Реальным собственником каменского цемзавода может оказаться днепровский олигарх

Опубликовано admin - сб, 05/25/2019 - 20:55
        Мы достаточно подробно информировали читателей о состоявшейся в нынешнем году сделке по продаже мировым лидером цементной отрасли – немецким концерном HeidelbergCement своих активов в Украине. Важнейшими среди них являются цементные заводы в Кривом Рогу и Каменском. Третий завод в Амвросиевке, оказавшийся на оккупированной территории, был превращен боевиками ДНР в военную базу. На днях стали известны имена покупателей – это инвестиционная компания Concorde Capital, а также Василий Даниляк, вице-президент концерна «Галнафтогаз», среди прочего владеющей сетью АЗС «ОККО», владелец двух камнедробильных заводов и фирмы «Аэрошляхбуд» Игорь Завиновский, плюс некий бизнесмен Иван Шестак, о котором ничего не сообщается. Однако ряд экспертов и экономических аналитиков утверждают, что настоящим бенефициаром сделки может оказаться владелец группы «Приват» Игорь Коломойский, недавно вернувшийся в Украину. В апреле аналитик энергетической отрасли, сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич обнародовал информацию о том, что бизнесмен Игорь Мазепа покупает украинские активы «ХайдельбергЦемент» в интересах Игоря Коломойского. Акции приобретались инвесткомпанией Мазепы Concorde Capital на кипрскую фирму Overin Limited. О намерении днепровского олигарха, не скрывающего близких связей с командой нового президента, купить компанию «ХайдельбергЦемент Украина», сообщали «Деловая столица», «Новое время», «Бизнес Цензор» и другие информационные ресурсы. Причем, нельзя сказать, что для «Привата» это совсем новое направление – с 2001 года группа Коломойского владела крупнейшим в Украине Балаклеевским цементным заводом («Балцем», Харьковская область), но в 2005 году продала его российской «Евроцемент Груп». В качества аргумента упоминаются давние и тесные партнерские связи гендиректора Concorde Capital Игоря Мазепы с Игорем Коломойским, заключавшиеся, прежде всего, в скупке различных активов. (Интересно, что именно Игорь Мазепа одним из первых официально сообщил 16 мая о возвращении в Украину Игоря Коломойского, буквально через несколько часов после приземления его самолета). А также – почти совпавшее по времени с покупкой «хайдельбергского наследия» введение правительством высоких антидемпинговых пошлин на цементную продукцию, импортируемую из России, Беларуси и Молдовы. Размеры – 115%, 57%, и 94,5% соответственно, позволяют назвать их заградительными. (Доля энергоносителей в себестоимости цемента составляет около 70%, промышленность Беларуси и РФ платит за газ вдвое меньше украинской, соответственно, себестоимость цемента у них намного ниже). Понятно, от закрытия рынка для иностранных конкурентов выиграют не только бывшие заводы Хайдельберг, но все производители цемента в Украине. Впрочем, несмотря на стремительный рост, объемы импорта этого материала пока остаются скромными – менее 10%. Однако вскоре спрос на цемент в Украине может резко возрасти. О том, что Мининфраструктуры успешно лоббирует массовое строительство бетонных дорог вместо асфальтных, писали немало. Поддержали новацию и в «молодой команде» Зеленского. Естественно, переход на бетонную дорожную технологию очень выгоден владельцам цементных заводов. Масштабное строительство бетонных дорог приведет к резкому повышению спроса и стоимости цемента, тем более при отсутствии импортной альтернативы. По оценке «Укрцемента», свободные мощности предприятий позволяют быстро нарастить выпуск на 4,5 млн. т, а при необходимости – даже вдвое от нынешних 9 млн., из которых на «ХайдельбергЦемент Украина» приходилось около 1,5 млн. т. При таком раскладе вполне вероятно, что на серьезную долю поставок цемента для производства бетона для новых дорог смогут претендовать бывшие заводы Хайдельберг. А в непосредственное строительство захотят активно включиться фирмы, близкие к Александру Шевченко, народному депутату от «Укропа», техническому сопернику Зеленского на президентских выборах. Интересы сильных мира сего понятны. Но что это может означать для простых граждан? С одной стороны, бетонные дороги, хоть и дорогие, действительно обладают целым рядом преимуществ, прежде всего – надежностью и долговечностью (если, конечно, при укладке соблюдаются все технологии). С другой – по мнению экспертов, подорожание цемента приведет к повышению стоимости любого строительства, в том числе жилищного, хотя и не слишком значительно – примерно на 2%. Хотя и это ощутимая сумма, учитывая дороговизну недвижимости. Ну а для жителей Каменского, как и других промышленных центров, наращивание любого производства означает неизбежное увеличение экологической нагрузки. Хочется надеяться, что длительная, упорная и, в конечном итоге, успешная борьба за соблюдение санитарных норм, которая велась общественностью и депутатами с прежними владельцами цемзавода в предыдущие годы – так и останется в истории…  

Теги