Зам Коломойского Святослав Олейник: Третий Майдан разрушит всю страну

Опубликовано admin - пт, 10/24/2014 - 18:57
Сегодня интервью с Олейником (именно так назвали его киевские журналисты) было опубликовано на сайте «Обозреватель». Мы публикуем это интервью полностью. Святослав Олейник – человек из команды Игоря Коломойского. В середине 2000-х карьеру в прокуратуре поменял на адвокатскую практику. Уроженец Днепропетровска дважды избирался в парламент по спискам БЮТ, принадлежал к так называемой группе Андрея Портнова. Сейчас занимает должность заместителя главы Днепропетровской обладминистрации. Каков Игорь Коломойский в работе, насколько реален сценарий вооруженного переворота в Киеве, почему в Днепропетровской области не могут найти управу на подозреваемого в коррупции прокурора и поменялась ли система власти после Майдана-2014? Святослав Олейник ответил на вопросы "Обозревателя". "В РОССИИ САДОМАЗОХИСТСКИЙ ТИП ОТНОШЕНИЙ ПО-ПРЕЖНЕМУ ДОМИНИРУЕТ" В одном из своих интервью в 2011 году Вы называли отношения между властью и определенной частью общества садомазохистскими. Какие, по вашему мнению, сложились отношения между властью и народом сейчас, после смены власти? Сейчас мы видим последствия того, что прекратились садомазохистские отношения. Режим Януковича был проекцией его взаимоотношений с частью нашего общества – преимущественно проживающей на восточных территориях и исторически привыкшей к форме управления в виде некоего хозяина. Вот это и есть садомазохизм. В свою очередь тому, кто был воплощением этой проекции, присущи черты садиста в психологическом понимании термина. Что это означает? Это означает склонность к тоталитарному подавлению и управлению людьми. Для другой части общества неприемлем тип отношений "хозяин и его рабы", они тяготеют к свободе. И именно благодаря им был свергнут режим Януковича. Те же, кто жил в системе садомазохистских координат, оказались в состоянии разрушения своего привычного психологического состояния. Они стремятся вернуться в свою зону комфорта и не нести ответственность за свою жизнь. То есть людям не нужна свобода? Не всем. Некоторые люди, лишившись своего хозяина, сталкиваются с фактором неизвестности: а что завтра? что будет дальше? кто будет нам говорить, как жить? Возникает естественный хаос, на который очень грамотно ложится информационно-идеологическая диверсия со стороны соседнего государства, где садомазохистский тип отношений по-прежнему доминирует. Часть общества, которая породила Януковича как проекцию этой модели управления, хочет опять вернуться в состояние своей несвободы, в состояние тоталитарного управления. Это как раз является почвой для сепаратизма. На востоке Украины сейчас появляются мелкие диктаторы, которые вооруженным путем захватывают власть в отдельных городах, но население воспринимает этот процесс как возврат к своему естественному состоянию. Но одновременно проходит и интенсивная коллективная эволюция: люди, сталкиваясь с реальностью военизированной власти на Донбассе, начинают видеть все ее недостатки. Поэтому население на востоке переживает психологически очень сложный момент. Часть из них предпочитает Украину и свободную модель жизни. Каким образом можно привить вакцину свободы людям, которые привыкли к сильной руке? Прежде всего, украинская власть должна демонстрировать, что она управляет ситуацией и двигает страну вперед. Власть должна показать, что новая модель жизни ведет к благополучию, процветанию, к свободе, улучшению социального статуса человека и его жизненного достатка. Сейчас власть это демонстрирует, как вы считаете? Не в полной мере. Нынешняя власть находится в той модели управления, которая была раньше. Она сегодня медленно ее меняет. По Конституции у нас парламентско-президентская модель управления, а в головах еще сидит старая – президентско-парламентская. А власть сегодня не дорабатывает. Она должна пройти собственную эволюцию, и тогда за ней пойдет население. Днепропетровская ОГА является элементом власти, нам никто не мешает реализовывать новый подход к управлению. Некоторые люди не очень понимают, что происходит в Днепропетровске, но ощущают, что что-то неплохое. Мы устанавливаем определенную логику в демократическом стиле. "ВЫ У СЕБЯ В КИЕВЕ ВОРУЙТЕ, ЕСЛИ ХОТИТЕ, НО ВАС ТОЖЕ ЗА ЭТО ВЫНЕСУТ" Недавно в Днепропетровске разгорелся скандал: прокурора области