«Чёрный Квадрат» - о жизни, сексе и любви

Опубликовано admin - пт, 06/09/2017 - 21:54
Уже не впервые на гастроли в наш город приезжает этот известный коллектив. Театр-студия импровизации «Чёрный Квадрат» - киевское творческое объединение, включающее в себя единственную в Украине театр-студию импровизации, тренинговый центр, арт-агентство, синема-продакшн, детский театр и перформанс-проект. Первые попытки организации студии имели место ещё в 1986 году, но реальностью замыслы энтузиастов стали только пять лет спустя. Первый набор в «Чёрный Квадрат» состоялся 1 сентября 1991 года. Из 92 поступающих было отобрано 25, а после экзаменационного месяца в студии осталось 15 абитуриентов. Уже 5 ноября 1991 года состоялся показ премьерного спектакля «Вороны вечером летят домой» - структурная импровизация по мотивам произведений Борхерта. Основателем и художественным руководителем театра «Чёрный Квадрат» является Анатолий Неелов, профессиональный режиссёр, он же создатель метода сценической импровизации, практикующий бизнес-тренер, автор системы «Искусство игротехники», актёр, режиссёр и бессменный руководитель студии. Однажды он пришёл совсем не подготовленный к занятию. В порыве, расстелил на полу огромный квадратный кусок черного бархата и на немые вопросы актеров ответил: «Играйте, что хотите. Главное, чтобы это было интересно!». Так появился «Чёрный Квадрат» - единственный в Украине театр-студия импровизации, работающий по творческому принципу "живой" актёрской игры. Представление рождается "здесь и сейчас", становясь аутентичным и неповторимым. Актёры и зрители полностью вовлечены в действие, которое, как правило, неожиданно и для зрителей, и для самих актеров. На первом этапе «Чёрный Квадрат», вернее, бывший народный театр «Товарищ», был театром Профтехобразования. Народные театры возникли в незапамятные советские времена на базе Дворцов культуры. Специфика заключалась в том, что они были самодеятельными. То есть, туда мог прийти любой человек с улицы, без театрального образования, и стать настоящим актёром. Естественно, люди, которые туда шли, искренне любили это дело, не зря же их называли любителями. Так и в «Чёрном Квадрате» было. Всё строилось исключительно на энтузиазме основателя и участников. Да, к слову сказать, остальные схожие, так называемые, народные театры давно уже вымерли. А этот остался - единственный в своём роде. За годы работы созданы и показаны более 120 оригинальных и классических спектаклей, разработана импровизационная игровая структура. Коллектив является лауреатом городских, республиканских смотров-конкурсов и международных фестивалей. В активе театра около восьмидесяти наград - дипломов, грамот и призов, в том числе - Гран-при, Первые премии, звания лауреатов, награды за актерскую работу . Творческий метод «Чёрного Квадрата» - авторский симбиоз традиционной актёрской техники и театра импровизации. Искусство игротехники рассматривает человека во взаимосвязи всех компонентов: эмоциональной, духовной и физической жизни. А своей главной задачей ставит развитие игровых талантов, которыми в принципе обладает каждый из нас. Именно театральные техники преподаются в самом начале курса. Умение легко входить в изменённые состояния сознания определяет успешность дальнейшего обучения. Задачей первого этапа обучения является вернуть человека самому себя. Найти ту легкость и непринужденность поведения, которая свойственна детям, актёрам, гениям и просто свободному человеку. Второй этап - это расширение восприятия и осознания себя в этом мире. Опыт объективности по отношению к себе. Анализ и обучение методам эффективного общения. Третьим этапом идет развитие эмоциональности и чувственности. Умение четко и грамотно контролировать (или не контролировать, по желанию, а не случайности) поступки и ощущения. Параллельно этому развивается быстрота мышления, необходимая для мгновенного принятия необходимых, оптимальных решений. Если поинтересоваться отзывами о спектаклях, то можно столкнуться с прямо противоположными впечатлениями – от хвалебных од «взахлёб» до едкой критики в стиле «раньше было лучше». Нашему зрителю сравнивать особо не с чем, поэтому что увидели – то увидели. «Лифчик он-лайн» - спектакль, который был представлен в мае. «До, после и вместо секса» - спектакль, который состоялся 8 июня. По названиям уже понятно всем, что центральной темой обоих постановок стало то, о чем со сцены у нас говорить не слишком принято. Да и не только со сцены. Дело даже не в ханжестве или строгом воспитании, а в том, что мы боимся быть смешными, непонятыми, обманутыми в своих ожиданиях. А когда тебя разочаровывают самые близкие… Смешные сценки из жизни нескольких пар, житейские ситуации, через которые проходят многие, взаимные упрёки и пути решения конфликтных ситуаций. Если в «Лифчике…» всё сводилось к юмору на грани допустимого, то второй спектакль показался и сложнее, и глубже. В самом начале зрителю предложили поучаствовать в будущем спектакле, предложив несколько фраз, которые будут обыграны в ходе действия, какими бы странными или неожиданными они не казались. Кстати сказать, актёры с этой задачей справились прекрасно. Действующие лица – две пары, одна из которых собирается стать супружеской через двадцать три дня, а за плечами у второй долгие годы (на первый взгляд счастливого по общим меркам) брака. Что сделать, чтобы твоя семья сложилась, чтобы отношения были гармоничными и приносили радость и мужчине, и женщине? Накануне свадьбы героиня предлагает своему любимому честно ответить на ряд вопросов. Уверена, далеко не все присутствующие в зале могли бы похвастаться такой степенью откровенности со своим партнёром. А ведь из мелочей состоит вся наша жизнь, в том числе и тех, которые тебя раздражают, не дают чувствовать себя счастливым, любимым, понятым. Главные герои смогли прийти к компромиссу, переступив через взаимные обиды, недоразумения и комплексы. Наверное, они будут счастливы, потому что смех, любовь, доверие и уважение друг к другу - главные составляющие этого. Вторая история - о гибели. Семьи, любви, сложившихся отношений. Каждый живёт в заданном ритме, схеме, сценарии. У него – работа, у неё – дом, забота о быте. Но любая игра длится до тех пор, пока каждый из игроков согласен с правилами. Если один начинает сомневаться в них, то последствия могут стать неожиданными. Он уверен, что живёт правильно: бизнес, деньги, перспективы. Да, у него нет времени на внимание к жене, он не помнит, когда у неё день рождения и какого цвета на ней сегодня была ночнушка. Разве это важно? Он же зарабатывает ей на приличную жизнь, она может взять денег столько, сколько ей нужно. А что ей нужно? Чтобы он помнил, что она любит ромашки, а не розы. И о том, какой подарок он ей подарил на прошлый день рождения. А ещё очень хочется щенка, но нельзя…Дальше – снежный ком шокирующих откровений, годами накопленных обид и претензий, горьких упрёков, после которых уже ничего не может быть так, как раньше, «потому что если каждый день бить кувалдой по стене, то кувалде ничего не будет, а вот стена рано или поздно пойдёт трещинами». И может рухнуть, как может разрушиться самая крепкая и сильная любовь, если её слишком часто испытывать на прочность. И под обломками может оказаться любой, но не у всех хватит сил выбраться из-под обломков и жить дальше. Уверена, что с последним спектаклем число поклонников «Чёрного Квадрата» в Каменском значительно увеличилось. Каждый вынес то, что смог. И многие будут ждать новых спектаклей с уже любимым коллективом. Светлана Садовенко.  

Теги