государственной службы занятости как ищущие работу;
- работники, которые утратили часть заработной платы вследствие вынужденного сокращения до 50% предусмотренной законодательством длительности рабочего времени и в связи с остановкой (сокращением) производства.   

Кого запрещено привлекать к такого рода работам

К общественно полезным работам запрещено привлекать малолетних детей и детей в возрасте от 14 до 15 лет, женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, а также беременных женщин в случае, когда выполнение таких работ может негативно сказаться на состоянии их здоровья.
К общественным работам не относятся (следовательно, на них нельзя определять для работ население) работы, которые связаны с риском для жизни, согласно с Перечнем работ с повышенной опасностью, утверждённым приказом Госнадзорохранытруда от 26 января 2005 года № 15.

Какие виды работ выполняются?

Общественно полезные работы во время военного положения направлены на восстановление полноценного функционирования общества и его безопасности.
Это ремонтно-восстановительные работы, разбор завалов, расчистка путей и дорог, строительство защитных сооружений гражданской характера, грузовые и сельскохозяйственные работы, а также заготовка дров к отопительному сезону. Не менее важной является помощь гражданам с инвалидностью и землякам, пострадавшим из-за боевых действий.
Общественные работы — это прежде всего работы социальной направленности: сопровождение граждан с инвалидностью, помощь в гериатрических учреждениях; работы экологической направленности: ликвидация последствий стихийных явлений, упорядочение мемориалов, памятников и тому подобное. 
Отдельное направление — это консультативная работа в органах социальной защиты.

О финансировании работ

Общественно полезные работы в условиях военного положения финансируются за счёт денежных средств заказчика или средств местных администраций либо благотворительных взносов или других источников, не запрещённых законодательством.
В случае привлечения зарегистрированных безработных финансирование осуществляется за счёт средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — Фонд), предусмотренных для выполнения общественных работ и других работ временного характера, средств местных бюджетов, предприятий, организаций, учреждений, а также других источников, не запрещённых законодательством.
Финансирование общественных и других работ временного характера происходит за счёт средств местных бюджетов, работодателей и других не запрещённых законодательством источников.
Финансирование общественных работ, к которым привлекаются зарегистрированные безработные и/или работники, которые утратили часть заработной платы, осуществляется за счёт средств местных бюджетов и/или средств Фонда.
Финансирование других работ временного характера осуществляется за счёт средств работодателей и других источников, не запрещённых законодательством. 
В период действия военного положения финансирование организации общественных работ осуществляется за счёт средств Фонда, а также других источников, не запрещённых законодательством.

Игорь Ворон, юрист.