Верховный Суд: ограничения конституционных прав человека в военное время должны быть взвешенными, законными и легитимными

Опубликовано slavkin - чт, 12/15/2022 - 07:33
Ворон

6 декабря этого года Верховный Суд на своём официальном веб-сайте (https://supreme.court.gov.ua) разместил информационное сообщение «Обмеження конституційних прав людини у воєнний час мають бути виваженими, законними і легітимними», где было кратко рассказано о проведении Международного семинара-практикума «Конституционные границы и ограничения прав человека в условиях войны: критерии определения в административном судопроизводстве», организованного Кассационным административным судом в составе Верховного Суда 2 декабря 2022 года. Учитывая тот факт, что неизбежные существенные ограничения наших гражданских прав в условиях действия военного положения в стране имеют чрезвычайно важное правовое значение и касаются практически каждого из нас без исключений, расскажем об этом важном публично-правовом событии более подробно. 

Конституция на защите основополагающих прав и свобод человека и гражданина в военное время

Приветствуя участников Международного семинара-практикума, председатель Верховного Суда Всеволод Князевпроизнёс вселяющие надежду и дающие некоторую уверенность слова, которые как бы стали лейтмотивом всего юридического форума: «Конституция Украины твёрдо стоит на защите основополагающих прав и свобод человека и гражданина даже в условиях военного или чрезвычайного положения».
Как отметил глава Верховного Суда, статья 64 Конституции Украины гарантирует, что права человека на судебную защиту не могут быть ограничены даже в условиях войны. Следовательно, суд не может отказать в принятии исковых или иных заявлений (либо жалоб), удовлетворяющих установленным законом требованиям.
Руководитель Верховного Суда подчеркнул, что судьи должны приложить все усилия, чтобы Украина стала образцом утверждения демократии и верховенства права в современном цивилизованном мире. Тесное сотрудничество судейского корпуса Украины с зарубежными коллегами и международными экспертами будет способствовать твёрдому утверждению верховенства права в Украине и шаг за шагом будет приближать членство Украины в ЕС.
По убеждению Всеволода Князева, практически ориентированные семинары, подобные этому, проводимые совместно с международными экспертами, важны потому, что ожидаемыми результатами являются:
- во-первых, формирование судебной доктрины, в частности форматирование понимания тех правовых явлений и категорий, вызванных этой имперской войной;
- во-вторых, формирование единой и чёткой судебной практики, являющейся важнейшей задачей для Верховного Суда.

Глава Верховного Всеволод Князев констатировал: «Нет непреодолимых проблем, для их преодоления нужно только время, желание и люди, которые будут двигать все процессы вперед!».

Высшие институты судебной власти всегда открыты для профессионального сотрудничества

Председатель Кассационного административного суда в составе Верховного Суда(КАС ВС)  Михаил Смокович в приветственном слове сказал, что КАС ВС всегда открыт для профессионального сотрудничества, поэтому по собственной инициативе сам активно выступает организатором проведения таких мероприятий или приобщается к диалогу на платформах других организаторов.

Украина временно не выполняет некоторые международные конвенционные обязательства

Руководитель проекта Европейского Союза (ЕС) «Право-Justice» в Украине Оксана Цимбривская обратила внимание на то, что военное положение — это вызов не только в контексте обеспечения безопасности страны, но и в контексте реализации прав человека, которые могут быть ограничены. После полномасштабного вторжения агрессора Украина официально уведомила об отступлении от обязательств по Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция по правам человека) и Международному пакту о гражданских и политических правах ООН.
Украина временно не выполняет некоторые обязательства, и это не составляет нарушения международных договоров. Вместе с тем все осознают, что при ограничении прав человека в условиях военного времени важно максимально сохранять баланс публичного государственного интереса и уважения к индивидуальным правам человека и гражданина. В этом контексте вводимые ограничения должны оставаться законными и легитимными и, безусловно, быть необходимыми в конкретный период. А в обеспечении этого основополагающая роль принадлежит судам и судьям.

