Субсидии урежут, считать будут по-новому: что Украина пообещала МВФ

Опубликовано admin - чт, 12/20/2018 - 17:17
Украина в меморандуме с МВФ обязалась с 1 января 2019-го повысить тариф на отопление для 95% поставщиков. А спустя пять месяцев, в мае 2019-го, повысить тариф на газ так, чтобы его стоимость составляла 80% от тарифа "Нафтогаза" для промышленности. Это примерно на 11% больше действующего тарифа в 8,55 грн за куб. Коммуналка будет дорожать, а вот расходы на субсидии наоборот – должны сокращаться. В тексте меморандума говорится, что Кабинет министров "урежет" субсидии за счет сокращения норм. А если и этого не хватит – готовы изменить саму формулу расчета скидки. OBOZREVATEL разобрался, как Украина в следующем году сэкономит на самой масштабной программе поддержки – субсидиях. Денег хватит, но ситуация тяжелая В Министерстве социальной политики уверяют: выделенных на субсидии 58 млрд грн на 2019 год вполне хватит. А на вопрос, почему коммуналка дорожает, а бюджет на субсидии по сравнению с предыдущими годами уменьшается, чиновники поясняют: если раньше в расходы на финансирование субсидий записывали прошлогодние долги, начиная с 2019-го платить будут вовремя. Так, в этом году планируют полностью справиться с "хвостами", а с января начать жизнь с нового листа – оплачивать коммуналку льготников вовремя. Меморандум с МВФ подписали президент, министр финансов, премьер, глава НБУ. В документе сказано: чтобы "вписаться" в бюджет, правительство пойдет на сокращение социальных нормативов в среднем на 11%. К примеру, газовый норматив сократят с 4,5 до 4 кубометров уже с 1 мая. Это означает, что если в этом отопительном сезоне на отопление дома площадью 100 кв.м выделяют 450 кубов, в следующем – дадут всего 400 кубометров. Пропорционально сократят и другие нормативы. Стоит отметить, что соответствующее предложение уже разработало Минэнерго, ранее OBOZREVATEL подробно писал об этом документе. К примеру, сейчас норма на отопление квартиры – 0,0431 Гкал на квадратный метр (зависимо от региона и сезона используется коэффициент). В ведомстве предлагают норматив сократить до 0,0388 Гкал на квадрат. Так, на квартиру площадью 60 кв. м на данный момент выделяется 2,6 Гкал (без учета коэффициента). По новым нормам на эту же площадь субсидия покроет всего 2,3 Гкал. За "лишние" 0,3 Гкал, если не сократить потребление, придется заплатить самостоятельно. В Киеве такой объем тепла на данный момент стоит 395 грн. Если и этого не хватит, Кабинет министров заявил о готовности пересмотреть саму формулу назначения субсидий. Причем на этот шаг правительство не соглашалось последние несколько лет. Меняли нормативы, ужесточали правила, но формула оставалась неизменной. Если поменяют саму формулу, то больше за коммуналку придется платить даже экономным пенсионерам. На данный момент субсидии считают таким образом: средний доход на одного члена семьи делят на два прожиточных минимума, полученную сумму умножают на 15% и совокупный доход семьи. То, что получилось, – размер обязательного платежа. Если окажется, что этого достаточно на оплату коммуналки, субсидия не положена. Такие правила позволяют получать помощь от государства всем, кто тратит на коммуналку в среднем более 15% совокупного дохода семьи. Если, например, в формуле заменить 15% на 20%, пропорционально сократятся все коммунальные скидки и вырастут обязательные платежи. Но и без этого нововведения сокращения социальных нормативов на 11%, как это сказано в меморандуме, приведет к пропорциональному снижению всех субсидий. Как известно, "коммунальная скидка" предоставляется на социальный норматив потребления. Проверки, проверки и еще раз проверки Несколько месяцев назад гендиректор одного из департаментов Минсоцполитики Виталий Музыченко заявлял, что изучив практику других стран и оценив ситуацию, можно предположить, что около 10% выделяемых на субсидии средств тратится не эффективно. За счет злоупотреблений скидки получают те, кто в них не нуждаются. По информации пресс-службы Министерства финансов, только за январь-сентябрь в Украине нашли 68 тыс. семей, которые получают помощь на оплату коммунальных услуг сразу по двум адресам. Кроме того, среди "нуждающихся" нашли семьи, которые приобретали автомобили стоимости 1,3 млн грн, но при этом все равно обращались в органы соцзащиты и оформляли субсидии. Факты "Проводя верификацию, Минфин никак не вмешивается в личную или семейную жизнь граждан. На сегодня ведомство работает с данными, полученными до 11 октября 2018 года на основе текущих нормативно-правовых актов", – говорится в сообщении министерства. В следующем году проверки могут участиться – в Кабмине рассматривают возможность перехода на рискориентированные проверки. Так, всех украинцев условно поделят на "серые" и "белые" списки. Для примера, бабушка-пенсионерка в возрасте 78 лет, которая сама прописана в жилье, автоматически попадет в белый список. Особого внимания проверке ее документов уделять не будут. А молодая семья, которая декларирует две минимальные зарплаты и при этом имеет крупный счет на депозите, ездит на неплохом авто и живет в центре Киева, скорее всего, вызовет у чиновников интерес. Если дополнительные проверки покажут, что такой льготник на самом деле просто скрывает свой реальный доход, субсидию заберут, а деньги, которые уже выделили на оплату коммуналки, заставят вернуть в бюджет. Важно также отметить, что сокращение субсидий связано не только с ужесточением правил и проверок, но и с поэтапным ростом доходов. Рост минимальной зарплаты в 2019-м на 12%, а средней – на 14-16%, приведет к тому, что обязательный платеж, рассчитанный по формуле, будет выше, а субсидия – меньше.