В воскресенье закону о декоммунизации, принятому 20 мая 2015 года, исполнится 10 месяцев. За это время переименовали пять городов, один район (Артемовский стал Бахмутовским), 169 сел (самые громкие и интересные переименования — см. инфографику) и снесли уже более 500 памятников Ленину! На вчерашнем заседании Рада должна была рассмотреть несколько постановлений о переименовании оставшихся 80% населенных пунктов страны (всего их почти 700), названия которых напоминают о коммунистическом прошлом. Новые имена должны получить 3% от общего числа городов, сел и районов, пишет "Сегодня".
По закону, Рада переназывает населенные пункты по предложению местных органов власти. Те, в свою очередь, за полгода должны принять решение, как теперь будет называться их город или село. Если не определились — новое "правильное" имя даст либо облсовет, либо Верховная Рада. Местные громады сел, названия которых признаны советскими, идут несколькими путями: возвращают исторические названия (Старый Мост, Сапожков Хутор, Хандобоковка); дают новые нейтральные имена — Благодатное, Степное, Тихое; отбрасывают или заменяют определение "Красный", оставляя Лиман, Партизан, или меняют Красные Горы на Святые Горы; оставляют часть старого топонима — из Котовского стала Котовка, и даже юморят: два Жовтневых села стали Травневым и Квитневым, а Червоный Жовтень — Жовтеньким.
Пока самая большая проблема с крупными городами — Днепропетровском и Кировоградом: первый предложено либо сократить до "Днепра", либо сохранить старое название, но придать ему новый смысл — в честь святого Петра, а не совдеятеля Петровского. А Кировоград может стать Свят-Елисаветом: идея горожан вернуть название Елисаветград не понравилось властям, а народ выступил против предложенного "отцами города" Ингульск (город стоит на реке Ингул). "Нужно будет поменять и ст. 133 Конституции, так как там остаются Днепропетровская и Кировоградская области", — напомнил директор Украинского института нацпамяти Владимир Вьятрович. Кстати, Рада даст новые имена и населенным пунктам в Крыму и на Донбассе — но, очевидно, уже после освобождения.
"В Чернигове, Житомире, Днепропетровске полностью переименовали улицы, площади, скверы. Остальные города должны закончить до начала апреля, — рассказал Вьятрович. — Люди перестанут ходить по улицам, названным именами палачей. Это повлияет на их мировоззрение, прежде всего молодежи". С ним согласны и политологи: "Надо вырваться из прошлого. Эти названия нас тянут в прошлое, а не ведут в будущее", — говорит политолог Вадим Карасев. Сами жители зачастую против переименований: "Я не понимаю, зачем трогать Кировоград. Мне очень нравится жить именно в этом городе", — говорит Татьяна Величко.
Ну а вчера в Запорожье пал крупнейший в стране 20-метровый бронзовый памятник Ленину стоимостью 7 млн грн: с ним боролись 35 часов, но таки срезали и увезли на трейлере. Горвласти решают, что с ним делать: переплавить или оставить для истории. Всего в стране снесли уже более 500 памятников вождю, но много остается.
Одно из сел, которое после переименования получило весьма нестандартное название, находится в Тячевском районе Закарпатской области. Бывший поселок Комсомольск вернул себе историческое название — Немецкая Мокрая. "Первоначальное название село получило из того, что, во-первых, здесь жило много немцев, а во-вторых, всегда выпадало много осадков. В 1875 году, по приказу австрийской королевы, село было заселено немцами. Приехало 200 человек, специалисты лесного хозяйства. Одни люди по реке сплавляли лес к железной дороге: профессионально связывали плоты и отправляли тысячи кубометров древесины, — рассказал "Сегодня" поселковый председатель Анатолий Барна. — С приходом советской власти немцев выслали в Сибирь, а опустевшие дома заняла молодежь из соседних сел, и название поменяли на Комсомольск. В середине 1990-х годов местные жители обращались к властям с просьбой вернуть поселку название, но навстречу им не пошли". По словам Барны, их поселок небольшой: здесь проживает чуть более 500 человек.