Международное сотрудничество судебных систем ЕС будет продолжаться

Старший менеджер проектов Немецкого фонда международного правового сотрудничества Вольфрам Гертиг заверил наше судейское сообщество в готовности к дальнейшему сотрудничеству с нашей судебной системой. Он сообщил, что в этом году исполнилось 30 лет с момента создания Фонда.Это и годовщина работы Фонда в Украине в сотрудничестве с судебной системой. Он надеется, что профессиональная и деловая конструктивная деятельность и дальше будет неизменным показателем многолетнего сотрудничества.

В условиях военного положения права человека более уязвимы

Инициатор проведения семинара-практикума, модератор, судья КАС ВС Мирослава Билак напомнила, что это третья встреча, на которой обсуждаются вопросы применения норм Конституции по защите прав человека. В прошлом году обсуждение завершилось на дискуссионной правовой проблеме определения критериев вмешательства государства в индивидуальную сферу. Модератор предложила продолжить дискуссию в контексте нынешних условий военного положения, когда права человека более уязвимы. Чтобы помочь военным усилиям, считается, что уступить часть свобод мирного времени — это допустимая цена для граждан, находящихся в тылу. Такой подход со стороны государства должен быть разумным, убедительным и доказанным. А суд исполняет свою конституционную обязанность по защите индивидуальных прав и свобод. Судья предложила участникам ответить на вопрос, как в этих условиях сбалансировать интересы военной необходимости и индивидуальные свободы.

В условиях войны может пригодиться судейский опыт, наработанный во время пандемии  

Президент Конституционной судебной палаты и Высшего административного суда земли Рейнланд-Пфальц доктор Ларс Брокер обратил внимание, что Конституция «никогда не закрывает глаза на чрезвычайное положение», в ней закреплены правовые основания, каким образом обеспечить верховенство права. В Основном Законе есть положение о том, как должно осуществляться государственное управление на время, когда имеет место чрезвычайное положение. Если что-то не выписано законом, следует руководствоваться духом закона, чтобы обеспечить: существование свободных демократических оснований жизни и функционирование общества; возможность должной деятельности государства; баланс законных интересов и надлежащие подходы к обеспечению такого баланса; запрет на принятие государством непропорциональных мер. Все подобные меры правительством могут приниматься только до того времени, когда государство вернется к нормальному функционированию.
В то же время, определённые основополагающие права не прекращают своё действиеи в случае введения чрезвычайного положения, поскольку нельзя нарушать право на человеческое достоинство.
Ларс Брокер привёл примеры из практики Федерального Конституционного суда Германии по ограничению прав во время карантинных мер, вызванных распространением COVID-19, опыт по решению которых можно было бы экстраполировать на ситуацию в Украине в условиях войны. В одном из дел Суд согласился с введением комендантского часа для некоторых категорий лиц по возрастному признаку, поскольку для них риск заболеть COVID-19 был выше, чем для других возрастов. В другом деле Суд разрешил обязательную вакцинацию военнослужащих немецкой армии и отклонил их иск об обжаловании этого решения. Таким образом, Суд признал, что государство применило с одной стороны меры принуждения и пошло на определённые ограничения основных прав граждан, но, с другой стороны, такое ограничение и применение принуждения было пропорциональным и соответствовало обстоятельствам, разъяснил судья.
Он также подчеркнул, что административная и конституционная юрисдикции в Украине вместе и систематически заботятся о защите основополагающих прав и свобод людей, следовательно выступают гарантами верховенства права в очень сложных условиях.

