Валерий Чигляев: «Я могу себе позволить не сниматься в плохих фильмах»

Опубликовано bugaev - пн, 10/12/2020 - 14:52
чигляев

В сентябре отмечался Международный день подражания пиратам (международный пиратский день). В этот день люди подражают разговору пиратов, а некоторые поклонники морских разбойников даже наряжаются в пиратские костюмы. В честь этого необычного, но веселого праздника мы решили поговорить с самым знаменитым кинопиратом Украины, актером Валерием Чигляевым, сыгравшим капитана Флинта в легендарном мультфильме Давида Черкасского «Остров сокровищ». Валерий Иванович откровенно рассказал о своем детском увлечении пиратами, о том, как снимался знаменитый мультфильм и почему он съемкам в кино предпочитает работу в театре.

7

- Валерий Иванович, скажите в каком возрасте Вы прочитали книгу «Остров сокровищ» и какое она на Вас произвела впечатление?

- Наверное, вскоре после того, как научился читать. Дело в том, что мой отец был по профессии инженер-лесоустроитель и много занимался самообразованием. Поэтому у него была блестящая библиотека, в которой были книги не только Роберта Стивенсона, но и Жюля Верна, Джека Лондон, Александра Грина и других замечательных писателей, писавших приключенческие романы. Я достаточно рано научился читать, наверное, где-то лет в пять, и потом читал книги запоем. Прятался по ночам под одеялом с фонариком и читал. И читая эти книги я мысленно путешествовал с пиратами по различным морям, переживал бури и шторма, находил спрятанные сокровища. Именно тогда у меня и родилось богатое воображение, в результате чего впоследствии я и стал актером. Кстати, и Давид Янович Черкасский, режиссер нашего знаменитого мультфильма, он тоже достаточно рано прочитал книгу и в свое время увидел еще довоенный фильм «Остров сокровищ», в котором Джона Сильвера играл замечательный актер Осип Абдулов. В этом фильме главные герои были связаны с ирландскими повстанцами и боролись против Англии за свободу и независимость своей родины. И им нужны были деньги, чтобы купить оружие для этой борьбы. Поэтому они отправились на остров сокровищ, чтобы найти средства на покупку оружия. А еще в этом фильме был не Джим Хоккинс, а девочка – Дженни, которая переоделась мальчиком и стала юнгой на корабле. Это был замечательный фильм - я тоже его видел в раннем детстве. И, естественно, что после просмотра таких фильмов, после прочтения таких книг мы постоянно во дворе играли в пиратов. Понятно, что пираты делятся на две категории. Реальные пираты – это настоящие бандиты и убийцы, которые грабили суда на всех морях и океанах. Люди сейчас больше представляем себе пиратов по фильму «Пираты Карибского моря», но пираты были самые разные в самых разных странах. Были китайские пираты, были киликийские пираты, даже еврейские пираты были. А книжные и киношные пираты, в отличие от своих реальных прототипов, имели некий романтический ореол вольных людей, свободных от государства, сбежавших от проклятого короля, от виселиц и налогов. Для нас это были герои, которые летят на своем паруснике по волнам, защищают слабых, грабят богатых и раздают отобранные у них богатства бедным, которых любят красивые женщины и так далее. Мы, мальчишки, буквально бредили этими книжными пиратами, потому что в их жизни и в их поступках присутствовал сильный момент рыцарства. Они придерживались своего кодекса чести, следовали своим пиратским законам: не бросали в беде товарищей, помогали и защищали слабых. Можно сказать, что основные принципы устава пионерской организации в этом плане был похожи на кодекс чести книжных пиратов: «Один за всех и все – за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Все делим поровну и по справедливости», «Все вместе выбираем капитана и можем его переизбрать, если он не справляется».

- Возможно на увлеченность пиратами влиял и тот факт, что в то время в детско-подростковой среде явно просматривалась и тяга к приблатненной романтике: дворовые песни о лихих и благородных грабителях, налеты на соседские сады под покровом ночи, самодельные ножики в карманах и так далее. Как Вы считаете?

- Знаете, что интересно? Что именно пиратов мы в то время с блатной средой почему-то и не ассоциировали. Не соединяли мы зэков и пиратов в одну компанию.  Пираты оставались для нас больше свободными романтиками и благородными разбойниками, которые взялись за свое ремесло, чтобы бороться против короля и богачей. Литературные пираты вызывали у нас какое-то ощущение справедливости. Поэтому мы играли в пиратов как в благородных и независимых людей.

- А как Вы попали в фильм «Остров Сокровищ»? Да еще на роль капитана Флинта!

