О трамвае в Каменском, взятке 31-летней давности и «бесплатном» проезде

Опубликовано slavkin - пн, 12/05/2022 - 12:26
трамвай

Нынешняя вынужденная остановка трамваев в Каменском (как и в других городах Украины) вызвала массу рассуждений, обид и самых необычных предложений горожан. 
Есть те, кто считает, что теперь нечем добираться на работу. Странно, наверное, эти люди в упор не видят маршруток, которые даже усилили графики движения там, где раньше ездил трамвай. Некоторые требуют запустить автобусы от Соцгорода до ДМК и от ДМК на Левый берег, и чтобы эти автобусы возили все льготные категории бесплатно. Жаль только, что авторы этой идеи не подсказали, из какого кармана финансировать рейсы таких автобусов: ни в городском, ни в государственном бюджете нет денег на такие маршруты. Впрочем, все жалобы и предложения каменчан в связи с остановкой трамваев – тема отдельной статьи.
Понятно, что для многих каменчан, которые относятся к льготным категориям пассажиров, остановка трамваев – это прежде всего удар по карману, ведь маршрутки бесплатно льготников в полном объеме не возят, да и проезд в маршрутке дороже, чем в трамвае. И вот о бесплатном проезде для льготников хотелось бы поговорить.
Многие уверены, что такой проезд существовал всегда, чуть ли не со времен основания трамвая в Каменском. Но это совсем не так. Во времена СССР в трамваях оплачивали проезд все, кроме детей до 5 лет, инвалидов Великой Отечественной войны и еще некоторых немногочисленных категорий. Проезд в трамвае тогда стоил 3, а с 1987 года – 5 копеек, но, еще раз отметим, платили почти все! Были, правда, скидки для школьников и студентов – для них продавались месячные проездные билеты по ценам значительно ниже, чем проездные для взрослых.
Бесплатным проезд для пенсионеров в общественном транспорте стал чуть больше 31 года назад, осенью 1991 года, он был введен Верховной Радой Украины, которой тогда руководил ныне покойный Леонид Кравчук. Мотивы действий Кравчука вполне понятны, они носили чисто политический характер. Во-первых, 24 августа того же 1991 года парламент объявил о независимости Украины и выходе ее из состава СССР. Это решение народ должен был поддержать или не поддержать на референдуме 1 декабря 91-го. И существовала реальная угроза, что пенсионеры, привыкшие к жизни при Советском Союзе, могут проголосовать против независимости. Чтобы «задобрить» эту категорию избирателей, Кравчук и его окружение и придумали для нее бесплатный проезд. Во-вторых, 1 декабря вместе с референдумом должны были состояться и выборы президента Украины. С той же целью – подкупить пенсионерский электорат – Кравчук вводит для него бесплатный проезд. По современным меркам это называется самой обычной предвыборной взяткой. В Украине, кстати, чуть позже были подобные примеры. Так, накануне парламентских и местных выборов 1998 года глава Днепропетровской области Павел Лазаренко увеличил пенсии всем пенсионерам области на 10 гривен (многие помнят «лазаренковскую десятку»), а перед президентскими выборами 2004 года премьер Виктор Янукович значительно увеличил пенсии всем гражданам страны. К слову, уже после референдума и выборов, весной 1992 года Кравчук, став президентом, пытался было отменить бесплатный проезд, но под давлением депутатов и левых партий снова вернул пенсионерам эту льготу.
Теперь об экономической стороне «подарка от Кравчука». Осенью 1991-го, когда льгота вводилась, вся экономика Украины по инерции еще работала по законам СССР, все предприятия-перевозчики, что автобусные, что трамвайные и троллейбусные, были государственными и убыточными, стоимость проезда в них была значительно ниже реальной себестоимости перевозок. Понятно, что все эти предприятия получали щедрые дотации из госбюджета Советского Союза, поэтому введение льготных перевозок поначалу не сильно сказалось на их финансовом положении.
Однако времена менялись, в Украине шли рыночные реформы. Некоторые предприятия-перевозчики из государственной собственности перешли в коммунальную, то есть были переданы на содержание местным властям. Некоторые были приватизированы, некоторые со временем вообще развалились, как это случилось с днепродзержинским автобусным предприятием, что по улице Широкой. На линии начали массово выходить частные перевозчики с микроавтобусами, которые тут же по старой памяти окрестили маршрутками. Возник вопрос – кто будет компенсировать предприятиям-перевозчикам перевозку льготных категорий пассажиров?