Некоторые ограничения прав и свобод прямо предусмотрены конвенционными документами

Глава Конституционного суда Грузии в отставке, бывший член Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) Георгий Папуашвили обратился к участникам мероприятия на украинском языке, приветствуя украинский народ, силой и мужеством которого в борьбе против российской военной агрессии восхищается. «Искренне верю в победу Украины над агрессором, освобождение от оккупантов и восстановление международного мира и мирового порядка», — сказал он.
В своём выступлении Георгий Папуашвили напомнил, что Международный пакт ООН и Европейская конвенция по правам человека содержат пространный перечень прав человека, определённые ограничения и возможности отступления от этих прав. Например, ограничения предусмотрены в таких ситуациях, когда необходимо обеспечение национальной безопасности, защита общественного порядка, здоровья, прав и свобод других лиц.
Но, в то же время, есть права человека и гражданина, от которых правительство ни при каких обстоятельствах отступать не может: право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства и принудительного труда, другие конвенционные права.
Важно, чтобы в случае принятия решения об отступлении от прав в случаях, предусмотренных указанными документами, государство уведомило об этом уполномоченных лиц соответствующих организаций ООН или Совета Европы в течение определённых временных рамок.

О частном примере рассмотрения дела о выплатах лицам с инвалидностью ежегодного единовременного пособия

Судья КАС ВС Ян Берназюк проинформировал, что коллегия судей КАС ВС приняла судебное решение по делу, касающемуся решения правительства об ограничении права на социальную защиту, принятое в этом году. Иск, поданный в суд первой инстанции 5 месяцев назад, прошёл апелляционную инстанцию и пересмотрен ВС в кассационном порядке. Дело касалось выплаты к 5 мая лицам с инвалидностью ежегодного единовременного пособия. Правительство произвело выплату, но уменьшило её размер в 2,5 раза. Суд принял во внимание, что 24 февраля 2022 г. президент издал Указ, одобренный Верховной Радой Украины, который предусматривает сужение соответствующих прав и позволяет правительству финансировать социальные выплаты в допустимых пределах бюджета. Для разрешения дела Верховный Суд применил статью 15 Конвенции и статью 64 Конституции Украины, позволяющие ограничивать социальные права в период военного положения.
В этом случае суд обратил внимание на следующее: соблюдён ли баланс, не нарушено ли право на достоинство, соблюдён ли принцип равенства, является ли решение правительства справедливым, пропорциональным, мотивированным.
Также Верховный Суд отметил, что в случае введения определённых ограничений каких-либо социальных прав лицо может обжаловать это в суде, ведь право на справедливый суд не подлежит ограничению ни при каких условиях.

Назрел вопрос быстрого внедрения дистанционного отправления правосудия

Председатель Кассационного административного суда в составе Верховного Суда Михаил Смокович подчеркнул, что для обеспечения правосудия в период военного положения нужно на законодательном уровне нормировать дистанционный формат правосудия.
Он объяснил, что в части 3 статьи 129 Конституции Украины есть конституционная норма о том, что «Законом могут быть определены и другие принципы судопроизводства». Это означает, что перечень «основ осуществления правосудия» может быть предметно конкретизирован на законодательном уровне, в частности детализирован определёнными содержательными составляющими или дополнен новыми положениями, отвечающими насущным потребностям государства и общества, при условии, что они не будут противоречить духу самой Конституции Украины и конституционно определённой основополагающей природе осуществления правосудия в демократическом обществе. Следовательно, Конституция Украины хотя прямо не нормирует формат дистанционного правосудия, однако и не содержит его запрета.
Украина на геополитическом европейском пространстве первая более чем за 70 лет послевоенного существования столкнулась с проблемой необходимости обеспечения непрерывного правосудия в условиях полномасштабной войны, поэтому наше государство должно стать законодательным новатором в этой сфере правоотношений, предложив свой формат дистанционного правосудия.
В завершение Михаил Смокович сказал, что он убеждён: все проблемы в сфере обеспечения судопроизводства, даже в условиях войны, поддаются решению.

