Выставка с таким названием открылась в Музее истории Каменского накануне новогодних праздников. Новая экспозиция посвящена важнейшей для местной истории дате – полувековому юбилею начала застройки новой территории на левобережье.
28 декабря 1972 года в присутствии большого количества горожан был торжественно заложен первый жилой дом на левобережье. По традиции в фундамент поместили послание потомкам – металлическую табличку с надписью: «Первый дом в левобережной части Днепродзержинска заложен в ознаменование 50-летия образования СССР». Впоследствии проспект девятого микрорайона, на котором расположен этот дом, получивший адрес 1-Г, был назван в честь 50-летия страны советов, ныне он называется Надднепрянский.
Это, и многие другие, события, связанные с различными этапами левобережной эпопеи, запечатлены на представленных на выставке уникальных фотографиях из музейных собраний. Большинство из снимков – не найти на многочисленных интернет-ресурсах.
Благодаря старым фотографиям, посетители выставки могут стать свидетелями и праздничных моментов, – не только митингов, но и новоселий, и даже первой левобережной свадьбы. И будней тех, кто планировал, создавал, обустраивал и обживал левобережные микрорайоны – руководителей разного ранга, проектировщиков, строителей и жильцов.
Некоторые из снимков относятся ко времени, когда Левый берег Днепродзержинска существовал даже не на виртуальном, – компьютеры тогда были экзотической малопонятной диковинкой, – на ментальном уровне, в виде смелых идей, предложений и горячих споров. Здесь можно увидеть эпизоды презентации проекта Генерального плана развития Днепродзержинска, предусматривающий освоение новой территории на левом берегу Днепра, происходившей в ноябре 1970 г. в Москве, в Государственном комитете СССР по строительству; макеты и рисунки целых микрорайонов и отдельных проектируемых зданий.
Мечта номер семь
Сегодня, по прошествии половины столетия, можно только сожалеть, что многие из смелых планов так и остались на бумаге. Например, план застройки седьмого микрорайона, разработанный проектным институтом «Днепродзержинскгражданпроект», – его объемный эскиз представлен на выставке. Как известно, до постройки этого, и несколько других микрорайонов дело не дошло, хоть территория для них была полностью готова. А ведь по планам проектировщиков, на седьмом должен был появиться настоящий медицинский хаб, потенциал которого позволил бы поднять городскую систему здравоохранения на принципиально новый уровень.
Судите сами: на седьмом микрорайоне кроме жилых домов предполагалось строительство таких объектов, как роддом на 170 коек, многопрофильный стационар на 350 коек для детей и 620 – для взрослых, диагностический центр, биохимическая лаборатория, инфекционный корпус, станция переливания крови, физкультурно-оздоровительный комплекс, межбольничная аптека – целый медицинский городок! Естественно, его функционирование потребовало бы большого количества медицинского персонала, – для решения кадровой проблемы планировалось строительство медучилища на 600 учащихся, с общежитием. А также – пожарного депо, школы, детсада и других объектов.
Как известно, громадье медицинских планов свелось к строительству одной поликлиники и станции скорой помощи, к которым лишь недавно добавились локальные амбулатории. Что говорить о стационарах, если больше десятка лет на всем левобережье, число жителей которого быстро достигло несколько десятков тысяч, не было ни единой аптеки, – даже небольшого аптечного пункта! Сегодня в это сложно поверить, но долгие годы даже за элементарным аспирином или горчичниками жителям левобережья приходилось ехать в центр, неблизкой и неудобной дорогой через плотину…
Нелегальный старт
Самый старый из представленных на выставке снимков датирован 1969 годом, на ней запечатлен пустынный ландшафт левобережной территории. Именно тогда начинается история ее освоения, – правда, история неофициальная. Дело в том, что намыв песчаной площадки под застройку и прокладка коммуникаций были инициированы уже тогда руководством города во главе с председателем горисполкома Н. Ктитаревым, при поддержке руководителей местных строительных и промпредприятий, – за полтора года до утверждения городского Генплана.
В условиях жестко регламентированной и централизованной административно-командной системы, это был весьма рискованный, даже авантюрный шаг. Дело в том, что вектор развития Днепродзержинска в направлении левого берега не был единственно возможным. Существовали альтернативные варианты – площадка за железной дорогой напротив вокзала и направление Романково – Аулы. И если бы вышестоящие инстанции выбрали один из этих планов, а поначалу явным фаворитом был последний, как наиболее дешевый, руководству города и предприятий, приступивших к подготовке левобережной территории без утверждения сверху, на свой страх и риск, – грозили крупные неприятности, вплоть до уголовной ответственности за нецелевое использование государственных средств.
Но тогдашний градоначальник Н. Ктитарев и первый секретарь горкома партии В. Добрик ради того, чтобы ускорить начало строительства, решили пойти на риск, не смотря на возможные последствия. И не прогадали – в феврале 1971 года проект Генплана развития Днепродзержинска с левобережным вектором – был утвержден правительством республики. Уверенности городским руководителям придавали не только преимущества этого варианта, но и наличие влиятельного и многочисленного днепродзержинского лобби н самых высоких уровнях, начиная с главного кремлевского кабинета.
