Накопительные пенсии в Украине могут ввести досрочно: подробности

Опубликовано Margarita - пт, 05/22/2020 - 08:16
пенсии

Министерство социальной политики сделало очередной шаг для введения накопительных пенсий. Он в первую очередь касается тех, кто занят на тяжелых, вредных и особо вредных работах, во вторую очередь – всех остальных.

Сайт "Сегодня" разобрался, насколько эта инициатива поможет молодым украинцам обеспечить себе достойную старость.

Пенсии и пенсии

Напомним, в Украине сейчас действуют две схемы выплаты трудовых пенсий: солидарная ("общий котел" или первый уровень) и накопительная (третий уровень).

Первый уровень – это когда все работающие финансируют выплаты пенсии нынешним пенсионерам за счет обязательной уплаты Единого социального взноса (ЕСВ) их работодателями, а частные предприниматели платят ЕСВ самостоятельно. Накопления средств для личной пенсии на индивидуальных счетах работников не происходит, свои пенсии они будут получать за счет уплаты ЕСВ будущими поколениями. Такая схема сохранилась с времен СССР.

Третий уровень функционирует с 2004 года. В этом случае частные лица и (или) их работодатели добровольно делают взносы на индивидуальные пенсионные счета работника в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Средства работника, которому принадлежит счет, растут благодаря инвестиционной прибыли. После выхода на пенсию он будет получать за счет этих средств дополнительные выплаты к пенсии из солидарной системы.

На сегодняшний день, по данным Нацфинуслуг, в Украине 63 НПФ, в которые делают взносы около 900 тыс. чел. Это немного, так как в стране насчитывается 11,3 млн пенсионеров и 11,5 млн наемных работников и частных предпринимателей, которые платят ЕСВ и в будущем станут пенсионерами по возрасту и стажу. То есть в НПФ участвует менее 8% работающих. В странах Европы их на порядок больше.

При этом власти все чаще говорят, что пенсионный возраст придется повышать.

Есть еще так называемый "второй уровень", который до сих пор не действует, хотя был утвержден еще в 2004 году. Главная причина – не полностью принята законодательная база.

Суть – дополнительно к ЕСВ на индивидуальные пенсионные счета работников совместно работодателем и работником обязательно, а не добровольно, перечисляются средства. Далее – аналогично механизму третьего уровня.

В Украине второй уровень пенсобеспечения должен начать работать с 2021 года, если примут все недостающие для этого законы. Главная цель такой сложной системы – обеспечить каждому человеку, официально отработавшему три с половиной десятка лет, достойную пенсию.

Что предлагает Минсоцполитики

На сайте Минсоцполитики опубликован законопроект, который предлагает еще до запуска второго уровня пенсобеспечения ввести три профессиональные пенсионные программы.

Программа №1 дает право на получение дополнительных пенсионных выплат при достижении 50 лет (выход на пенсию) и касается работников, занятых полный рабочий день (не менее 80%) на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (список Кабмина №1). Предусматривается, что для получения таких выплат их работодатели должны дополнительно увеличить ЕСВ на 15%.

Программа №2 дает право на получение дополнительных пенсионных выплат при достижении 55 лет (выход на пенсию) и касается работников, занятых полный рабочий день (не менее 80%) на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (список Кабмина №2). В этой программе могут участвовать работники еще некоторых профессий – трактористы, машинисты, экскаваторщики, водители дорожных машин, городского общественного транспорта, доярки, свинарки и др. Для получения таких выплат их работодатели должны дополнительно увеличить ЕСВ на 7%.

Но учитывая, что у нас не так много занятых на тяжелых и вредных работах (около 1 млн человек), в министерстве предусмотрели программу №3, которая доступна всем желающим.

"Программа №3 дает возможность добровольно участвовать в накопительной профессиональной пенсионной системе на условиях, определенных в коллективных договорах, соглашениях и на получение пенсионных выплат по достижении 55 лет", – говорится в пояснении к законопроекту.

То есть, если работодатель будет вносить ЕСВ за своего работника на 3% больше, то с 55 лет такой работник уже начнет получать некие выплаты. Но солидарную пенсию, в отличие от "списочников" №1 и №2, он сможет оформить только в 60 лет. Если, конечно, пенсионный возраст к тому времени не повысят.