- Для меня участие в этом проекте – великое счастье! Огромное спасибо Давиду Яновичу Черкасскому за то, что он подарил мене это счастье. Я еще раньше был с ним знаком - озвучивал героев в его мультфильмах «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит». «Доктор Айболит» - это совершенно потрясающий мультфильм, в котором огромное количество песен и постоянно звучит музыка. И эти песни до сих пор, как и мультфильм, остаются актуальными и популярными. Я вообще в то время озвучивал много мультфильмов.  В Москве, на самой на то время шикарной студии «Пилот», я озвучивал мультфильмы Александра Татарского, который прославился своими фильмами «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег». Он тоже из Киева и тоже начинал свою деятельность в рабочей группе Давида Яновича, потом уехал в Москву и основал студию «Пилот». Саша постоянно приглашал меня к себе в Москву на озвучивание своих фильмов, потому что я могу озвучивать все. Сейчас я в Украине почему-то ничего не озвучиваю, но это уже вопрос тем людям, которые пытаются у нас что-то снимать. А что касается «Острова сокровищ», то находясь в дружеских отношениях с Давидом Яновичем, я совершенно естественным образом попал в этот фильм. У нас тогда был одесский театр «Гротеск», в котором играли Виктор Андриенко, Александр Левит, Юрий Невгамонный, Семён Григорьев я. И мы все, полным составом этого театра, стали сниматься у Давида Яновича. Снимали в Киеве, рядом со студией, в небольшом лесочке возле станции метро «Лесная». Хотя все думали, что мы уехали для съемок на какой-то остров, где растут сосны. Но нет – мы просто выходили со студии и снимали. Все это происходило очень весело, остроумно и лихо. Также и песни, звуки записывали на таком мальчишеско-хулиганском драйве. Эта наша шуточная, смешная, взросло-детская энергия передалась и фильму. Кстати, очень жаль, что Давид Янович так и не сделал впоследствии фильм, первое название которого было «Макароны смерти, или Ошибка профессора Буггенсберга», а потом его называли просто «Безумные макароны». Это тоже должен был быть полуторачасовой мультфильм с игровыми персонажами. Сюжет фильма разворачивался в разных временах и странах, от древнего Рима до Одессы времён Гражданской войны, захватывая и известных литературных персонажей. В нём фигурировали профессор - изобретатель Бугенсберг (Эрнст Романов), предатель, слуга профессора Беримор (Армен Джигарханян), маркиз (Вадим Жук), римский диктатор Марк Порций Пайка (Мамука Кикалейшвили), пират Джон Сильвер (Семён Фарада), рыцарь Синяя Борода (Сергей Газаров) и главный злодей (Александр Филипенко). Видите, какой юлестящий актерский состав!? Давид Янович отснял значительную часть материала в 1992 году в Ялте. Но потом проект потерял финансирование и его «заморозили». В интернете есть рекламный ролик этого фильма. Уже по нему можно понять, что это была получился просто бомбовый фильм! Жаль, что не сложилось.

2

- Капитан Флинт в Вашем исполнении – это очень яркий, но все-таки гротескный персонаж. Как Вы работали над этим образом? Применяли какие актерские наработки и хитрости?

- Конечно. Первая песня в фильме была снята на широкоугольный объектив. Что это такое попытаюсь объяснить на простом примере. Если вы возьмете стеклянный новогодний шарик, который вешают на елку, и будете подносить его к лицу, то увидите, что у вас т о нос большой, то ухо большое. Вот так примерно снимается картинка на широкоформатный объектив. А мне, моему герою нужно было сделать в этой песне мультяшную пластику. Чтобы мой герой двигался не как реальный человек, а как двигаются нарисованные персонажи мультфильмов – немного ускоренно и дергано. И вот что я придумал. Я взял реальную фонограмму, которую мы уже записали и на которой я реально пою песню, и замедлил ее. А потом, в немножко замедленном темпе, под нее выстроил всю мимику моего героя. И вот в таком в замедленном темпе мы и сняли этот эпизод. Затем, когда музыку пустили в нормальном темпе и совместили ее с видеозаписью, получилось, что я пел нормально, но двигался, как мультяшный персонаж в несколько ускоренном темпе. Но для этого нужно было каждый жест отработать, чтобы он был четкий и ясный. А в целом - работали мы весело и задорно. Там же была куча всевозможных каскадерских штучек, которые мы сами делали и жаль, что многое из снятого не вошло в фильм. В каждой нашей песне должны были быть мультяшные вставки – живой актер должен был каким-то образом контактировать и взаимодействовать с мультяшными персонажами. Но не во всех песнях это было сделано. В начальной и финальной песне этот момент присутствует, а в остальных нет. В одной песне можно даже заметить, как Виктор Андриенко вроде бы роняет воображаемую нарисованную бутылку, но в действительности ее в кадре нет. По законам того времени, если к Новому году не сдать фильм, то вся студия лишалась премии. Поэтому торопились и не все успели сделать как было задумано.

3

- Когда фильм действительно хорош, то ты просто смотришь его с удовольствием и на такие мелкие огрехи не обращаешь внимания.

