Напомним, в результате катастрофы ИЛ-76 погибло 9 членов экипажа и 40 десантников, серди которые двое днепродзержинцев — Константин Авдеев и Сергей Лисной.
Через две недели в Верховной Раде будут утверждать результаты расследования катастрофы Ил-76 под Луганском, передают «Вести».
В парламентской комиссии по ЧП говорят, что расшифровка записей «черного ящика» с показаниями приборов Ил-76 новых подробностей не дала.
«Самолет был исправен, летел, а потом был сбит при снижении. Если бы он сам взорвался или на борту была заложена мина, тогда может что-то бы показало. «Черного ящика» с переговорами экипажа у нас нет, и будет ли, неизвестно. Скорее всего, он в России. Вопрос в том, оправдан ли был риск при отправке в опасную зону, и почему "Ил" летел без прикрытия?» — говорит глава парламентской комиссии по расследованию катастрофы Ил-76 Александр Чорноволенко.
Как выяснили следователи, перед отправкой десантникам обещали прикрытие с воздуха, чтобы при необходимости подавить точки стрельбы. Но самолет отправили ночью, когда прикрытие невозможно.
«Сказали, что приземление проконтролируют с земли, но даже всех войск в аэропорту не хватило бы, чтобы прочесать территорию в 10 кв. км. Всем было понятно, что это невыполнимо, тем более ночью. К тому же сами террористы на своих сайтах откровенно хвастались, что из центра Луганска выезжают сбивать самолет, и наша разведка докладывала, что возможна атака, но их слова остались без внимания. За постановление об окончательных результатах расследования мы проголосуем с 12 по 15 августа. Сказать, на ком именно лежит вина за отправку самолета в опасную зону, я пока не могу — этот вопрос нужно проголосовать на комитете и вынести на сессию ВР. Главные подозреваемые — руководство штаба АТЦ (Антитеррористический центр. — Авт.) и Генштаба», — говорит Александр Чорноволенко.
По его словам, глобальная причина, приведшая к катастрофе, отсутствие единого ответственного лица.
«Если бы ввели военное положение, за все отвечала бы армия, все разведданные шли бы к ней. А так все делилось между АТЦ и Генштабом. У армии было недостаточно серьезное отношение к противнику: считалось, что воюем с террористами-любителями, а они оказались профессионалами. Еще проблема в том, что отношение к солдатам в Украине, как в СССР, когда их бессмысленно бросали на верную гибель. Отказаться выполнять решение АТЦ мог Генштаб, руководство ВВС, сухопутных войск, командиры десантников и даже летчик. Тем не менее никто «нет» не сказал. Помните, как 31 декабря 1995 года российские танки Майкопской бригады вошли в Грозный, чтобы взять город к новому году, и их всех разбили? Гибель Ил-76 — из той же серии», — считает Александр Чорноволенко.
Следователи говорят, несмотря на страшные последствия отправки Ил-76 в аэропорт Луганска, необходимость в наших десантниках там была.
«Их отправляли для того, чтобы перекрыть границу и удержать аэродром. Были попытки переправить войска другим путем. Дважды пытались пробиться по земле с севера и с юга, но там были потери порядка 10 человек в один день, и 10 — в другой. Десантировать тоже было нельзя — для этого самолету нужно было снизиться и тоже подвергнуться риску быть сбитым. Правда, есть сомнения, что нужно было отправлять в Луганск столько людей, возможно, хватило бы и одного самолета, который удачно приземлился. Ведь тому количеству десантников удается удерживать аэропорт до сих пор», — говорит Александр Чорноволенко.