Удивительно, насколько публичность быстро развенчивает мифы. Стоило Семенченко снять балаклаву, а Гаврилюку надеть трусы, и от их героизма не осталось и следа. Но самые большие метаморфозы произошли с образом Володи Парасюка. Год назад он был «сотником, который изменил ход истории». Сегодня – это «нардеп, который замариновал в Иловайском котле три состава своего батальона, а сам попросился в плен к чеченскому спецназу». Еще больше вопросов появилось бы к Парасюку, если бы правда о событиях 20-21 февраля 2014-го в Киеве выплыла наружу.
Серия 1 – «Майдан. Минута славы»
Володя Парасюк не признается, кто надоумил его выйти на сцену майдана вечером 21 февраля и «аннулировать» подписанное несколькими часами ранее соглашение президента с оппозицией. Но для хлопцев из «Правого сектора», охранявших въезды и выезды из «Межигорья», большого секрета в этом нет.
Когда летом прошлого года мы ездили на экскурсию по вотчине Януковича, нам подробно рассказали, что уже 19 и 20 февраля, когда на майдане заработали не установленные до сих пор снайперы, Виктор Федорович начал готовиться к выезду из столицы.
Его резиденция, несмотря на огромную территорию и мощную охрану, на самом деле оказалась крайне уязвимой для осады. К поместью ведут всего две дороги, одна из них – сельская. Территория прекрасно просматривается издалека. Утаить взлет вертолета или выезд грузовика из ворот «Межигорья» практически невозможно.
При этом никто не обратил внимания на такой парадокс: из заблокированных «Правым сектором» ворот, начиная с 19 февраля (18 февраля, напомню, в Киеве произошел первый расстрел – погибли 25 человек), регулярно выезжали большегрузные автомобили, вывозившие «все нажитое непосильным трудом».
Их пытались остановить всего один раз – 20 февраля. Но в тот же день на Банковой в гостях у президента побывал лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош. И беспрепятственный выезд транспорта из Межигорья возобновился.
Тогда же, 20 февраля, АП с миротворческой миссией посетили министры иностранных дел Польши – Радослав Сикорский, Франции – Лоран Фабиус и Германии – Франк-Вальтер Штайнмайер, а также уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. Они участвовали в переговорах Януковича с лидерами оппозиции.
По результатам встреч 20 и 21 февраля днем 21-го было достигнуто соглашение о возврате Украины к Конституции 2004 года и проведении президентских выборов до декабря 2014-го.
Обратите внимание на хронологию. 21 февраля в 15-56 сайт «Украинская правда» сообщил, что соглашение между Януковичем, Яценюком, Тягнибоком и Кличко подписано. В 16-40 парламент конституционным большинством вернул редакцию Конституции 2004 года. В то же время «посыпалась» фракция ПР. А министра МВД Виталия Захарченко отстранили от должности.
Но сотника Парасюка тогда еще никто не видел. Ни на трибуне, ни на улицах, где неизвестные снайперы заканчивали стрелять в прохожих. Не видели его и раньше. Как подтвердили лично автору «правосеки» из охраны «Межигорья», его не было ни во время первого штурма АП, ни в эпицентре столкновений с «Беркутом». Не было его на Майдане Независимости и в ту роковую ночь, когда побили студентов.
По словам самого Владимира (в интервью газете «Факты и комментарии» в феврале 2014 года), он мирно спал на квартире у некой доброй женщины, приютившей львовян. Затем уехал домой, участвовал в протестах во Львовской области и вернулся на майдан уже с отцом ближе к развязке событий.
И вот мы подошли к минуте славы нашего героя. Как описывали это аналитики, «оппозиции не удалось продать свои достижения майдану, как самой площади, так и протестному движению в целом. После того, как на сцену, на которой стояли печально жующий Кличко, хитро улыбавшийся Яценюк и индифферентный Тягнибок, вынесли открытые гробы, туда выскочил Парасюк. И дрожащим голосом закричал в микрофон: «Мы, рядовые украинцы говорим политикам, которые стоят за нами: «Никакой Янукович не будет президентом целый год... Наши земляки были расстреляны, а наши лидеры пожимают руку убийце. Это позор. Завтра, к 10 часам утра, он должен убраться».
Удивительное дело: на момент, когда Парасюк провозглашал свой ультиматум, Янукович уже не собирался оставаться в Киеве до утра. Его вертолет стоял «под парами». Был запрошен воздушный коридор, получена метеосводка, что утром лететь нельзя из-за ухудшения погоды. Упакованы все вещи, включая маленькую собачку. Это мне детально поведали в «Межигорье».