Романа Федика подозревали в связях с наркоторговцами. Люстрационный комитет призывал его уйти в отставку. Чем закончилась эта история? Это были не подозрения, это была открытая информация. Прокурор Федик до своего назначения был адвокатом, вел по городу Днепропетровску четыре дела по наркоторговле. Защищал наркоторговцев, апеллируя к тому, что кислота, которой они торговали, не является наркотиком, а есть пограничным психотропным веществом. Государственное обвинение с этим не соглашалось, доказывая, что данная кислота имеет специфическое наркотическое воздействие на человека и запрещена законом. Как только Федика назначили прокурором, он стал вмешиваться в ход этих дел. Прежде всего потребовал, чтобы прокуратура Красногвардейского района изменила свою позицию, затем забрал дела в областную прокуратуру - там они пролежали четыре месяца. Федик не пускал их в следственные органы. Фактически, не давал расследовать. Это прямое преступление, потому что это злоупотребление служебным положением. И он таки выпустил подозреваемых из-под стражи. Если посмотреть по другим делам, то Федик там действовал такими же методами: давал указания прекратить дело, освободить тех или иных подозреваемых. В этом - коррупционная составляющая прокурорской работы. Прокуратура до последнего времени вообще не подвергалась никаким изменениям. А нужно понимать, что весь режим Януковича держался на двух фундаментальных опорах: Партия регионов как политическая основа режима и монополия на государственное насилие, координирующей основой которой являлась Генпрокуратура. В итоге, когда майдановцы зашли в дома бывших чиновников, мы увидели, что Янукович где-то даже скромнее жил, чем генеральный прокурор: у Януковича не было золотых выключателей и розеток. И какую фамилию ни поставь вместо Пшонки, система осталась точно такая же: она нацелена на поддержку тоталитарности действующей власти и на выкачку денег со свободного общества. Шагом вперед стал лишь недавно принятый новый закон о прокуратуре. Поэтому Федик не является особым случаем, он нормальный базовый элемент системы: он просто сидит на троне и распоряжается - кому сидеть в тюрьме, а кого выпустить из тюрьмы за деньги. На него реально найти управу? Управу нужно найти не на Федика, нужно найти управу на всю систему. Смотрите, какая картина выходит в целом. Ключевым условием подписания ассоциации с Евросоюзом было выполнение так называемого списка Фюле. Он вмещал в себя примерно 12 законов, которые должны были быть приняты Украиной для того, чтобы она стала субъектом более тесных отношений с Евросоюзом. Надо отдать должное: при Януковиче этот список был выполнен на 90%. То есть подписание новой властью Ассоциации стало возможно исключительно потому, что при Януковиче все было выполнено, кроме одного – закона о прокуратуре. Почему при Януковиче не было выполнено это условие? По двум причинам. Первая - это был уже последний закон из списка, а в это время начался Майдан. Верховная Рада перестала работать в надлежащем режиме, у депутатов в принципе не было возможности его принять. Второй причиной было то, что прокуратура дольше всех сопротивлялась, а Янукович опирался именно на ГПУ. Закон был подготовлен, согласован с экспертами Совета Европы, хотя все равно имел определенные изъяны, которые позволяли привносить элементы ручного управления. Этот закон был принят уже новой властью. Что в нем не идеально? Прокуратура сегодня вся вертикально управляется, прокурор области или генеральный прокурор считает, что он может дать команду любому работнику прокуратуры, милиции, СБУ какое-то дело открыть, какое-то закрыть. Ничего общего с правовым и юридическим процессом это не имеет, это просто субъективное решение. Система европейской прокуратуры принципиально другая. Она управляется юридическим процессом, в котором прокурор имеет столько же прав, сколько и сторона защиты. Главный принцип его работы - процессуальная независимость. У нас этот принцип декларируется, но на практике его вообще нет. Каждый прокурор вам скажет: я получил команду - белое назвать черным или наоборот. Вот это и есть ключевая точка, которая требует реформирования: система увольнения или назначения прокурора не должна совпадать с системой процессуального руководства. Тот, кто дает указание, должен давать его процессуально в виде документа, и этот человек не должен иметь влияние