С 6 сентября этого года правительство разрешило гражданам страны подавать заявления в налоговую службу о наличии причин и фактах, подтверждающих невозможность выполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств. Об этом сообщила «Судебно-юридическая газета в Украине» на информационном интернет-портале (https://sud.ua) со ссылкой на ZN (https://zn.ua).
Приказ Минфина № 225
Как оказалось, 29 июля этого года Министерство финансов Украины издало приказ № 225«Про затвердження Порядку підтвердження можливості чи неможливості виконання платником податків обов'язків, визначених у підпункті 69.1 пункту 69 підрозділу 10 розділу XX "Перехідні положення" Податкового кодексу України, та переліків документів на підтвердження», который вступил в силу со дня его официальной публикации, т. е. с 6 сентября с. г. Как уже ясно из названия приказа № 225, Минфин утвердил Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определённых в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, и перечней документов в подтверждение (далее — Порядок № 225).
Порядок № 225
Порядок № 225 разработан в соответствии с подпунктом 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) с целью временного, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, подтверждения налогоплательщиками возможности или невозможности своевременного исполнения налогового обязательства по соблюдению сроков уплаты налогов и сборов, представления отчётности, в том числе отчётности, предусмотренной пунктом 46.2 статьи 46 главы 2 раздела II Кодекса, регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчётов корректировки, представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объёма обращения топлива или спирта этилового и т. п.
На кого распространяется действие Порядка № 225
Действие Порядка № 225 распространяется на налогоплательщиков-физических лиц-резидентов Украины, в том числе самозанятых лиц, юридических лиц (резидентов и нерезидентов) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов, предоставления отчётности, выполнения других обязанностей, предусмотренных НКУ или другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Основания невозможности исполнения налоговых обязательств физлицом
Налогоплательщики-физические лица, в том числе самозанятые лица, которые на момент исполнения налоговой обязанности (представление налоговой отчётности, уплаты налогов и сборов и тому подобное), определённого НКУ или другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не могут её выполнить, применяют правила для подтверждения возможности или невозможности выполнения такими плательщиками налогового долга, предусмотренные Порядком № 225.
Основаниями невозможности исполнения налогоплательщиком-физическим лицом, в том числе самозанятым лицом, налоговых обязанностей, кроме оснований, установленных подпунктами 102.6.1 – 102.6.5 пунктом 102.6 статьи 102 главы 9 раздела II НКУ, считаются:
1) пребывание на территории населенного пункта, который является налоговым адресом такого плательщика и в котором ведутся военные (боевые) действия, который окружён (заблокирован) или временно оккупирован вооружёнными формированиями Российской Федерации;
2) нахождение на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения (в том числе иностранных) в связи с ранением (контузией, травмой, увечьем), связанным с исполнением обязанностей военной службы, или в отпуске в связи с болезнью или для лечения после тяжёлого ранения по заключению (постановлению) военно-врачебной комиссии;
3) нахождение на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения (в том числе иностранных) в связи с ранением (контузией, травмой, увечьем), заболеванием, полученными в результате боевых действий и связанных с ними несчастных случаев или в результате повреждений, полученных от насильственных действий служащих вооружённых формирований Российской Федерации в районе боевых действий или временной оккупации;
4) призыв на военную службу во время всеобщей мобилизации, объявленной Указом Президента Украины от 24 февраля 2022 года № 65 «О всеобщей мобилизации», утверждённым Законом Украины от 3 марта 2022 года № 2105-IX «Об утверждении Указа Президента Украины «О всеобщей мобилизации»», или пребывание в подразделениях территориальной обороны;
5) принадлежность к работникам правоохранительных органов, военнослужащим или работникам Вооружённых Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины, Главного управления разведки Минобороны, Государственной пограничной службы Украины, лицам рядового, начальствующего состава, военнослужащим, работникам МВД, Управления государственной охраны Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и принадлежность к другим лицам, которые принимают непосредственное участие в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооружённой агрессии Российской Федерации;
6) потеря/отсутствие (смерть, признание безвестно отсутствующим и т. д.) лиц, на которых согласно абзацу второму пункта 179.6 статьи 179 раздела IV НКУ возлагается обязанность по заполнению и представлению налоговой декларации от имени налогоплательщика, являющегося малолетним/несовершеннолетним или признанным судом недееспособным лицом, если такие лица не находятся на полном содержании других лиц или государства;
