На днях Днепродзержинский городской голова Андрей Белоусов дал развернутое интервью редактору газеты трудового коллектива ОАО «ДнепрАЗОТ» «Панорама «Азота» Ирине Уваровой. Приводим полный текст публикации.
- Андрей Леонидович, каким вы видите сотрудничество с крупным бизнесом, насколько зависит сегодня город от его участия в социальных программах?
- Я считаю, что сегодня каждый должен отвечать за свое: мэр — за городское хозяйство, крупный бизнес — за свои коллективы и устойчивость предприятий. Предприятия платят налоги, и уже этим участвуют в основных программах города. Я тоже привык рассчитывать на себя, не надеясь, что завтра город вдруг получит миллионы со стороны бизнес-структур любого масштаба. Где реально берутся средства на тот же ремонт городских дорог? Из городского и высших бюджетов. С этим нужно работать, искать варианты привлечения дополнительных средств по грантовым проектам.
Мне удалось привлечь около 1 млн Евро по линии международного фонда НЕФКО, и как результат: начаты работы по восстановлению освещения левобережного моста-путепровода, через месяц займемся утеплением по современным энергосберегающим проектам СЗШ №37 на Соцгороде, а также поликлиники №3. Сейчас я занимаюсь привлечением кредитов под теплосети, водоканал. Больше рассчитываю на те направления, которые реально дадут отдачу.
Что сказать о крупном бизнесе? У меня налажены хорошие рабочие отношения с руководством ДМК и «ДнепрАЗОТа». Думаю, что если в городе ничего не делается, то и крупный бизнес быстро это поймет, и навстречу городу не пойдет. А когда руководители предприятий увидят, что мэр эффективно работает, выбивает средства, наводит в городе порядок, то даже самое элементарное: чистоту на дорогах, закрепленных за предприятиями, наведут. Раньше чаще бывало так: заводы убирают территории, а по проспекту Ленина зимний посыпочный песок лежит до июня-июля, какой уж тут разговор о сотрудничестве…
Что касается Совета работодателей (бывшего Совета директоров предприятий), то, по моим наблюдениям, эффективно этот орган действовал в экстренных ситуациях, наверняка для этого и создавался. Сегодня есть мобильная связь со всеми, кто может помочь. Я не сторонник создавать какие-то комиссии или рабочие органы только ради того, чтобы их создавать. Работаю я только месяц, но если пойму в свое время, что этот Совет необходим для реальных дел и городу, и самим предприятиям, мы будем работать вместе. Просто собраться и поговорить, если ряд вопросов выходит за рамки компетенции города, то это пользы не принесет. А если город способен подкрепить решение проблем предприятий обращениями в высшие структуры, какими-то связями, то, безусловно, мы найдем взаимопонимание. Трудно на этот вопрос ответить однозначно, но повторю: что не являюсь сторонником создания неработающих структур. Обещаю вникнуть больше в работу этого Совета, пообщаюсь с директорами предприятий и тогда смогу сделать определенные выводы. А пока текущие вопросы, касающиеся взаимодействия с предприятиями, решаются оперативно и действенно.
Обращается то же ГП «Барьер» по поводу поддержки программы обращения с радиоактивными отходами ПХЗ и все вопросы мы снимаем. Я открыт для обращений, много времени отдаю работе, многое успеваю, ничего не откладываю в долгий ящик, поэтому многие проблемы решаются уже в процессе работы, а не обрастают ненужными формальностями.
- Мы часто говорим о перспективах развития, но какой, по-вашему, фундамент этого развития уже удалось заложить? Вопрос касается в большей степени решения проблем жилищно-коммунального хозяйства.