на назначение или снятие прокурора. То, что с прокуратуры сняли функции общего надзора, это существенно поменяет ситуацию? Частично – да, поскольку это давний советский атавизм. Основная проблема общего надзора была в том, что когда прокурор объявлял проверки - иными словами давал команду "фас" на какую-то фирму – он хотел, прежде всего, получить с них деньги. Вот эта команда "фас" - это и есть общий надзор для контролирующих органов. Его убрали. Теперь еще важно развести, чтобы те, кто назначает прокуроров, не руководили процессуальным производством. В законе это предусмотрено, но не до конца. Вы, кстати, по Федику информацию доносили до генпрокурора Яремы? До всех, и до Яремы. И как отреагировал Ярема? Ярема занял позицию, видимо: чем хуже, тем лучше. Потому что мы официально изложили все претензии, которые есть к Федику. Ярема на это никак не отреагировал. При разговоре он сказал – напишите письменное обращение. Мы написали - болтается до сих пор в Генеральной прокуратуре, и по нему - ни ответа, ни привета нет. Ярема сегодня сильно сопротивляется курсу на децентрализацию. Вот мы как раз большие сторонники децентрализации, задекларированной президентом. Если областной прокурор все вопросы продает - тупо ворует деньги, мы не имеем возможности наполнять бюджет. Мы можем задать простой вопрос: когда прокурор перестанет воровать бюджет или пособничать в этом воровстве. А нам кто-то из Киева говорит – это не ваше дело. Как не наше, если мы тут живем. Вы у себя в Киеве воруйте, если хотите, но вас тоже когда-нибудь за это вынесут. Чиновники искренне почему-то думают, что Майдан произошел, чтобы они заняли эти кресла. Ну, а раз уж я в этом кресле, то вот я сейчас быстренько порулю здесь и подзаработаю. "ТРЕТЬЕГО МАЙДАНА СТРАНА НЕ ВЫДЕРЖИТ" Вы заявляли о том, что часть конвертационных центров, после того, как ваша команда пришла к власти, из Днепропетровска ушла в Киев и Харьков. Кто их там прикрывает, знаете? Кто прикрывает, мне сложно сказать. Это выходит за рамки компетенции руководства Днепропетровской области, мы не ведем действия, направленные на то, чтобы установить, кто за этим стоит. Мы проинформировали об этом факте Администрацию Президента, я видел заинтересованность в этом вопросе. Но пока я не вижу последствий. Мы убрали за территорию своей области конвертационные центры, но они переехали в другие города. Это большая проблема, потому что снова причиняется ущерб государству. Сегодня оно как никогда нуждается в деньгах: нужно армию поставить на ноги, милицию, и при этом не забывать о том, что у нас огромное количество населения находится за чертой бедности. Вот почему важно наполнение государственной казны, причем деньги не надо искать – они существуют, но они вымываются через систему конвертационных центров. Теневой оборот уже давно соизмерим с госбюджетом. Мы поставили себе задачу убрать их отсюда и сделали это. В результате при 17% падения товарооборота и производства в Днепропетровской области (а это меньше, чем по всей стране – 20-22%), мы имеем 103-104% сбора налогов без налоговых репрессий. Налоговая находит компромиссы с бизнесом, но поступления в бюджет при этом увеличиваются. То есть мы могли бы смело сказать: у нас минус 17%, извините. Но мы говорим – у нас плюс, потому что мы прекратили систему государственного воровства. В объективных цифрах у нас прирост поступлений +350 млн. грн. А, например, 140 млн. вывела из Днепропетровской области только одна конвертационная структура, переехавшая в Киев. Если бы не это, мы дали бы еще больше. Я Вас слушаю, и у меня возникает такое ощущение, что на системном уровне мало что поменялось. Понятно, что уменьшились аппетиты власть имущих, уменьшилось давление на бизнес, но принцип функционирования государства не изменился. Когда людям вновь все это надоест, это может спровоцировать повторение еще одного Майдана… Не думаю, что сильно уменьшилось… Майдан с точки зрения развития государства – это не всегда хорошо, потому что государство теряет темп развития в этот момент. Если не использовать момент смены режима для качественных преобразований, то возникает резонный вопрос: зачем поменяли Пшонку на другую фамилию? Чтобы все те же схемы работали? Это все сводит на нет. Вот только третьего Майдана наша страна не выдержит, мы здесь совершенно в этом уверены. Третий Майдан разрушит всю