Государство придумало механизм компенсаций – предприятиям-перевозчикам за перевозку льготников выделялись средства из госбюджета Украины. Но здесь возникли новые проблемы. Во-первых, платежи часто задерживались, и перевозчики оказывались без денег. Каменчане постарше помнят вторую половину 1990-х, когда трамвайщики часто бастовали или организовывали голодовки протеста прямо на площади Ленина (ныне – Майдан Героев) – не было финансирования и зарплаты задерживались на несколько месяцев. Во-вторых, выплаты шли в основной массе коммунальным предприятиям, частные же перевозчики не получали ни копейки, и, понятное дело, отказывались бесплатно возить льготников. Помнится, ветераны и пенсионеры Днепродзержинска регулярно жаловались тогдашнему мэру Василию Швецу на маршрутников, которые не возят их бесплатно. Городским властям тогда пришлось идти на компромисс – уговаривать частников возить бесплатно хоть малую долю льготников, так в салонах маршруток появились объявления – бесплатно везем не более 1 или 2 пассажиров льготных категорий. 
Все это не раз приводило к скандалам в маршрутках – льготники требовали бесплатного проезда, невзирая на их количество в салоне. Были, честно говоря, и перегибы со стороны и льготников, и маршрутников. Так, в Днепродзержинске на микроавтобусах 10-го маршрута повадился бесплатно кататься некий седовласый ветеран (говорили, что служил он в войсках НКВД), которого сами водители нарекли «студентом». Он садился в маршрутку на Левом берегу и ехал до конечной остановки возле кинотеатра «Комсомолец», затем пересаживался и ехал обратно на Левый, при этом мог выйти на Днепрострое, чтобы снова сесть в очередной микроавтобус и ехать в ту или другую сторону. При этом он открыто говорил, что никакой надобности в поездках у него нет, но раз его обязаны возить бесплатно, то он будет ездить столько, сколько ему вздумается. И еще прямо в салоне мог плеваться семечками и обращаться к водителю: мол, вы частная фирма, а это плохо, вам надо объявить забастовку и потребовать сделать вас государственным предприятием. Иногда «студент» из-за своей наглости и болтливости нарывался на неприятности: возле «Комсомольца» водитель 10-ки просто выбросил его из салона. Тут же полетели жалобы во все инстанции, и водителю пришлось уволиться.
Все более-менее здравомыслящие люди понимали бестолковость такой системы льготных перевозок. Очень хорошо в 2002 году сказал по этому поводу мэр Днепропетровска Иван Куличенко: эта льгота касается только жителей городов, а как быть, например, с сельскими пенсионерами? У них ведь нет ни трамваев, ни троллейбусов, автобусы давно стали частными и никто бесплатно их не возит! Получается, что селяне лишены законной льготы? Вывод напрашивался один – монетизировать льготы. То есть отменить бесплатный проезд для льготников, а вместо этого выплачивать каждому пенсионеру надбавку к пенсии в виде компенсации за пользование общественным транспортом. Были даже расчеты такой компенсации – примерно на 4-5 поездок на трамвае в неделю, то есть максимум на 25 поездок в месяц. Но дальше разговоров дело не пошло, монетизации так и не дождались. А примерно в середине прошлого десятилетия государство вообще отказалось компенсировать перевозчикам перевозку льготников, теперь этим занимаются местные бюджеты. В Каменском городской бюджет дотирует коммунальное предприятие «Транспорт» (трамваи), когда была возможность, работал социальный автобусный маршрут № 14, где льготников возили бесплатно, львиную долю расходов брал на себя город.   
Для чего мы рассказали всю эту историю? Для того, чтобы напомнить об  элементарных вещах. Во-первых, для тех, кто сильно ностальгирует по СССР – там бесплатно льготников не возили. Во-вторых, бесплатного проезда не бывает, таковы законы экономики. Раньше за льготников платили или государство, или город. Сейчас в стране война, экономика едва жива, лишних денег ни у государства, ни у города нет. Поэтому идеи вроде бесплатных автобусов для льготников ничем не могут быть обоснованными. Ведь те же льготники не требуют, чтобы им в магазинах бесплатно отпускали хлеб или колбасу? А перевозки – это тоже товар, за который перевозчик хочет получать деньги, иначе он просто не сможет работать. 
Конечно, остановка трамваев – это проблема для немалой части каменчан. Но пережить ее придется, иного выхода просто нет. Да, можно не экономить электроэнергию и запустить трамваи. Но тогда весь город останется без света, воды и тепла. Можно и попытаться за счет бюджета запустить бесплатные автобусы. Но тогда закроются школы, детские садики и больницы, замрет вся жизнь в городе – ведь денег на все это не будет, они уйдут на льготные автобусы. Так что давайте жить по средствам и не требовать того, что в условиях войны просто невозможно…