Программа №3 рассчитана только на тех, кому на 1 января 2021 года исполнится не более 35 лет.

По мнению замминистра Минсоцполитики Татьяны Сальниковой, такие меры будут способствовать созданию предпосылок для эффективного функционирования накопительной системы пенсионного страхования.

Эксперты: Да, но… нет

Специалисты по пенсионному законодательству одобряют инициативу Минсоцполитики, но говорят о сложности ее внедрения без принятия законов, позволяющих начать работу второго уровня пенсионного обеспечения.

Как разъяснил нам пенсионный эксперт Виктор Колбун (экс-замглавы Пенсионного фонда Украины), для реализации инициатив Минсоцполитики надо принять ряд точечных изменений в законодательство, которые окажутся ненужными, если депутаты утвердят недостающий закон: о том, кто получит право распоряжаться десятками, а потом сотнями миллиардов гривен взносов будущих пенсионеров – государство или аттестованные (а значит, надежные) негосударственные пенсионные фонды.

"Эта проблема не решается много лет, потому что у каждой стороны есть свое лобби в парламентах всех созывов, – говорит Виктор Колбун. – Сейчас преобладает мнение, что это все же должны быть около десятка частных структур, а не один государственный фонд-монстр с возможностью коррупционных схем. Ранее, наоборот, хотели создать новое ведомство по пенсиям. В Минсоцполитики также предлагают доверить пенсионные деньги частным аттестованным фондам. Но неясно, кто их будет аттестовывать, каковы критерии. Для этого нужно принимать какие-то законы или вносить изменения в действующие законы. Программы хорошие, но, по сути, в министерстве ставят телегу впереди лошади. Уверен, что сначала надо принять главный закон, который позволит запустить работу второго уровня пенсионной системы, а потом уже все остальное".

С Виктором Колбуном согласен и член экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин (экс-замминистра экономики). По его словам, дальнейшее затягивание запуска второго уровня пенсионной системы приведет к тому, что нынешние 30-летние вообще могут остаться без пенсий, как это произошло в Грузии. Там каждому пенсионеру, имеющему трудовой стаж, государство за счет налогоплательщиков выплачивает "пособие для выживания" в размере примерно 70 долларов и не более. Зато их бизнес не платит никаких ЕСВ на зарплату. То же лет через 10 может ждать и Украину, но масштабы 3,7-миллионной Грузии и 40-миллионной Украины несравнимы.

"Еще одна важная, но нерешаемая властями проблема – сохранность взносов будущих пенсионеров, – отметил Олег Пендзин. – Система накопительных пенсий хорошо работает в развитых странах со стабильной экономикой и низкой инфляцией. И наоборот, в государствах с высокой инфляцией и там, где пенсионными деньгами распоряжалось государство, система рухнула, деньги пропали. Два примера тому – РФ и Болгария. Надеюсь, что Украина не пойдет по их пути".

Олег Пендзин говорит, что надо ослабить ограничения в пенсионном законодательстве, которые не позволяют НПФ инвестировать деньги будущих пенсионеров, во-первых, за рубеж, во-вторых, в высокодоходные, но рисковые проекты. Без этого, по его мнению, при темпах инфляции 8-10% в год, пенсионные деньги за 20-30 лет не только не сохранятся, но и обесценятся в разы. Но у депутатов руки доходят до принятия законов лишь о косметических изменениях в пенсионном законодательстве, вроде осовременивания пенсий в 2017 году.

"О действующих пенсионерах тогда позаботились, подняли им пенсии, а будущим пенсионерам не только урезали пенсии, но и лишили возможности самим себе их накопить, я говорю о по-прежнему не работающем втором уровне пенсобеспечения", – констатировал Олег Пендзин.

Как видим, социальное министерство пытается со своей стороны принять меры для улучшения жизни на пенсии тем, кому сейчас 20-30 лет. Но очевидно, что их усилий для этого недостаточно. Нужно, чтобы наши парламентарии наконец-то обратили внимание на действительно важные законы для жизни общества, как, например, пенсионные.