Хорватский опыт отправления правосудия во время войны 1991–1995 годов

Судья Конституционного суда Хорватии в отставке, эксперт проекта Совета Европы «Внутреннее перемещение в Украине: разработка длительных решений. Фаза II», бывшая заместитель члена Европейской комиссии «За демократию через право» Славица Банич рассказала о правовом порядке в Хорватии во время войны 1991–1995 годов. В частности, она отметила, что во время войны административные суды руководствовались федеральным законодательством Югославии, поэтому достаточно высоким был уровень формализма в подходе к толкованию принципа законности. Конституционный суд Хорватии во время войны, кроме необходимости сохранения самой сути Конституции, предпочёл общественный интерес, вызванный чрезвычайной ситуацией из-за вооруженной агрессии. Однако Конституционный суд не оставлял попыток выполнять возложенные на него функции и защищать конституционные права и ценности. 
К примеру, в период активной фазы войны Конституционный суд постановил, в частности, что административные органы не имели права издавать административные акты без надлежащего обоснования. Конституционный суд  отменил решение о созыве референдума по отделению определённой части территории Хорватии и её оформлению в автономный регион, а также принял ряд других решений, направленных на обеспечение территориального единства страны и обеспечение конституционных прав и свобод граждан.
Кроме того, спикер отметила, что даже в послевоенное время в Хорватии оставалась проблема превалирования принципа законности над принципом пропорциональности. Это проявлялось в том, что после войны продолжали действовать законы, принятые ещё в 1991 году. По словам Славицы Банич, Хорватия использовала такие обоснования, как общественный интерес и безопасность государства для того, чтобы ограничить права и свободы граждан. При этом далеко не всегда делала это таким образом и в той мере, насколько это действительно было необходимо, учитывая существующие обстоятельства.

Вызовы, брошенные конституционному судопроизводству в условиях войны

Судья Конституционного Суда Украины Ольга Совгиря сосредоточила внимание на вызовах, которые могут предстать перед конституционным судопроизводством в условиях войны.
Так, существенным для конституционного судопроизводства в Украине может стать вопрос о признании юридического статуса и юрисдикции будущих международных судов, которые будут рассматривать дела о военных преступлениях россиян.
Ещё одним важным вопросом является гарантирование и соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях войны. Учитывая это, как отметила докладчица, полезен опыт решения указанных вопросов в военных конфликтах прошлого. Например, в ряде дел против Хорватии, Боснии и Герцеговины Европейский суд по правам человека(ЕСПЧ) наработал и установил стандарты, вытекающие из положительных обязанностей государств-участников Конвенции по гарантированию прав на жизнь и запрету пыток, предусмотренных статьями 2 и 3 Конвенции о защите прав человека.
Значительным вызовом для наших судов, в том числе и Конституционного Суда Украины, станет вопрос о конституционности специально принятого законодательства, действующего во время военного положения. В этом аспекте Украине уместно обратить внимание на дела о вооруженном конфликте между Арменией и Азербайджаном, которые рассматривал ЕСПЧ.

О реагировании СЕ и ЕСПЧ на события в Украине

Начальник отдела департамента выполнения решений ЕСПЧ Генерального директората по правам человека и верховенства права Совета Европы Павел Пушкар рассказал о взаимодействии системы реагирования в международном праве, в частности, о реагировании Совета Европы и ЕСПЧ на события в Украине. Павел Пушкар обратил внимание на то, какие последствия имело это реагирование на выявление пробелов в системе ответственности по международному праву в отношении серьёзных и вопиющих нарушений прав человека. Докладчик подробно рассказал о деятельности, направленной на восполнение пробелов ответственности субъектов с точки зрения международного права, в частности, на вопрос об участии Совета Европы и других международных организаций в создании трибунала adhoc и компенсационного механизма.

Наша справка. Adhoc — это латинская фраза, означающая «к этому», «специально для этого», «по особому случаю». Как правило, эта фраза обозначает способ решения специфической проблемы или задачи, который невозможно приспособить для решения других задач и который не вписывается в общую стратегию решений, то есть составляет некоторое исключение. Иными словами,в данном конкретном случае «трибунал аdhoc» — это трибунал, созданный или организованный международными организациями специально по какому-то конкретному особому случаю. 
Игорь Ворон, юрист.