В Днепре не утихают страсти по поиску новых имен для города и его улиц, как того требует закон о декоммунизации. И если с названием облцентра вопрос стоит в выборе из 3–5 вариантов (наиболее популярны Днепр, Днепропетровск, Сичеслав, Днепроград, Екатеринослав), то с улицами намного сложнее, отмечают «Вести».
Согласно данным рабочей группы комиссии горсовета по наименованию и переименованию улиц, из 2300 городских топонимов поменяться должны предварительно 76, но это число может дойти и до сотни. Закон требует убрать с карты фамилии партдеятелей не ниже секретаря райкома, тех, кто устанавливал власть советов, а также всевозможные упоминания о революции 1917 года и аббревиатуры СССР и УССР. Но отметим, что президент закон еще не подписал, хотя Рада приняла его уже месяц назад.
ГЕРОИ ИЛИ ИЗГОИ?
По словам главы рабочей группы историка Максима Кавуна, в первую очередь речь идет об одиозных фигурах вроде Дзержинского, Косиора, Урицкого, Свердлова или Постышева — их однозначно предлагают менять. Сюда же попадут и улицы Комсомольские (их у нас две), Советские, названия вроде "60 лет Октября" и в честь партсъездов.
«Споры могут возникнуть при обсуждении фамилий других партдеятелей — являются ли они «топонимическими изгоями»? Это личности Брежнева, Щербицкого, которые много сделали для города и области. Дискуссии может вызывать личность Артема. Из местных революционеров подлежат снятию Серафима Гопнер (секретарь ЦК КП(б)У), Эммануил Квиринг (глава обкома), Александр Винокуров (выходец из Екатеринослава, был главой Верховного суда при Сталине, 14 лет подписывал приговоры)», — говорит Максим Кавун.
ЗАСТУПАЮТСЯ ЗА УЧЕНЫХ
Не все моменты в законе прописаны достаточно четко. Сложности у экспертов возникли с военачальниками. «Тот же Михаил Фрунзе — модная в советское время персона, военный деятель, теоретик, но он успел побыть членом ЦК ВКП(б). Что делать с такими личностями никто не знает, но в проекте закона они есть. Также требует уточнения момент, что многие ученые, писатели занимали номинальные партийные посты. Пример — знаменитый полярник Петр Ширшов. Он первым измерил длину Северного Ледовитого океана. Его стали двигать в политику, он стал министром морского флота СССР. Его жену репрессировали, она умерла на золотых приисках. Ширшов не пережил это, через пять лет умер, то есть он пострадал от режима. Если его будут снимать, я выступлю против», — говорит Максим Кавун.
Есть в предварительном списке и фамилии деятелей «третьего эшелона», вроде Петра Погребняка (в 1971–1976 годах возглавлял Минсельхоз СССР) — о них мало кто помнит, и они не влияют ни на политику, ни на сознание.
В ПАСПОРТ — ТОЛЬКО ПЕЧАТЬ
В горсовете Днепра практически не сомневаются, что закон о декоммунизации президент подпишет. Но до этого момента, по словам экспертов, законодателям нужно тщательнее прописать, какие названия они хотят видеть на улицах, а какие нет. Например, в нем нет деятелей зарубежных компартий, так что Карл Маркс и Хулиан Гримао имеют все шансы на табличках остаться, равно как и Павлик Морозов, который и вовсе не состоял в компартии. Также историки выступают против смены названий пакетом — по наиболее спорным можно устроить общественные слушания или сбор подписей.
«Это топонимическая революция, такого в городе не было много десятилетий. Мы предлагаем обратить внимание на исторические названия. Например, Жовтневая площадь — Соборная, ул. Ленина — Воскресенская, Демьяна Бедного — Успенская. Сложнее с теми улицами, которым не вернешь исторические названия. Например, ул. Свердлова была Скаковой — там проходили скачки, сейчас это название не актуально. Мы предлагаем пойти другим путем: есть список из 50 фамилий людей, которые внесли свой вклад в развитие города и области, которые не вызовут ни у кого сомнений. Это почетные граждане, деятели войны, которые не увековечены, деятели, развивавшие хозяйство, культуру, городские головы, архитекторы. Ну и абстрактные названия — Ивовая, Лиловая, Абрикосовая. Людям приятно жить на таких улицах», — предлагают в рабочей группе горсовета по переименованию.
В ГлавАПУ горсовета говорят, что в процессе переименования срочной необходимости менять документы на жилье у людей не будет. «Главное — поставить в паспорте печать о новом названии улицы. ГлавАПУ даст информацию в те службы, которые ведут основные реестры (Минюст, облгаз, облэнерго). Необходимости менять правоустанавливающие документы сразу нет. На стадии оформления купли-продажи или переоформления достаточно вместе с правоустанавливающим документом иметь на руках копию решения горсовета о переименовании улицы», — говорит представитель ГлавАПУ Светлана Гладкая.