страну. Во-первых, потому что общество не может бесконечно быть Дон Кихотом и бороться с ветряными мельницами - своим собственным государством. Во-вторых, уже разрушена государственная монополия на насилие - огромное количество людей организовалось в военные батальоны, они имеют колоссальное количество оружия. Они не будут выходить на Майдан со строительными касками. Никакая милиция их уже не остановит. Поэтому если власть продолжит паразитировать на людях, она получит не третий Майдан, а вооруженный отпор. Насколько реален такой сценарий развития событий? Довольно реальный, если срочно не начать что-то делать. Пока что мы не видим адекватности. Мы теряем доверие со стороны зарубежных партнеров. Нам неохотно теперь дают деньги, потому что мы не изменили систему управления. Мы снова начинаем сеять в обществе недоверие к государству. Кроме того, правоохранительная система пережила серьезную ломку. Сейчас милиционеру не за что бороться. Раньше милиция была частью коррумпированной системы и поэтому протест на Майдане воспринимала как направленный и против себя, в том числе. Сегодня она не является такой частью. Милиционер - а это взрослый мужчина, который должен кормить семью – получает ничтожные деньги - 2-3 тыс. гривен. Он не будет защищать государство, которое не дает ему возможности, честно работая, кормить свою семью. В это же время за идею светлого будущего готовы воевать добровольцы, которые уходят на войну. Разве они простят кому-то воровство? Они не простят, и не будут долго митинговать, они просто их ликвидируют. Вот она, реальность. Поэтому идет игра с огнем. Когда они живут в своих дорогих домах за высокими заборами, они должны понимать, что сегодня существует сила, которая эти заборы может снести. У Януковича и Пшонки тоже были высокие заборы. "ЗАКОН ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ПРИМЕНЯЕМ, А ПО ОТНОШЕНИЮ К ГОСУДАРСТВУ – НЕТ" На прошлой неделе в нескольких городах – в Киеве, и, в частности, в Днепропетровске, прошли акции протеста военнослужащих. Срочники, которые задержались на службе полгода, а некоторые и год, приходили и к вам под обладминистрацию с требованием сказать им, когда все-таки будет демобилизация. После этого было заявление киевских правоохранителей, что эти пикеты спровоцированы российскими спецслужбами через сеть Вконтакте. У вас по отношению к днепропетровским митингующим тоже есть подозрения, что их на пикет вывели российские спецслужбы? Нет, у меня другая позиция по этому поводу. Мы считаем, что в этих пикетах виноваты чиновники Министерства обороны. Я Вам даже объясню, каким образом. Не надо искать виновных там, где виновата сама власть. Это же нормально, когда люди хотят от государства, чтобы оно играло по правилам? А правила государства называются законами. Это же нормально, чтобы государство выполняло свои же законы? Когда оно этого не делает, люди выходят на протесты. Им говорят – вы устав нарушаете. Они: мы устав нарушаем, но можно не нарушать закон в отношении нас? Пришли люди, поставили вопрос, мы начали разбираться, в чем дело. Вот смотрите, есть закон "О военной обязанности и военной службе", где четко написаны сроки военной службы. Законом определен срок службы - 12 месяцев. Он может быть продлен решением Президента максимум до 6 месяцев. К нам на пикет пришли военнослужащие, которые были призваны весной 2013 года. 12 месяцев у них истекло весной 2014 года, плюс 6 месяцев - в октябре. Они спрашивают: вот закон, дайте нам информацию - когда будет демобилизация. Что они слышат? Вот, вы не правы, сейчас патриоты гибнут на фронте и так далее. Но это не может быть объяснением того, почему государство не выполняет свои законы. Я стою на стороне этих солдат, потому что мы закон по отношению к людям применяем, а по отношению к государству – нет. Вы знаете, сколько людей только в Днепропетровской области попали под это? 850 человек. Про них просто забыли, плюнули на них – это из тех, которые были призваны весной 2013 года. Тем, кто был призван осенью 2013-го – а таких 715 человек, - нужен указ о продлении срока службы на 6 мес. Его тоже нет. В общей сложности полторы тысячи человек только в Днепропетровской области ждет ответа от государства на вопрос - как быть. Кто эти люди: 18-19-летние ребята. Из них 140 человек – жители Донецкой и Луганской областей, они говорят, а нам вообще как быть? У нас вот там