Во многих украинских городах об электронном билете говорят больше четырех лет. А в некоторых уже начали искать финансирование для внедрения системы. Но из-за отсутствия в законодательстве определения электронного билета никто не может воплотить проект в реальность, пишет «Сегодня».
В феврале этого года в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, который регулирует понятие и управление электронным билетом. Надеясь, что поправки в законодательстве будут приняты в этом году, Львов и Винница уже получили согласие на кредитование проекта от Европейского банка реконструкции и развития. Недавно одиннадцать городов Украины обратились к Министерству инфраструктуры поддержать законопроекты для их скорейшего принятия.
Города готовы к электронному билету, а законодательство – нет
Во Львове и Виннице уже готовы проекты и получено согласие ЕБРР на кредитование электронного билета, но пока в нашей стране нет механизмов для его работы. Если к концу этого месяца Верховная Рада поддержит законопроекты, уже весной 2018 года в этих городах весь транспорт перейдет на электронный билет, а за ними подтянутся и Днепр, Черкассы, Луцк, другие крупные города.
По подсчетам Львову на оборудование транспорта всей системой считывания проездных карточек и создания сервисного центра необходимо 10 млн евро, Виннице – 8-9 млн евро. Если Львов еще ждет подтверждения ЕБРР о финансировании, то Виннице осталось только получить гарантии от Министерства финансов и составить техническое задание для проведения тендера для реализации проекта.
"Сейчас мы определяем какую систему нужно внедрять в городе: какие валидаторы нужны, ставить ли турникеты на остановках или в транспорте. На данный момент Винница для комплексного внедрения электронного билета наиболее готова", – отмечает директор департамента информационных технологий Винницкого городского совета Владимир Романенко.
Технической проблемы в Украине для масштабного внедрения электронного билета – нет, отмечает советница министра инфраструктуры и заммэра Днепра Яника Мерило, но есть проблемы в правовом поле. По ее словам, Днепр также уже готовится к электронной оплате проезда.
"Есть и в Киеве и Харькове попытки ввести электронный билет в метро и электротранспорте. Но полномасштабно ввести электронный билет до принятия законов города не могут. Но, это не техническая проблема, а законодательная", – отмечает Яника Мерило.
По ее словам, во многих городах Европы функцию электронного билета выполняет карточка жителя того или иного города, которая также позволяет получать дисконты в магазинах, бесплатно посещать музеи и вести электронную медкарту. По словам Яники Мерило, сначала в Днепре электронный билет внедрят в метро, как в Киеве, а потом на электротранспорте, а если примут правки в законодательстве, то и во всем транспорте, включая городские автобусы.
"Эта карточка уже работает во многих городах мира более 10 лет. Это не что-то инновационное, но это будет новшество в Украине – она изменит работу транспортной сферы, даст больше контроля и удобства пассажирам", – добавляет Яника Мерило.
Как работает электронный билет
Единый электронный билет связывает все виды транспорта: метро, трамваи, автобусы, городские электрички и троллейбусы в одну систему. При этом нет необходимости держать кондукторов, но возрастает потребность в контролерах. По словам руководителя отдела внедрения электронного билета "Львовавтодора" Сергея Журбенко, электронный билет выгоден как городу, так и пассажирам и перевозчикам. Город сможет контролировать финансовый поток и распределять деньги пассажиров между перевозчиками по километражу маршрутов. А также вести учет пассажиропотока и льготников для улучшения качества перевозок.
"У водителя заберут наличку и ему не выгодно будет набивать автобус как можно больше, к тому же его зарплата не будет зависеть от количества пассажиров, поскольку компании-перевозчику город будет платить за километры, который прошел транспорт по своему маршруту", – отмечает Сергей Журбенко.
Пассажиры, в свою очередь, смогут пересаживаться из одного транспорта на другой, не переплачивая, поскольку он оплачивает время пользования транспортом, например час, а не поездку. К тому же, электронный билет выведет перевозки из тени, поскольку легальный транспорт должен иметь валидаторы для считывания карт.
Как электронный билет повлияет на перевозчиков
С электронным билетом перевозчики потеряют прямой доступ к деньгам. Во Львове, по словам главы Львовской организации Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Ивана Велийки, владельцы маршрутов готовы к переходу на электронный билет, чтобы стабилизировать свои доходы.
"Львовские перевозчики поддерживают введение электронного билета, было бы намного удобнее, чем сейчас. Мы точно знали бы, столько заработаем. Мы были одними из инициаторов внедрения электронного билета. Но, пожалуй, власти это не нужно, все время ведутся только разговоры", – отмечает Иван Велийка.
Но не во всех городах перевозчики поддерживают такое нововведение. В Киеве, где перевозчики выводят на маршруты большую часть нелегального транспорта и имеют с этого большую прибыль – против.
"Перевозчики не очень поддерживают из-за того, что на рынке перевозок бардак и никто это не регулирует. Большое количество нелегальных перевозчиков по Киеву. Есть маршруты, которые выиграли конкурс на 10 автобусов, а их – 20 и никого это не тревожит: ни транспортную инспекцию, ни контролирующие органы. Позиция перевозчиков не учитывалась", – говорит руководитель организационного управления Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Николай Красовский.
Как отметил министр инфраструктуры Владимир Омельян на своем брифинге, законопроекты, регулирующие внедрение электронного билета должны рассмотреть в парламенте вместе с другими инфраструктурными законопроектами, которым в Раде отведут отдельный день в ближайший месяц.