В Украине через девять лет не останется ни одного интерната. Это станет следствием реформы, цель которой – избежать попадание детей в интернатные заведения. Государство откажется от функции воспитывать детей, а будет помогать семьям. Сейчас в интернатах только 8% сирот, остальные имеют родителей. Ребенка отдают в интернат из-за бедности семьи, если у ребенка инвалидность, или если в школе посчитают ребенка отстающим – это тоже причина, по которой родители отдают детей в школу-интернат. Сайт "Сегодня" узнал, что будет с детьми из интернатов после реформы.
Дети попадают в интернаты из-за бедности
Основная причина попадания детей в интернаты – бедность семей и сложные жизненные обстоятельства, проанализировали в организации Hope and homes for Children. Остальные распространенные причины – сложности усвоения школьной программы и состояние здоровья.
И количество детей в интернатных учреждениях растет. В 2000 году их было 99 тысяч, сейчас – 106 тысяч. При этом число сирот сократилось с 40% до 8%, а количество детей из семей выросло с 60 до 92%.
"В СССР была цель, чтобы всех детей воспитывало государство – в интернатах. Украина до сих пор не может искоренить эту печальное наследие", – говорит уполномоченный президента по правам ребенка Николай Кулеба.
Пребывание ребенка в интернате имеет негативные последствия, как для него самого, так и для общества. Половина детей из интернатов имеют задержку в развитии. А каждые три месяца пребывания ребенка в интернате приводят к задержке физического развития на месяц, говорится в Международном исследовании состояния развития детей, усыновленных из институций Miller and Hendrie.
Все из-за того, что в интернате невозможно уделить внимание каждому ребенку, его индивидуальным потребностям. К тому же интернатные заведения изолированы от общества – большинство из них находится за населенынм пунктом или окружены лесом. А отсутствие примера для наследования приводит к тому, что каждый пятый выпускник интерната имеет судимость.
Последствия интернатной системы:
20% выпускников интернатов имеют судимость;
14% занимаются проституцией;
10% на протяжении двух лет после выпуска заканчивают жизнь самоубийством;
Только 10% нормально уживаются в обществе.
В интернате ребенок получает одежду, еду от государства, дети в таких заведениях не пробуют готовить еду самостоятельно, у них нет необходимости помогать в быту, как это в семьях. Все это формирует потребительское отношение, и на выходе из интерната он не готов к самостоятельной жизни, отмечают в Hope and homes for Children.
При этом на интернатные учреждения государство тратит более 7 млрд гривен в год. Из них только 15% суммы идет на питание ребенка, еду и лекарства. Остальное – на коммунальные услуги, зарплаты персоналу.
Семьи вместо интернатов
Вместо интернатов Украина будет строить новую систему. И главной в ней будет семья. По Национальной стратегии реформирования интернатных заведений до 2026 года в Украине не останется ни одного интерната. В них просто не будет потребности.
Вместо интерната появятся Центры социальной помощи семьям и детям. В таких центрах в общине будут предоставлять услуги: социально-психологическая реабилитация, работа с родителями детей для возвращения ребенка в семью, социальная адаптация детей в общество, социальная профилактика, улучшение отношений в семье и другие.
На базе Центра будут созданы отделения срочного устройства детей, отделение для родителей с детьми, малый групповой домик, социальная квартира, отделение неотложной помощи семьи и отделение дневного пребывания семей с детьми с ограниченной жизнедеятельностью.
Так, в отделении срочного устройства детей временно будут проживать дети из неблагополучных семей: если ребенок в семье терпит насилие, а также найденные или подброшенные дети. В таком отделении ребенок может пребывать не больше девяти месяцев. За это время социальные работники должны решить проблему в семье или найти ему новую.
В отделении для родителей с детьми будут находиться родители, у которых есть риск отказа от ребенка. Мать или отец с ребенком может находится в отделении год. Это время социальные работники будут работать над тем, чтобы ребенок остался в семье.
Дети, которых не удастся оставить в семье, будут жить в малых групповых домиках. Он будет рассчитан не больше, чем на 15 детей. Жизнь в таком домике будет приближена к семейным условиям. С детьми в домике будет пять педагогов – за каждым закрепится по два-три ребенка. Дети будут жить в комнатах по двое-трое. При этом дети будут ходить в общеобразовательную школу.
