Теперь по требованию правоохранительных органов банки будут обязаны предоставить информацию о счетах клиента и передвижении его средств, независимо от того, физическое это лицо или юридическое.
Такая поправка к закону о банках и банковской деятельности была принята еще в 2019 году, но лишь теперь вступила в силу. К слову — узнать о состоянии счета и тех, кто его «пополнял», можно только в рамках расследования дел о коррупции.
В 2019 году к закону о банках и банковской деятельности были добавлены пункты, разрешающие НАБУ, ДБР и прокуратуре, по предоставлению письменного требования, получить доступ к банковской тайне и обозначениям контрагентов не только к счетам предпринимателей, но и обычных граждан в рамках расследования дел, связанных с коррупцией.
В начале 2020-го данные изменения в законе были запущены и приведены в соответствие с действующим законодательством Украины.
«Когда происходит коррупционное преступление, всегда остается финансовый след. Вышеуказанные органы могут запрашивать данные в рамках своей компетенции, у каждого из них — своя узкая специализация по конкретным преступлениям, и в своем запросе они должны указать, зачем эта информация им нужна. Если, по мнению банка, запрос подан не в соответствии с требованиями закона, то финучреждение может отказать в предоставлении запрашиваемой информации», — говорит днепровский адвокат Станислав Лифлянчик.
Он отметил, что обычных граждан, которые проводят бытовые расчеты друг с другом, переводят деньги с карты на карту, нововведение вряд ли коснется. Нацполиция и СБУ такие данные запрашивать не могут. «Это может коснуться предпринимателей и лиц, которые работают в государственных органах, где теоретически может быть коррупция. Если поймали коррупционера при получении средств на счет, в этом случае органы могут сделать запрос в банк и попросить предоставить информацию о том, кому переводили деньги и кто это делал. Ранее правоохранительные органы получали доступ к этим данным, просто обратившись к судье и получив постановление. Сейчас доступ для сбора доказательств по коррупционным преступлениям для НАБУ, ДБР и прокуратуры сделали более упрощенным», — отметил Станислав Лифлянчик.