Минобразования упростило жизнь ученикам младших классов, кардинально изменив подход к их обучению и оцениванию. "Сегодня" выделила основные новшества, которые заработают уже с 1 сентября этого года.
ОЦЕНКИ И ПРОГРАММЫ. Масштабные изменения коснутся оценивания учеников. Для первоклашек его полностью отменят. В МОН говорят, что их знания и успехи оценивать теперь будут только "вербально", иначе говоря, на словах. Второй класс тоже может остаться без традиционных отметок — этот вопрос будут решать непосредственно педсоветы в школах. А такие предметы, как информатика, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физкультура, труды и основы здоровья не будут оцениваться вплоть до четвертого класса. Кроме того, оценки школьников станут конфиденциальной информацией: их нельзя будет вывешивать на стендах или озвучивать на родительских собраниях. Уйдет в прошлое и "агрессивная" красная паста для исправления ошибок — учителям советуют заменить этот цвет на свое усмотрение.
По рекомендации Минобразования, для первоклассников отменят домашние задания. Для остальных же классов начальной школы введут несколько условий. Во-первых, "домашку" нельзя будет задавать на выходные дни и каникулы, а во-вторых — ее сложность будет четко регламентирована временем. У второклассника выполнение домашнего задания должно занимать не более 45 минут, у ученика 3-го класса — не более 1 часа 10 минут, а у детей из 4-го — полутора часов. Отказались в МОН также от оценок за каллиграфию и ведение тетрадей. Единственное требование — письмо должно быть разборчивым и аккуратным. Ну и, наконец, младшеклассники перестанут читать на скорость, а к таблице умножения будут приступать только со второго класса.
Кроме того, дали больше свободы учителям — теперь они сами будут решать, сколько часов нужно выделять для изучения той или иной темы.
ДЕТСКИЙ КОМФОРТ. В МОН отмечают, что реформа продиктована необходимостью давать ученикам не только знания, но и понимание того, как их использовать. Кроме того, новые правила помогут уйти от эмоционального давления на детей, когда они боятся ошибиться или принести домой плохую оценку. Психолог Елена Лукьяненко отмечает, что новшества для младших классов будут позитивными, и дети перестанут бояться ошибок: "Для первоклассников учеба очень стрессовая, они по-разному привыкают: кто-то за неделю, кто-то за год. И чем меньше будет каких-то "ты должен", тем лучше будет проходить адаптация. Опять же, среди родителей есть соревновательный момент, и они зачастую забывают, что ребенок психологически, например, не может быть отличником. Поэтому психологический комфорт ребенка однозначно станет выше". А вот родители первоклашек опасаются, готовы ли к изменениям сами учителя. "Идея хорошая, но я сомневаюсь, что учителя смогут быстро подстроиться под новые требования, — говорит киевлянка Ольга Синишина. — Особенно учителя старой закалки, с большим педстажем, тянущимся с советских времен. Думаю, сперва будет трудно и детям, и педагогам".