- Что такое ЖКХ? Есть направления: тепло, вода, вывоз мусора, освещение улиц, обслуживание жилого фонда. По теплу тарифы утверждаются в Киеве, у нас — два источника тепла: ТЭЦ «ДнепрАЗОТ» и городская теплоэлектроцентраль. Для того, чтобы снизить потребление газа и электроэнергии, нужно вкладывать огромные средства. Речь идет о сотнях миллионов, и никакой бюджет их не даст. Работая в профильном министерстве два года, накопив определенный опыт, я понимаю: есть прекрасные возможности привлекать инвестиции из европейских банков — 20 лет и полтора процента годовых; первые семь лет — вообще, каникулы под гарантии правительства. При этом, никаких залогов. Город берет инвестиции, ставит новые котельные, насосы, и за счет полученной экономии в тарифах отдает кредит. После его возвращения можно говорить и о снижении тарифов хоть в два раза. Есть у меня программа по привлечению инвестиций по направлениям: тепло и вода. По восстановлению сети наружного освещения плотно занимаюсь по привлечению средств из областного бюджета. Плюс инвестиции.
По жилому фонду скажу так: проблема в том, что с 2008 года у нас не менялся тариф по квартплате. Там заложена минимальная зарплата в сумме 500 грн, хотя сегодня она почти в три раза выше; стоимость ГСМ рассчитана на ценах по 7 грн за литр. Это касается и стоимости материалов, я уже молчу о том, что действующий тариф по квартплате не включает капитальные ремонты, - только текущее обслуживание. Мы можем сколько угодно «бороться с ЖЭКами», выгонять их начальников одного за другим, но в корне этим ситуации не поменять. Как бы мы не тасовали организационную структуру : вместо одного ЖЭКа создать 20 или наоборот, пользы не будет. Если нам надо на ремонт кровель 120 млн, а с населения собирается в месяц около 2 млн грн на залатывание дыр, то реорганизации здесь не помогут. Нужны в эту отрасль серьезные денежные вливания. Основная наша задача — найти и привлечь их в город. В области я плотно веду переговоры о средствах не ремонт дорог, лифтового хозяйства, кровель жилого фонда, восстановление наружного освещения. А если какой-то начальник ЖЭКа с работой не справляется или у него аллергия на людей — таких мы будем менять. Но корень зла — в отсутствии финансов. Эту проблему сейчас и решаю.
- Ощутимы ли в городе правительственные реформы, в частности децентрализация бюджета?
- Пока я не вижу этих реформ. Но вот, представьте, нам в этом году передали на баланс города все ПТУ. По закону, если правительство что-то передает, то вместе с финансированием, а мы получили ПТУ и должны изыскать 51 млн грн в местном бюджете в течение года. Эти средства могли пойти на ремонт кровель или лифтов, а мы их вынуждены перенаправлять на содержание ПТУ. Пока по децентрализации нет изменений в Конституцию, конкретной законодательной базы, потому пока ее нет.
- Как вы оцениваете потенциал городского совета, находите ли взаимопонимание с депутатами?
- Я стараюсь находить взаимопонимание с горсоветом и считаю, что это получается. Совет — это уже политика, умение договариваться, идти друг другу навстречу, и то, что мы приняли городской бюджет, говорит о взаимопонимании и конструктивной работе. В целом у нас хороший состав городского совета, все депутаты понимают, что цели у нас общие, рассуждают серьезно и взвешенно. Со временем мы оценим весомость вклада всех — и депутатов, и мэра, тогда взаимопонимание будет более тесным и плодотворным.
- Есть ли у вас программы решения ряда проблем по Соцгороду, в частности парка на этом жилом массиве?
- Посмотрите, в прошлом году мы уже начали приводить его в порядок за счет средств областного бюджета. В этом году работы будут обязательно продолжены, парк будет передан на баланс КП «Зеленстрой», и специалисты этого предприятия будут его обслуживать.
Контролировать работу предлагаю вместе: я - как мэр и жители микрорайона, работники «ДнепрАЗОТ», которые любят и ценят этот зеленый уголок. Рад нашему сотрудничеству с вами и уверен, что оно принесет добрые плоды на благо всего города.