Днепродзержинское лобби
Бывший днепродзержинец В. Дегтярь, в те годы – начальник отдела снабжения металлургической промышленности Госснаба Украины, обеспечивавший бесперебойные поставки металла левобережным стройкам, в своих воспоминаниях приводит длинный список высокопоставленных земляков, оказывавших помощь и содействие в реализации этого проекта. В частности, упоминается Л. Брежнев и его помощник Г. Цуканов; В. Щербицкий – председатель Совмина УССР, затем первый секретарь ЦК КПУ; председатель Госплана СССР И. Новиков; министр промышленного строительства УССР В. Арешкович; начальник управления Министерства тяжелой промышленности УССР В. Шмаков; начальник отдела металлургической промышленности Госплана УССР И. Кардасевич и многие другие.
Так что, по степени влиятельности «днепродзержинский клан» в те годы вполне мог соперничать со знаменитым днепропетровским. Представители последнего это сознавали, и весьма ревниво относились к кабинетной активности днепродзержинцев. По воспоминаниям человека, причастного ко всем этапам застройки левобережья, начиная с подготовки территории в начале 1970 года и заканчивая строительством мостового перехода, почетного гражданина Днепродзержинска, в те годы – заместителя председателя горисполкома Генриха Кузнецова: «Госплан СССР ежегодно отдельной строкой выделял городу деньги на развитие всех отраслей, до этого область выделяла то, что «сквозь пальцы протекало» после Днепропетровска и Кривого Рога. Благодаря этому уже в 1971 и особенно в 1972 годах резко возросли, примерно в 12 раз, темпы строительно-монтажных работ. Это вызывало яростное возмущение руководителей области…
В 1980 году истекали сроки действия постановления Совмина УССР по развитию Днепродзержинска в 10-й пятилетке, и для того, чтобы не сбавлять темпы строительства в 11-й пятилетке и решить вопрос строительства моста через Днепр, руководство города (А. Ф. Гордиенко, Н. М. Ктитарев, Г. Я. Кузнецов) с помощью депутата Верховного Совета УССР по Баглейскому избирательному округу В. В. Щербицкого добились принятия Совмином Украины Постановления №254 от 17.05. 1979 г. «О мерах по развитию городского хозяйства г. Днепродзержинска в 1981-1985 гг.». Это было второе подряд постановление правительства Украины по нашему городу, плюс к этому еще и распоряжение правительства Союза. Такого еще не было ни по одному из городов СССР.
Такая инициатива города не всегда нравилась областным инстанциям, которые считали, что Днепродзержинск перехватывает у области деньги, материально-технические ресурсы и др. Дошло до того, что первый секретарь Днепропетровского обкома компартии Украины Е. В. Качаловский в 1980 г. с трибуны пленума обкома партии запретил председателю исполкома Н. М. Ктитареву ездить в Киев и Москву по нуждам города».
Естественно, начальственный окрик желаемого действия не возымел, руководители города ради достижения такой стратегической цели, как застройка новых микрорайонов левобережья, продолжали штурмовать высокие кабинеты в Киеве и Москве, по многу месяцев проводя в разъездах. Еще больше активизировалась командировочная активность во время проектирования и сооружения левобережного мостового перехода с прилегающими подъездами и транспортным развязками, которые вошли в разгневавшее областные власти постановление Совмина УССР № 254.
…Ровно через два года после закладки фундамента, 30 декабря 1974 г. первый дом на левом берегу был принят в эксплуатацию, в 1975 г. – приняла учеников первая школа №40. К тому времени на полную мощность заработали специально созданные для застройки левобережья крупные специализированные предприятия – Домостроительный комбинат, трест «Днепродзержинскгорстрой», Управление механизации строительства №6. Темпы жилищного строительства значительно ускорились, и к концу семидесятых годов достигли рекордного показателя в 127 тысяч кв. метров – около 3000 квартир, в год. И это – не считая школ, детсадов, магазинов и прочих объектов соцкультбыта…
Весомые рудовые достижения строителей вдохновляли местных поэтов и художников на создание произведений в стиле соцреализма. На выставке представлено несколько характерных полотен производственной тематики. Это картины П. Винника «Штукатур» (Портрет заслуженного строителя УССР Е. Зарицкой), Д. Кичко «На строительстве левобережья. Обеденный перерыв» и «В новом районе».
Фотографические и живописные изображения дополняют подлинные артефакты того времени – кусок бетона и символической алой ленты с торжественной закладки первого дома 50 лет назад; инструменты и спецовка строителей; образцы обоев, напольной плитки и строительного клея того времени.
Для большей атмосферности авторы выставки воссоздали фрагменты интерьеров – строительной бытовки и жилой комнаты начала 1970-х годов.
Несомненно, посещение выставки позволит горожанам, в том числе, жителям левобережья, по-новому взглянуть на привычную для них архитектурную среду, оценить усилия и труд множества создававших ее людей. И хочется верить: точка в хронике развития левобережья – еще не поставлена…