31 мая этого года Южно-Восточное межрегиональное управление Министерства юстиции (г. Днепр) на своей официальной веб-странице (https://psjust.gov.ua) опубликовало свои разъяснения по вопросу о практическом исполнении Порядка государственной регистрации смерти во время военного положения. В этой статье расскажем более подробно.
Об изменениях в Правилах регистрации актов гражданского состояния и принципе экстерриториальности
26 февраля 2022 года с целью обеспечения доступа граждан к услугам в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в условиях военного положения Министерством юстиции Украины был изданприказ «О внесении изменений в Правила государственной регистрации актов гражданского состояния в Украине»№ 606/5, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины в тот же день под
№ 255/37591.
Так, в Правила государственной регистрации актов гражданского состояния в Украине, утвержденных приказом Министерства юстиции Украины от 18 октября 2000 года № 52/5, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины в тот же день под № 719/4940 (в редакции приказа Министерства юстиции Украины от 24 декабря 2010 года № 3307/5) (далее – Правила регистрации) внесены определенные изменения, в частности, Глава 1 раздела II была дополнена новым пунктом 14, которым определено, что в случае введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях в соответствии с Законом Украины «О правовом режиме военного положения» государственная регистрация актов гражданского состояния проводится любым органом государственной регистрации актов гражданского состояния по обращению заявителя. Таким образом, в действиях органов госрегистрации актов гражданского состояния был введен принцип экстерриториальности.
На время действия военного положения государственная регистрация смерти проводится в день обращения заявителя любым органом государственной регистрации актов гражданского состояния.
В случае наступления смерти в дороге (в поезде, на судне, в самолете) государственная регистрация смерти может быть произведена в ближайшем органе государственной регистрации актов гражданского состояния.
Порядок проведения государственной регистрации смерти во время действия военного положения
Государственная регистрация смерти проводится по заявлению любого лица органом государственной регистрации актов гражданского состояния на основании документа о смерти установленной формы, выданного учреждением здравоохранения или судебно-медицинским учреждением.
О факте государственной регистрации смерти регистратор выдает заявителю, который обратился за регистрацией смерти, свидетельство о государственной регистрации смерти на основании актовой записи гражданского состояния, составленного в электронном виде и на бумажном носителе, в полном соответствии с ней, а также извлечение из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о смерти для получения пособия на погребение.
Получить повторно свидетельство о смерти могут близкие родственники умершего или иные лица, определенные законодательством, в любом отделе государственной регистрации актов гражданского состояния (далее — ДРАЦС), независимо от места жительства заявителя и места составления актовой записи по всей территории Украины, где есть доступ в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан.
Сведения о дате и месте смерти вносятся в актовую запись о смерти в соответствии с врачебным свидетельством о смерти.
Если в актовой записи о смерти обнаружены ложные сведения или отсутствие определенных сведений при наличии достаточных оснований для актовой записи, соответствующим отделом ДРАЦС производится внесение изменений. Заявителем по внесению изменений в актовую запись о смерти может быть наследник умершего.
Если родственники умершего проживают в регионе, где отсутствует возможность обращения в отделы ДРАЦС (территории, где государственные органы не осуществляют полномочия из-за военных действий), они могут обратиться через представителя, полномочия которого должны основываться на нотариально удостоверенной доверенности (в соответствии со статьей 244 Гражданского кодекса Украины), или адвоката.Полномочия адвоката на предоставление правовой помощи подтверждаются документально в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».
После внесения определенных изменений в актовую запись о смерти заявителю повторно выдается свидетельство о смерти.
И немного печальной статистики
Как отмечает Южно-Восточное межрегиональное управление Министерства юстиции (г. Днепр), с начала войны в Украине отделами ДРАЦС Днепропетровской области Юго-Восточного межрегионального управления Министерства юстиции (г. Днепр) зарегистрировано 14 908 актовых записи о смерти.
В течение 5-ти месяцев 2022 года отделами ДРАЦС Днепропетровской области составлено 26 808 актовых записей о смерти, что, однако, на 2 709 меньше, чем за аналогичный период прошлого года (24 099).
Как быстро получить ответ на свой вопрос в Минюсте
Для удобства граждан Центральным отделом ДРАЦС Управления государственной регистрации Юго-Восточного межрегионального управления Министерства юстиции (г. Днепр) ведется «Чат с ДРАЦС» в cоциальной сети Telegram (t.me/psdracs), где каждый гражданин может получить ответы на насущные вопросы в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Игорь Ворон, юрист.