Таким образом, круг людей, осведомленных о том, что президента утром уже не будет в Киеве и штурмовать можно сколько угодно и что угодно, был достаточно широким – от «правосеков» до авиадиспетчеров. Не знал об этом лишь Парасюк. И эмоционально звал народ в пустые кабинеты.
Кстати, так и вышло. Утром 22 февраля активисты автомайдана и майдана приехали к резиденции Януковича в Межигорье, чтобы, как их надоумил сотник Володя, потребовать немедленной отставки. Но Януковича дома не оказалось. Не было даже охраны. Отчего значительная часть различных ценностей – золота, предметов искусства, картин, дорогих автомобилей и проч. перекочевала в руки революционеров.
Нынешние хранители оставшегося в «Хонке», не сомневаются, что между властью и частью оппозиции существовал договор, который впоследствии был нарушен: президент покидает небезопасный Киев, «Правый сектор» не препятствует его перемещению, скажем, в Харьков. Задача Владимира была очень простой: легализовать информацию, которой владел «Правый сектор» и его спонсоры из Днепропетровска, чтобы представить все таким образом, будто это они заставили президента податься в бега.
А что, Парасюк был знаком с Ярошем? – поинтересовался я.
А пусть сам расскажет, – ответил колоритный дядька из «самообороны Межигорья». – Он же в лагеря с ними ездил. В КУНе мелькал.
Правда, сам Парасюк заявил в одном из интервью, что не является членом ни одной политической партии. Но добавил при этом: «Сейчас не являюсь».
Вообще, для справедливой оценки роли Парасюка и места его возможных кукловодов в исторических событиях 2014 года нужно точно разобраться, кто заварил кровавую кашу в те февральские дни. Пока это остается тайной.
Робкие намеки на кровавую провокацию появились лишь в отношении самых первых жертв майдана. Как признался год спустя замначальника следственного ГУ МВД Виталий Сакал, 20-летнего Сергея Нигояна и 25-летнего гражданина Беларуси Михаила Жизневского убили картечью из охотничьего ружья (2 выстрела в грудь и один в голову) и пулей в сердце. По словам Сакала, на вооружении милиции такого оружия нет.
Также, по его словам, установлено, что тела убитых перемещали, а свидетелей убийства так и не обнаружили. "Следствие рассматривает, в числе других версий, также убийство с целью спровоцировать эскалацию конфликта и оправдать использование оружия митингующими. Подтверждением служат многочисленные материалы из открытых источников, где зафиксированы люди с огнестрельным оружием", – сказал Сакал.
Правозащитник Евгений Захаров также считает версию убийств для эскалации конфликта самой вероятной. "То, что это сделали не милиционеры, противостоявшие митингующим, – однозначно. Но кто и с какой целью лишил жизни Нигояна, Жизневского, а впоследствии – более сотни других митингующих, должно установить следствие. А выяснить это трудно", – сказал Захаров.
Серия 2 – «АТО. Фейковые ранения»
Впрочем, тайное рано или поздно становится явным. Так случилось со второй частью сиквела о «Парасюке-богатыре». Согласно законам жанра, как только над страной нависла угроза со стороны злобных сепаратистов, он срочно поехал воевать. И не куда-нибудь, а в Днепропетровск, на базу батальона «Днепр-1», созданного под эгидой обладминистрации, получившей власть благодаря майдану.
Незадолго до наметившихся выборов в Верховную Раду, в конце августа 2014 года, Парасюк, по официальной версии, был ранен и попал в плен к сторонникам ДНР, но через три дня был возвращен украинским военным. И вот тут начинается самое интересное.
Любители докапываться до истины собрали и сравнили материалы по его загадочным приключениям на войне и во вражеском плену.
Как подметили читатели, «фантастически невероятным образом украинский «Гарри Поттер» за два дня побывал в бою под Иловайском, там же попал под обстрел, был ранен и пленен, сразу же вывезен на территорию РФ (для пыток… сначала сотрудниками ГРУ и потом – для унижения коварными чеченцами), далее – доставлен на допрос в Донецк, далее – перебрался в Днепропетровск, успел вылечить в больнице «открытую черепно-мозговую травму», дать два полноценных ТВ-интервью (на больничной койке и второе в студии)… и всего-то за два дня (!). Даже при наличии машинки времени, за два-три дня сделать нечто подобное – практически невозможно...».