7) потеря (уничтожение или порча) первичных документов, компьютерного и другого оборудования в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации, или нахождение их на территориях, на которых ведутся (велись) военные (боевые) действия, которые окружены (заблокированы) или временно оккупированы вооружёнными формированиями Российской Федерации;
8) невозможность использовать или вывезти документы, компьютерное и другое оборудование вследствие ведения военных (боевых) действий, окружения (блокировки) либо если территория, где находятся документы, компьютерное и другое оборудование, временно оккупирована вооружёнными формированиями Российской Федерации;
9) использование или вывоз документов, компьютерного или другого оборудования, связан с риском для жизни или здоровья налогоплательщика либо невозможен в связи с установлением уполномоченными органами государственной власти в соответствии с законом в условиях военного положения запретов и/или ограничений;
10) возможность утечки информации относительно объёмов и мест хранения горючего или спирта этилового и их уничтожения в дальнейшем в результате составления и регистрации акцизных накладных и/или представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объёме обращения топлива или спирта этилового и/или подачи заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, не являющимися передвижными акцизными складами и т. п. (в части выполнения определённых пунктом 10 обязанностей);
11) иные обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), подтвержденные документально.
Правила подачи заявления о невозможности исполнения налоговых обязательств
В случае невозможности исполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, в том числе относительно своего филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, налогоплательщик подаёт не позднее 30 сентября 2022 года заявление об отсутствии такой возможности (помимо исполнения обязанности по регистрации акцизных накладных и/или представления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объёма обращения топлива или спирта этилового и/или подачи заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, которые не являются передвижными акцизными складами и т. д.) вместе с исчерпывающим перечнем документов (копиями документов), информацией, которые предусмотрены Перечнем документов, подтверждающих невозможность налогоплательщика-юридического лица, в том числе относительно своего филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, своевременно выполнить свою налоговую обязанность, в том числе обязанность налогового агента, утверждённым приказом Министерства финансов Украины от 29 июля 2022 года № 225 или Перечнем документов, подтверждающих невозможность налогоплательщика-физического лица, в том числе самозанятого лица, своевременно выполнить свою налоговую обязанность, в том числе обязанность налогового агента утверждённым приказом Министерства финансов Украины от 29 июля 2022 года № 225 (далее — Перечни документов) в контролирующий орган в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего раздела.
Что должно быть в заявлении о невозможности исполнения налоговых обязательств
Заявление о невозможности исполнения налоговых обязательств должно содержать:
-полное наименование налогоплательщика в соответствии с регистрационными документами или фамилию, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика;
- код налогоплательщика согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (ЕДРПОУ) или налоговый номер;
- регистрационный номер учётной карточки плательщика налогов или серию (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учётной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
- налоговый адрес налогоплательщика;
- наименование контролирующего органа, в который подается заявление;
- дату подачи заявления;
- чёткое и краткое обоснование оснований для подтверждения невозможности исполнения налогоплательщиком налоговых обязанностей со ссылкой на документальное подтверждение изложенных фактов;
- исчерпывающий перечень приложений с указанием количества страниц каждого документа, их полного названия и реквизитов (дата, номер, наименование органа, выдавшего документ);
- какие именно налоговые обязанности не имел/не имеет возможности выполнить налогоплательщик;
- информацию о налоговых периодах, за которые невозможно выполнять налоговые обязанности, или информацию относительно обстоятельств, связанных с проведением военных (боевых) действий, террористическими актами, диверсиями или другими обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами), вызванными военной агрессией Российской Федерации, временной оккупацией вооружёнными формированиями Российской Федерации;
- подписи налогоплательщика-физического лица или должностных лиц плательщика налога, заверенные печатью налогоплательщика (при наличии).
