INSIDER подготовил список тех, кому принадлежат украинские авиакомпании.
Так, около 65% украинского рынка авиаперевозок контролирует губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский. Среди аффилированных с ним компаний - "Днеправиа", "Роза ветров" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ).
Ранее он был владельцем еще двух авиакомпаний - "Донбассаэро" и "Аэросвит". Однако их было искусственно доведено до банкротства структурами группы "Приват" Коломойского.
По данным источников "Коммерсанта", губернатор Днепропетровщины стал владельцем МАУ в конце 2012 года, однако совладельцы компании и сам Коломойский этого факта не подтверждают. По мнению экспертов, это связано с тем, что Антимонопольный комитет не позволил бы ему сконцентрировать столь значительную часть рынка.
Авиапарк МАУ, согласно Госреестром, насчитывает почти 40 самолетов, из которых 33 - "Боинги".
Не утратила своей лицензии на авиаперевозки компания "Центравиа", известна тесными связями с экс-президентом Виктором Януковичем.
Именно у нее госавиапредприятия "Украина" арендовало два вертолета Agusta и самолет VIP-класса Falcon-900 с кожаными салонами, плазменными телевизорами и системами климат-контроля, на которых летал бывший глава государства.
Сегодня ее собственниками указаны житель Донецка Павел Ковалев, виргинская "Аэро холдингс лимитед" и британская "Аэро Холдингс". 2007 основателем компании был Павел Литовченко, известный как доверенное лицо семьи Януковичей и первый совладелец фирмы "Танталит", которая арендовала земельный участок под застройку "Межигорье".
Согласно реестру, вертолетов "Центравиа" уже нет, остался только Falcon-900.
Продолжает работать и развиваться при новой власти и перевозчик "Урга", которого контролирует семья опального экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого.
После того, как в начале мая "дочка" одной из крупнейших российских авиакомпаний "ЮТэйр-Украина" прекратила полеты по ряду внутренних маршрутов, ее место быстро заняла "Урга", гендиректор которой рассказал Hubs, что это только начало, и авиаперевозчик намерен принимать новые самолеты в лизинг и развивать перспективные маршруты.
95% акций "Урги" принадлежат фирме "Сириус 2013" Игоря Иванченко, которого "Наши деньги" связывают с Эдуардом Ставицким. Наблюдательный совет предприятия возглавляет его отец - Анатолий Ставицкий.
Авиапарк компании насчитывает тринадцать самолетов, среди которых восемь шведских SAAB.
Малоизвестная авиакомпания "Шелковый путь", парк которой насчитывает всего два среднестатистические "Ан-12", также отметилась связями с первыми лицами, но уже не Украины, а Азербайджана.
Небольшая фирма является "дочкой" одной из крупнейших азербайджанских авиакомпаний Silk Way Airlines, входящая в Silkway Holding.
Журналисты "Радио" Свобода "обнаружили, что контрольными пакетами акций всех предприятий холдинга обладают друзья и родственники президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента азербайджанского государственного концерна" Азал "Джахангира Аскерова.
С 2013 года на украинском рынке появилась новая небольшая авиакомпания "Янеир". Ничем особенным она не отличается, кроме своего владельца - россиянина Александра Янчука.
По данным Forbes, Янчук вместе с соотечественниками Евгением Храпов и Петром Иваник был совладельцем компании Eastok Avia (Объединенные Арабские Эмираты). Весной 2009 года, после конфликта между партнерами, Храпова убили.
После двух лет судебных тяжб Шариатский суд Шарджи признал Янчука виновным в убийстве и приговорил его к смертной казни. С тех пор ОАЭ пытаются добиться экстрадиции бизнесмена, который, по их данным, проживает в Германии.
Донецкая авиакомпания "Сави", которая занимается чартерными перевозками и предоставляет свои услуги бизнесменам, политикам и «звездам», основанная либерийской Tulsa International Inc. Эта компания также известна как основатель концерна "Энерго" бывшего генпрокурора Геннадия Васильева и "православного" олигарха Виктора Нусенкинса.
Кроме того, свои авиакомпании имеют бизнесмены Дмитрий Фирташ - "ДФ Авиэйшн", Александр Ярославский - "Авиалинии Харькова" и Константин Григоришин - "Константа".
Другие авиакомпании принадлежат менее известным бизнесменам, компаниям и государственным структурам.