родители живут. Просто не надо бежать от проблемы, с ней надо разобраться – как правильно демобилизовать этих людей. Вы разобрались, когда они будут демобилизированы? Тут должен Президент разобраться и внести указ о демобилизации. Но мне не понравилось, что Администрация Президента на кого-то перекинула этот вопрос. Представитель АП вышел, забрал обращения, а потом мы слышим заявление, что военная прокуратура сейчас выявляет каких-то там вредителей. Не может никакой вредитель причинить вред, если нет для этого подготовленной почвы. А почву подготовили мы сами, потому что мы не выполняем требования законов. "БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ МАШИНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕНЕГ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ИХ ТРАТИТЬ ВООБЩЕ, ЗАТО ОНА ПОЗВОЛЯЕТ ИХ ВОРОВАТЬ" Есть какие-то данные, сколько выходцев из Днепропетровской области погибло с начала АТО? По линиям МВД и Минобороны из Днепропетровской области погибло 167 человек. А сколько раненых? Раненых гораздо больше, но раненых мы не можем вам назвать, потому что мы принимаем всех раненых – это давно уже больше тысячи людей. Они проходят через Днепропетровскую область, часть едет за границу, часть уходит в военные госпитали Одессы, часть - во Львов или Киев. Добровольцы, волонтеры обували-одевали солдат, кормили, да и сейчас продолжают помогать армии. Улучшилось ли финансирование со стороны Минобороны в последнее время? Нет, по системе распределения денег в Минобороны надо глубоко разбираться. Главная их проблема даже не в том, что они там воруют или не воруют, они не могут в принципе запустить систему траты денег. Но уже полгода прошло. Одно дело месяц-два, еще какое-то было оправдание, что они раскачиваются. Но полгода прошло! Уже как-то надо что-то с этим делать. Были претензии к министру, и уже несколько их поменялось, но никто не может взять и навести порядок в самом Министерстве обороны. Это вопрос уже государственного менеджмента. Приведу такой пример: захоронения. Мы сейчас провели целый ряд захоронений неопознанных тел, которые поступили из зоны АТО. Понятно, что эти все действия требуют финансирования. Город Днепропетровск выделил деньги, достаточные для того, чтобы все эти захоронения провести. Но по закону теперь, раз выделены деньги, нужно провести тендер. Он готовится 2 месяца. Потом кто-то выиграет этот тендер - если успеет в этом году, если не успеет, то уже в следующем. И через два месяца, теоретически, он получит доступ к этим деньгам. А делать-то сегодня надо. Вот так живет и Министерство обороны. Оно не может пропустить бюрократическую машину, и на все претензии ответ у них простой: ну, к нам же придет тогда прокуратура. И действительно придет. Вот эти все безмозглые "федики" обязательно придут и будут говорить: вы нарушили такую-то строчку бюджетного кодекса. И вот сидят себе чиновники в любом ведомстве, в том числе в Министерстве обороны и говорят – а зачем мне это нужно, я лучше не буду этого делать. Бюрократическая машина распределения денег не позволяет их тратить вообще, зато она позволяет их воровать. Неэффективна как система распределения денег, так и система принятия решений вообще. А с Полтораком Вы уже успели … Поругаться? Покоммуницировать, скажем так? Ну, или поругаться, если хотите… Нет, еще нет. Ну, опять же – у нас же не стоит задача с кем-то поругаться. Мы надеемся на то, что будет эффективная работа, но имеем определенный скепсис по этому поводу. Мы понимаем, что суть проблемы не в фамилии, а в той организации процесса, которая есть. Поэтому туда должен прийти такой человек – дай Бог, чтобы это у Полторака получилось, – который сможет поломать бюрократическую машину и получить возможность распоряжаться техникой и деньгами. Простой пример приведу: бывшее подразделение "Беркут". Как работал "Беркут" до того момента, как был расформирован? Было положение МВД о работе этого подразделения и оно позволяло ему вести хозяйственную деятельность, заниматься охранными услугами, получать хозрасчетные деньги, которые шли официально на добавку к заработной плате работников "Беркута". Они получали зарплату на уровне чуть-чуть выше, чем работники ППС, и где-то примерно 50-60% от этого оклада они еще добирали за счет разрешенной хозяйственной деятельности. Таким образом, они имели небольшой, но все-таки хоть какой-то