При наличии других документов, информации, подтверждающих невозможность своевременно выполнить свой налоговый долг, налогоплательщики-юридические лица, в том числе относительно своего филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, предоставляют такие документы (копии документов). Налогоплательщики-физические лица, в том числе самозанятые лица, предоставляют другие документы, информацию, подтверждающие невозможность своевременно выполнить свои налоговые обязательства вместе с документом, подтверждающим личность физлица.
К налогоплательщикам, в том числе относительно своего филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, у которых после даты вступления в силу этого Порядка появилась возможность подать в контролирующий орган заявление и документы (копии документов), сведения об отсутствии возможности исполнения налоговых обязанностей, применяются следующие правила.
В случае отсутствия у налогоплательщика, в том числе относительно своего филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, возможности подать такое заявление и соответствующие документы (копии документов), информацию в сроки, определённые пунктом 3 настоящего раздела, налогоплательщик подает заявление и соответствующие документы (копии документов), информацию одновременно с появлением возможности выполнения одного из налоговых обязательств (регистрации налоговой накладной, представления отчётности, уплаты неисполненного налогового обязательства и т. п.) таким плательщиком налога, предусмотренных НКУ или другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на контролирующий орган, но не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления таких возможностей налогоплательщика.
До налогоплательщиков, в том числе относительно филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, в отношении которых контролирующим органом принято решение о невозможности своевременного исполнения налогоплательщиком налоговой обязанности и у которых вновь появилась возможность выполнять свои налоговые обязанности, применяются следующие правила.
Налогоплательщики, в том числе относительно своего филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, в отношении которых контролирующим органом принято решение о невозможности своевременного выполнения плательщиком налогов налогового обязательства, и у которых снова появилась возможность выполнять свои налоговые обязательства, должны уведомить контролирующий орган о возобновлении возможности выполнения налогоплательщиком, в том числе относительносвоего филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, налогового обязательства не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем возобновления таких возможностей налогоплательщиков, путём подачи уведомления в произвольной форме в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего раздела.
Уведомление о появлении возможности исполнения налоговых обязательств
Такое уведомление должно содержать:
- полное наименование согласно регистрационным документам либо фамилию, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика;
- код налогоплательщика согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (ЕДРПОУ) или налоговый номер;
- регистрационный номер учётной карточки плательщика налогов или серию (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от получения регистрационного номера учётной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
- налоговый адрес налогоплательщика;
- наименование контролирующего органа, в который подается уведомление;
- дату подачи уведомления;
- дату и номер последнего решения о невозможности своевременного выполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности; наименование контролирующего органа, принявшего такое решение и его местонахождение;
- дату восстановления возможности выполнять свои налоговые обязанности.
Налогоплательщики, которые не подали в сроки, установленные пунктами 3 и 4 настоящего раздела, заявления в произвольной форме и соответствующие документы (копии документов), подтверждающие невозможность исполнения налоговой обязанности, предусмотренной НКУ или другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы, или в отношении которых контролирующий орган принял мотивированное решение о возможности своевременного выполнения таким налогоплательщиком своих налоговых обязательств, считаются такими, что имеют возможность своевременно выполнить налоговые обязательства в сроки, определённыеНКУ или иным законодательством, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы.
Налогоплательщики обязаны хранить в течение срока давности, установленного НКУ, оригиналы соответствующих документов, подтверждающих невозможность исполнения налоговой обязанности.
По требованию контролирующего органа и в пределах его полномочий, определённых законодательством, плательщики налога обязаны предъявить оригиналы документов, подтверждающие невозможность выполнения налоговой обязанности, предусмотренной НКУ или другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на контролирующие органы.
Налогоплательщики подают в контролирующий орган заявление и документы в электронной форме путём направления через Электронный кабинет или в бумажной форме путём подачи в контролирующий орган по месту налогового адреса или любого сервисного центра контролирующего органа либо отправкой почтой с уведомлением о вручении.
Игорь Ворон, юрист.