Сопредседатель фракции Оппозиционного Блока в парламенте Александр Вилкул подчеркнул: «Украине нужна такая реформа образования, которая будет заключаться в достойной заработной плате учителей, которые должны получать не меньше чем в экономической сфере, потому что они готовят наше будущее – детей. В качественных школах с окнами, чтоб не дуло, крышами, качественными классными кабинетами, компьютеризацией, электронными досками… В каждом селе и в каждом маленьком городе рядом с домом школьник должен иметь возможность получить образование, а умные дети из бедных семей должны иметь возможность получить образование за счет государства. Так на самом деле, как получили образование 100% депутатов, находящихся в этом зале, потому что учились при Советском Союзе или при ранних годах Независимости, когда это было полностью бесплатно. Поэтому мы не будем голосовать за «реформу» образования, которую сегодня будут пытаться протащить в парламенте. Потому что это превращение будущих поколений украинцев в низкоквалифицированную рабочую силу».
Он подчеркнул, что «ни родители, ни студенты, которые видят, как за последние 3 года закрыто больше тысячи школ, как половина студентов перестала получать стипендии и как уменьшен госзаказ, а значит бесплатные места на высшее образование, также не верят, что власть способна провести действительно эффективную реформу образования».
Он отметил ключевые составляющие предложенной властью «реформы».
«Уменьшение обязательных предметов с 22 до 9. Чего только стоит, когда вместо физики, химии, биологии, географии и астрономии делаются какие-то сокращенные курсы «природа и человек»?
Куда пойдут учителя? Во-первых, у нас нет учителей, подготовленных по таким универсальным предметам, во-вторых, эксперты говорят, что около 2/3 учителей просто могут лишиться работы.
Следующий момент – создание опорных школ. Философия, которая заложена в этот законопроект – это сокращение школ в селах и малых городах. Могу сказать, что на 1 сентября 2014 в Украине было 17600 школ, 1 сентября 2016 – 16900 школ, а к этому учебному году осталось 16566. Школы закрываются.
ЗНО. Готовы ли дети после 4 класса к такому стрессу, как ЗНО? Спорный вопрос.
ЗНО после 9ого класса. Что будет, если ученик не сдаст это ЗНО? На рынок выйдет очередная низкоквалифицированная слишком молодая рабочая сила и увеличится молодежная безработица.
Если говорить про высшее образование, если всегда стипендию получали 70-75% студентов, то в 2018 году это количество будет 25%, а к 2020 года по этому закону – всего 15% студентов.
Закрыто более 100 профтехучилищ. О чем это говорит? Это говорит об одном, что консервируется бедность. Высшее образование смогут получать дети из богатых семей. Консервация бедности – не тот путь, по которому должна идти Украина.
И не могу остановиться, конечно, на языковом вопросе. Когда в средних классах на родном языке можно преподавать только два урока в день, а в старших классах средне школы ни одного нельзя преподавать на родном языке, то это не европейский путь. Румынские школы, венгерские школы, русские школы. Тот язык, который является для детей родным, практически будет запрещен для выпускников средних школ, потому что в старших классах он просто не будет изучаться.
Это Европа? Нет. Во всех странах мира изучают по два языка, по три языка, по четыре языка. И ни у кого нет этой проблемы.
Видео выступления Вилкула смотрите здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=r_LpJZaKjU0&feature=youtu.be