- Да, успех у фильма просто феноменальный. Уже несколько поколений зрителей смотрят этот фильм «взахлеб». Меня узнают на улице, фотографируются со мной, я передаю по видео приветы детям, говорю им, что их папа – главный капитан, его нужно обязательно слушаться и тогда вы точно найдете свой остров сокровищ. Я точно знаю, что таким образом направил несколько детей «на путь истинный». Например, я встретился в свое время с мальчиком, который посмотрев наш мультфильм мечтал быть пиратом, а теперь он режиссер и в Англии снимает кино. Этот мультфильм смотрели, смотрят и будут смотреть, потому что он одинаково интересен и для детей, и для взрослых, и самое главное – он живой!

- Абсолютно с Вами согласен. Я тоже неоднократно смотрел этот фильм, знаю его песни наизусть и многие фразы из него часто использовал в разговорах. Например, иногда, когда ко мне на работе подходили с какой-то претензией, я говорил: «За мной пришли. Наверно будут убивать». После этого все улыбались и обстановка «разряжалась».

- Да люди разговаривают цитатами из фильма. Но моя самая любимая цитата – это слова из песни, которую поет Джигарханян:

Я кричу тем немногим,
Кто земные тревоги
На спасительный остров
Решил променять:
Лучше быть одноногим,
Чем быть одиноким,
Когда скучно и грустно,
И некому руку пожать.

- После такого ошеломляющего успеха фильма, почему Ваша актерская судьба сложилась не столь феерично, как у других актеров «Острова сокровищ»?

- Это не так. У меня судьба сложилась, наоборот, более феерично, чем у многих других. Достаточно сказать, что я лауреат 26 международных театральных фестивалей. 

- Я имел ввиду Вашу карьеру в кино. Или Вы карьере в кино предпочли театр?

- А, Вы про кино… Знаете у меня была очень интересная жизнь, да она и сейчас интересная. Сейчас, например, я сделал моноспектакль, который называется «Спектакль после спектакля». Он очень хорошо прошел в Германии, в Прибалтике и в Грузии. Сейчас работаю еще над одним спектаклем, который пока называется «Коробка конфет». А дальше я планирую сделать еще один биографический моноспектакль, который будет называться «Танцы с акулами» - я действительно когда-то танцевал с акулами. Я ездил со спектаклями по всему миру. Я только в одном Эдинбурге был восемь раз. Я играл Отелло, я играл – Моцарта в «Маленьких трагедиях» Пушкина, я играл Швейка, я играл в спектакле «Софокл. Шекспир. Брехт». И звание Народного артиста я получил именно благодаря этим работам. Потому что я в попку никого не целовал, просто в министерство культуры приходили официальные бумаги с театральных фестивалей. А по поводу кино… Я могу себе позволить не сниматься в плохих фильмах. Пока – могу. Может быть через некоторое время буду сам проситься. Но пока я могу выбирать. Как сказала Фаина Георгиевна Раневская «Сняться в плохом фильме – все равно, что плюнуть в вечность». То, что предлагают – мне не нравится. Я бы бесплатно снялся у Романа Балаяна, у Стивена Спилберга, у Сергея Маслобойщикова, у Зарины Арчаковой. Это замечательные режиссеры и у них бы я снялся просто ради удовольствия. С Балаяном и Маслобойщиковым мы немного работали вместе - сделали совершенно замечательный фильм «От Булгакова». Поэтому я больше колесил по миру со спектаклями по различным фестивалям. 

- То есть Вас за рубежом знают больше, чем в Украине?

- Можно сказать и так. Просто я – человек мира. Хотя одесский театр «Гротеск» в свое время был очень популярен. На его спектакли на полгода вперед были выкуплены билеты. Мы играли по три спектакля в день в течение месяца. Получалось – 90 спектаклей в месяц! Потом месяц отдыхали – и опять играли! А затем мы перебрались в Киев и сделали первый кооперативный эстрадный театр «Гротеск». Это все было. Достаточно сказать, что наш спектакль «Швейк» на всесоюзном фестивале из десяти номинаций «взял» семь! Мы же легендарные театральные люди. Но дело в том, что тогда не было интернета, не было возможности записать наши выступления на «цифру». А вот в кино… С кино вот так сложилось. И может хорошо, что сложилось именно так. 

- Вероятно Вы правы. И театральная награда она стоит дороже, потому что там актерскую игру спецэффектами не подправишь.

- Да, не смонтируешь, не подправишь, дубль лишний не снимешь. А в театре ты выходишь на сцену и показываешь, что ты умеешь и чего ты стоишь. Но меня «жаба» не душит, что я мало снимался в кино. Повторюсь, что я своей актерской судьбой доволен и ни о чем не сожалею.

 

1

Беседовал Виталий Баранник
 

Теги

Новости партнеров