бюджет на свои зарплаты. Потом ликвидировали спецподразделение "Беркут" и на его базе придумали батальон специального назначения милиции. Убрали название "Беркут", хоть, по сути, он так и остался. Эта структура требует такого же точно нового положения. В марте МВД его отправило в Минюст на регистрацию. Но до сих пор это решение не принято. Почему, я не знаю. Просто об этом никто, видимо, не думает. А мы взяли и лишили людей приличной части их заработной платы. Мы не говорим сейчас о том, какая была историческая ситуация - они ж прошли переаттестацию, работают, задействованы в АТО. Тут даже дополнительные деньги из бюджета не нужны, нужно просто провести регистрацию положения в Минюсте. Бумажку на бумажку сделать. Сколько это делается? Час. Вот мы бы сделали это за час. Ну а там вот 8- 9 месяцев никто не думает. Это что, проблема только в Днепропетровской области существует? "ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ, ЕМУ НА СМЕНУ ПРИХОДИТ ДРУГОЕ ГОСУДАРСТВО" Сейчас перемирие. Вы готовитесь в будущем к войне или к миру? Тут уж как никогда - хочешь мира, готовься к войне. Нашу бдительность уже усыпить невозможно, мы уже очень в этом вопросе насторожены. Мы должны выстраивать линию уверенной обороны. Мы – страна, которая не нацелена и не ставит себе задачу агрессивных войн и захвата чужих территорий, но оборону своей страны нам надо выстроить сейчас на высоком уровне. Мы не снимаем ни в коем случае с первого места повестки дня вопрос об обороноспособности страны. Все, кто сегодня это понимают, в том числе в высших кабинетах, все эти люди - наши друзья и соратники в этом вопросе, потому что это первая функция государства – обеспечить безопасность своей территории. За это люди платят налоги. Если мы все платим налоги, а государство эту функцию не выполняет, зачем нам дальше рассуждать. Если это не выполняется, государство тут же и заканчивается – придет другое государство. Поэтому это вопрос номер один. Номер два вопрос – порядок на самой территории, который должна обеспечивать милиция. Без этого нет государства, все бессмысленно. Поэтому мы сейчас укрепляем блокпосты, строим целые системы фортификационных сооружений, приглашаем военных экспертов в области инженерии. Мы не остановимся до тех пор, пока не будем чувствовать, что мы защищены. Мы обеспокоены безопасностью той территории, которая прилегает к Днепропетровской области, ведь за нами уже вся остальная страна. Мы не только решаем свои локальные задачи, мы, если хотите, - блокпост всей страны. Запорожская и Харьковская области в таком же положении. Запорожью мы помогаем чем можем. Ну а Харьков - амбициозная территория, они сами там что-то делают, а как делают – не знаю. Вы обращались к Кабинету министров с просьбой дать часть денег на строительство оборонительных сооружений. Вас услышали, дали деньги? Нет. Нас ни по одному вопросу, кстати, не услышали. Все, что сделано в Днепропетровской области, сделано не за государственный счет. За чей? Это пожертвования, взносы. Взносы в том числе и крупного бизнеса, и просто людей. То есть все это частные деньги. Игорь Валерьевич Коломойский большую часть дает? Игорь Валерьевич - далеко не единственный донор этих процессов. Есть и простые люди, которые по 500 грн перечисляют. Там большие суммы собираются, но они ничтожны по сравнению с теми, которые так и висят на государстве, и которые государство не может правильно потратить. "ВСЯ НАША ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ ОБОШЛАСЬ В 2-2,5 МЛН. ГРН." Вы на этих выборах присутствуете в избирательном процессе как глава партии"Україна майбутнього". Кто финансирует этот проект? Во-первых, мы не тратим много финансов, потому что сегодня нет возможности тратить деньги на выборы. На взнос мы собрали. А эти огромные миллионные бюджеты на рекламу… Мы не рекламируемся так сильно. Мы раздали какие-то брошюрки, повесили несколько бигбордов - это все небольшие деньги. Какой у вас избирательный фонд? Я не занимаюсь напрямую выборами, потому что это не та избирательная кампания, где мы вкладываемся в процесс. Не надо забывать, кроме всего прочего, что я чиновник вертикали Президента. Я не ушел в отпуск, поэтому я избирательной кампанией не занимаюсь, выделяю на нее минимальное количество времени. Даже не знаю, честно сказать, какой у нас избирательный фонд. А Коломойский принимает участие в