Парламент объявил войну Игорю Коломойскому. Вчера без предварительного внесения в повестку дня депутаты сразу в двух чтениях приняли закон, в теории лишающий днепропетровского губернатора-олигарха влияния на одну из самых прибыльных госкомпаний — «Укрнафту», пишут «Вести».
Один из наиболее рьяных сторонников нового закона — нардеп от Блока Порошенко Мустафа Найем — даже назвал его принятие «маленькой революцией». Хотя пока скорее можно говорить о революции в потенциале — не исключено, что она захлебнется из-за позиции Кабмина.
Еще в декабре появились сразу два законопроекта (от «Самопомощи» и от Радикальной партии Ляшко), предлагающих разрешить собранию акционеров госкомпаний принимать решения при наличии на нем представителей владельцев 50% +1 акции. Речь шла обо всех госкомпаниях, но никто особо не скрывал, что речь идет прежде всего об «Укрнафте», в которой государство в лице «Нефтегаза» владеет 50% +1 акцией, а Приват Игоря Коломойского — 42%. При пока еще действующем законе, требующем 60%-го кворума, 42% позволяли Привату диктовать любое решение и, главное, ставить своих людей во главе предприятия. «При отсутствии кворума государство не могло самостоятельно принять решения ни по кадровым назначениям, ни по распределению дивидендов», — объяснил «Вестям» независимый эксперт в вопросах энергетики Валентин Землянский.
К чему это приводило? «Даже Янукович был вынужден закрывать глаза на то, что 2 млрд кубометров газа в год, добываемых «Укрнафтой», идут не населению, а на предприятия Коломойского, прежде всего на «Днепразот», — рассказал нам один из бывших руководителей нефтегазовой отрасли. — Кроме того, нефть «Укрнафты» на льготных условиях идет на переработку на Кременчугский НПЗ. Дошло до того, что фискальная служба в прошлом году обвинила близкое к Привату руководство госкомпании в уклонении от уплаты налогов на сумму в 16 млрд гривен».
Как видим, ставки были высоки, так что никого не удивляло, что антиколомойские законопроекты не проходили сквозь сито согласительного совета и не попадали в повестку дня Рады. Однако вчера процесс неожиданно активизировался, причем двигателем активизации стал Олег Ляшко, уже несколько месяцев «пылающий особой любовью» (причем небезответной) к Коломойскому. Пламенное выступление главного радикала привело к тому, что именно его законопроект был взят за основу.
Впрочем, неизвестно, помогло бы красноречие Ляшко, если бы не удивительная уступчивость спикера Владимира Гройсмана, который согласился поставить столь резонансный законопроект в повестку дня без одобрения согласительным советом лидеров фракций. Из-за этого, а также из-за результатов голосования в кулуарах заговорили о том, что за данной спецоперацией стоит президент. И действительно, из 230 голосов, отданных за закон, 110 принадлежат Блоку Порошенко. Группа «Экономическое развитие», считающаяся близкой к Коломойскому, отдала всего один голос из 18. Сложнее всего понять позицию Арсения Яценюка, которого также называют союзником днепропетровского губернатора: с одной стороны, его «Народный фронт» отдал всего 13 голосов из 82, с другой — даже такой плюрализм в премьерской фракции наблюдается впервые. И самое главное — без 13 голосов фронтовиков закон не был бы принят.
Но героем после голосования был Ляшко. И он (о чем позже сам сообщил в «Фейсбуке») не удержался от того, чтобы послать Коломойскому торжествующее смс-сообщение: «Ну шо, подкрался, правда, заметно, пи...ц?!» Судя по записи главного радикала, ответ днепропетровского губернатора был жестким: «Говорят, шо пи...ры — преимущественно талантливые люди. Но с твоей тупостью ты умудрился среди пи...ров быть самым ТУПЫМ ПИ...СОМ! Учи матчасть. Х...СОС!» Точки вместо букв, естественно, поставили мы, а не авторы смсок.
В разговоре с журналистом журнала «Вести.Репортер» Коломойский посоветовал внимательно почитать закон. Судя по всему, он имеет в виду, что в документе написано о предприятиях, на которых корпоративные права принадлежат государству. А в случае с «Укрнафтой» они принадлежат государству опосредованно — через НАК «Нефтегаз». Правда, в конечном счете, как трактовать эту норму, будет решать руководство Нефтегаза. «НАК теперь действительно может вернуть контроль над «Укрнафтой», но сомнительно, что его нынешнее руководство этим воспользуется», — считает Валентин Землянский. «Коболев (глава «Нефтегаза». — Авт.) — человек Яценюка, а там — цепочка к Коломойскому», — объясняет один из бывших руководителей нефтегазовой отрасли.
Впрочем, как уже сказано в отношении голосования, позиция премьера сейчас не так однозначна. Что касается президента, то он наверняка подпишет этот закон. Правда, в кулуарах говорят, что на Банковой следует ожидать десанта близких к днепропетровскому губернатору полка «Азов», батальона «Днепр-1» и «Правого сектора»...
В отличие от внезапно всплывшего «антиколомойского» закона, ожидавшийся накануне скандал вокруг судебной реформы не состоялся. Вчера мы писали о том, что ряд депутатов коалиции (в том числе от Блока Порошенко) заявил, что президентский законопроект №1656 «Об обеспечении права на справедливый суд» дает главе государства возможности влиять на судей. Противники проекта Банковой заявили, что тот прямо списан с текста, написанного Андреем Портновым (сам Портнов это подтвердил), замом главы Администрации президента времен Януковича, и выдвинули альтернативный законопроект №1497.
Различия между двумя текстами и впрямь существенные. Так, проект №1656 дает президенту право ликвидировать суды, переводить судей в суды того же или более низкого уровня, а также принимать у них присягу. №1497, подготовленный группой депутатов во главе с вице-спикером Оксаной Сыроед, всех этих прав гаранту не дает.
В результате обсуждения на совете коалиции Рада приняла компромиссное решение: оба законопроекта приняты в первом чтении и за две недели парламентский комитет правовой политики должен слепить из них один. Впрочем, учитывая тот факт, что во главе комитета стоит представитель президента в Верховной Раде Руслан Князевич, можно предположить, что итоговый «кентавр» все же больше устроит Банковую и избежать скандала не удастся.