В социальной квартире смогут проживать сироты и дети без родительского попечения от 18 до 23 лет. Кроме проживания в соцквартире будут помогать человеку стать частью общества, реабилитироваться, найти работу, восстановить отношения с родственниками.
Реформа будет проходить в два этапа. Сначала в каждой области создадут план перепрофилирования интернатов – это займет весь 2018 год. А с 2019-го начнется выведение детей из интернатов – возвращение в семьи или поиск новых родителей.
"На первом этапе начнется уменьшение наполнения интернатных учреждений. Со следующего года из интернатов будут выводиться дети из благополучных семей, которым нет угрозы для жизни и здоровья, где нужно создать только какую-то услугу. Если это ребенок с какими-то особыми образовательными потребностями, например, у него нарушение речи, он может учиться в школе по месту жительства. Но для этого надо открыть инклюзивный класс, взять дополнительного педагога, который будет помощником этого ребенка и, соответственно, он может жить в своей семье", – отмечает Елена Ремень, заведующий отделом обеспечения деятельности уполномоченного президента Украины по правам ребенка.
Всего реформа займет девять лет. Прежде всего она стартует в Житомирской области. Региону будет помогать организация "Люмос", основана британской писательницей Джоан Роулинг. Эта организация работает над реформированием интернатов по всем миру.
Сопротивление реформе
Ликвидацию интернатов не поддерживает руководство детдомов. По мнению директора Рава-Русской специализированной школы-интерната Андрея Сопсиса, дети в общеобразовательных школах будут подвергаться дискриминации и чувствовать себя угнетенно, а в интернатах дети в равных условиях и о них есть кому позаботиться.
"Власти считают интернаты слишком затратными. То есть, если есть организованное питание детей и их проживание – это уже для нашего государства роскошь. Это очень плохая тенденция, потому что много детей социально незащищенных слоев населения, оставшись в обычной школе – я говорю из своего опыта, поскольку работал в общеобразовательной школе – там будет социальный фактор, и дети будут чувствовать себя угнетенными. В нашей школе принцип дифференциации не играет никакой роли. Тем более, у нас есть социально-психологическая служба. Такие дети часто обижены на весь мир и им необходимая постоянна поддержка", – рассказывает Солтис.
В интернатах боятся перемен по трем причинам, говорит бывший директор детдома Елена Гуржий. Первая – это рабочие места, работникам интернатов придется искать либо новую работу, либо переобучаться, чтобы работать в новой системе. Следующая причина – для реформы нужно приложить усилия и труд, что многих отпугивает. Третья причина – есть люди, которым интернаты выгодны. В интернатах крутятся большие деньги, а реорганизация все вывернет наизнанку. Также у работников интернатов есть достаточно "бонусов": 56 дней отпуска, 20% доплата к зарплате, доплаты за выслугу лет, 100% доплаты ко Дню знаний.
Сама Елена Гуржий закрыла свой интернат еще три года назад и вместе с коллективом создала Центр социальных услуг для семей и детей. Она никогда не планировала работать в детдоме, а тем более руководить им.
"Я несколько раз пыталась уйти с этой работы, но меня первый раз остановила администрация. Потом меня остановили дети – написали на асфальте "Елена Викторовна не бросайте нас, мы вас любим". И я уходила не из-за того, что не любила детей, а мне было очень тяжело, у меня не было опыта работы и было очень сложно. Но именно любовь к детям и понимание, что они в меня верят любят, двигало что-то менять. Ни меня, ни мой коллектив никто не уговаривал закрывать детдом. Нам просто показали, что детей можно любить по-другому, что не нужно создавать для них рай на земле — вот в этом интернате, потому что, когда они из них выходят – они погибают. Жить вечно в интернатах дети не будут. Никакой интернат не заменит детям семью", – поделилась Гуржий.
Сейчас в Украине 1,5% детского населения находятся в интернатах. Цель реформы – уменьшить это число в три раза, до 0,5%, и чтобы эти пол-процента воспитывались не в интернатных заведениях, а в альтернативных к биологической семье формах: приемных семьях, домах семейного типа, малых групповых домиках.