Не удивительно, что при таком темпе легендарный сотник начал путать события, которые происходили с ним в плену и на войне.
Вот он рассказывает свою историю «Громадському телебаченню» https://www.youtube.com/watch?v=HenPan9lbkg:
«Когда завезли нас на территорию России…» (Когда? Сколько надо было времени на доставку пленных на территорию РФ?) «Потом нас завезли в Донецк…» (Когда? Сколько надо было времени на доставку пленных из РФ в Донецк?) «Даже наши не знали, что я там был...».
И, пожалуй, самое забавное: Парасюк в начале интервью сообщает, что прорывались с боем. В конце интервью он сообщает, что выходили по выделенному коридору, но их обстреляли и они попали (пришли) в плен. Феерический бред (см. в конце интервью): «Но когда мы попали к ним… мы пробирались, отстреливались… когда мы пришли, они говорят: мы не знали, что вы едете…».
Тремя днями позже на львовском радио версия звучала совсем по-другому…
Ведущий: «Ты попал в плен в пятницу» (29 августа). Парасюк: «Я был в плену 3 дня…» (???). В отличие от первого интервью (от 1 сентября), во львовском рассказе Парасюк полностью противоречит ранее сказанному. И самое забавное, что, оказывается, Володя сдался сам, ранение было от собственной гранаты. И конечно, «предварительно расстреляв 12 автоматных рожков», потом долго разговаривал с российскими солдатами по душам и выпытал у них всю их российскую военную тайну.
Но больше всего читающую и мыслящую публику удивило то, что «открытая черепно-мозговая травма» Парасюка (как заявил главврач областной днепропетровской больницы им. Мечникова) перемещается по голове слева направо достаточно свободно. Экзотично выглядит и «ранение руки», которое то появляется, то исчезает.
Свет на эту путаницу пролили другие участники сражений под Иловайском – бойцы батальона «Донбасс». Рассказывая журналистам «правду-матку» о событиях тех дней, командир противотанкового взвода батальона «Донбасс» Владимир Бабенко заявил, что вина за попадание их подразделения в окружение лежит на комбате Семене Семенченко, который по собственной инициативе решил углубиться в город, оторвавшись от коммуникаций, что предопределило исход сражения. Уже потом им на помощь бросили несколько добровольческих батальонов: «Миротворец», «Свитязь», «Днепр-1» и «Херсон». Правда, из батальона «Свитязь» в бой пошли только восемь человек из шестидесяти.
Упомянул Владимир Бабенко и нашего героя: «Остальные в школе во главе с сотником Парасюком лежали там, ср…ли, жрали. Приезжая на совещание, я говорил: «Вставай, пошли!». Никто не пошел. Потом в плену Парасюк порезался, обмазал себя кровью. Он, знаменитый «трехсотый», не признался, что из добровольческого батальона, сказал, что из Вооруженных сил. И он теперь народный депутат», – посетовал Бабенко.
Сам Парасюк на вопросы о его руке и голове отвечает так же путано, как и на все остальные вопросы – о его жизни, финансах, появлении на сцене майдана и раскрутке и «заброске» в парламент.
Вот его версия из онлайн-конференции:
– Я собі пообіцяв, що не буду відповідати стосовно того скандалу, який був з рукою. Але можу пояснити. Я отримав осколочні рани від гранати РГД, вона мені потрапила в голову – як можете бачити, вона розсікла мені голову. Я не паралізований, я не каліка, я можу пересуватись. Коли я попав до Дніпропетровську, мені ставили капельниці, просто кололи голками в руку. Коли я перевівся до Львову, мені поставили катетер і вийшло так, що я мав в Києві зустрітись з людиною, яка займається справою по розслідуванню в Іловайську. Вийшло так, що мене запросили на програму Шустера. Я пояснюю: ЗМІ я використовую не задля популярності – мені цього не потрібно, ця популярність дуже важка. Я їх використовую, щоб добитись свідомості політиків і свідомості людей в тому, що відповідальність за країну лежить на нас з вами. Кого ми обираємо, той потім нам і "служить".
P.S. То, что ответственность за страну лежит на всех нас, это банальщина, но в принципе правильная. Возразить нечего. А вот кому служит сотник (он же ротный) Парасюк? Это вопрос интересный. И, спорю, некоторые олигархи знают на него абсолютно точный ответ...
Артем Бобров, сайт «Версии».