финансировании вашей политической силы? Очень опосредовано. Достаточно, что он не возражает относительно такого нашего участия в выборах. Коломойский - не сторонник инициирования каких-то политических проектов. Тем более он же губернатор. Существует партия Президента, мы находимся в ее вертикали, это надо понимать. Мы же должны быть и с собой тоже честными: пока мы работаем в структуре Президента - что сегодня совпадает с нашими представлениями - мы понимаем, что Президенту нужно помогать, в том числе политически. Почему это нужно делать? Потому что это тот человек, который несет сейчас всю ответственность в крайне непростое время. Получится у него или не получится - это уже будет исторический вопрос. Но если вдруг у него не получится, это потеря для всей страны. Не из-за конкретной фамилии даже, а просто потому, что мы переживаем крайне сложный период. По сути, наше участие в этих выборах связано с дальнейшей подготовкой уже к местным выборам. Децентрализация все равно произойдет, все равно нужно власть строить снизу, а не сверху. Вы сказали, что Коломойский опосредованно финансирует – что вы имеете в виду? Он деньги дает или нет? Опосредовано участвует, потому что не возражает. Но вообще, все решения, например, идти ли с партией на выборы, вы с ним согласовываете? Ну, конечно, я спросил его перед этим. В то же самое время я объяснил, что мы же своим участием не ломаем какую-то большую государственную политику, соответственно наш формат не противоречит линии вертикали власти. Кроме того, наш список сформирован из волонтеров. Комбаты есть в списках многих партий, поэтому их голос уже услышан. Но комбаты – скорее дань определенному историческому моменту. Если спросить у них, как они собираются решать социальные вопросы, мне кажется, большинство из них потеряется. Вы говорите, что поддерживаете Президента, при этом ваш человек Юрий Береза, командир добровольческого батальона "Днепр-1" в Народном фронте Яценюка... В действующей модели управления наша администрация - это компромисс между правительством и Президентом. Кто назначает главу райадминистрации или гособладминистрации? Правительство подает кандидатуру, и Президент ее утверждает. С Коломойским вообще легко работать? Да. Очень легко. Он быстро принимает решения? И быстро, и очень четко принимает решения. Он не отворачивается от мелочей. Когда мы говорим о довольно точечных событиях, он вникает в каждую мелочь глубоко, и это говорит о том, что он ищет там причину проблемы. Нельзя решить проблему, не понимая ее причины, а причина находится всегда в глубине. Как правило, проблема - это уже ее проявление на какой-то стадии. Например, если человек заболевает – это лишь видимая часть, где-то внутри есть там причина – вирус или что-то еще. Если мы хотим решить проблему эффективно, то надо погрузиться в глубину. И он погружается в глубину. Коломойский пытается сам решить каждый вопрос или он больше делегирует? Он много делегирует. Система делегирования распорядительной функции - это система, присущая бизнесовому типу мышления. Если вы хотите управлять большими процессами, то вы должны доверять тем людям, которые у вас находятся в узловых местах. Коломойский, конечно, как представитель крупного бизнеса, понимает это, и у него вся модель управления так выстроена. Если ты человеку не доверяешь, то нет смысла тогда его ставить в управленческое звено. Тогда надо искать такого человека, который понятен, но обязательно тогда, раз уж он есть – мы ему доверяем. Вот по такому принципу строится система. Есть модель противоположная. Когда все равно, какой компетенции человек, главное, чтобы был свой. Это другая модель, которую мы не поддерживаем. А вы с Портновым общаетесь сейчас? Да. Это личные отношения, либо общение, связанное с бизнесом или политическими интересами? Во-первых, мы общаемся в Фейсбуке. Во-вторых, конечно, у нас есть давняя история личных отношений. Портнов, кстати, сделал 11 законопроектов из списка Фюле. Если бы не его работа, то подписание Ассоциации с ЕС сегодня было бы под вопросом. А то, что он читал лекции в университете, это законом разрешено. Других претензий к нему нет. Я считаю, что сейчас он был бы полезен Украине, потому что он специалист очень высокого уровня, которого прекрасно воспринимают эксперты Совета Европы, и Венецианская комиссия, и Европейский суд по правам человека.  

Теги