В предпоследний день марта этого года новостной раздел юридического Интернет-портала «Юрлига» (https://jurliga.ligazakon.net) разместил актуальную статью специалиста Регионального центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи в Киевской области Антонины Господаренко под названием «Оплата праці в умовах воєнного стану: що передбачено в законодавстві». Учитывая особую важность затронутых в статье проблем практически для большинства трудоспособных граждан страны, расскажем об этом более детально с небольшими пояснениями.
Как пишет правовед Антонина Господаренко, война повлияла на все возможные сферы жизнедеятельности Украины, в том числе и на трудовые отношения, которые претерпели в настоящее время соответствующие изменения.
С целью актуализации трудового законодательства Верховная Рада 15 марта этого года приняла Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» № 2136-IX (вступил в силу24 марта 2022 г.; далее — Закон№ 2136), который определяет особенности трудовых отношений работников предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами, на период действия военного положения.
Об оплате труда в военное время
В соответствии со статьей 10 Закона № 2136 «Оплата труда» заработная плата должна выплачиваться на условиях, которые были определены трудовым договором. То есть новый закон не лишает работников доплат, надбавок, премий и других гарантий в оплате труда. Однако, в то же время, другие нормы Закона № 2136 расширяют права работодателей, что может повлиять на размер заработной платы работников и ее получение. Например, часть 2 статьи 10 Закона № 2136 определяет, что в случае невозможности выплаты заработной платы из-за военных действий выплата зарплаты может быть приостановлена до момента возобновления возможности предприятия осуществлять основную деятельность. Но это не значит, что не следует начислять зарплату, если работа выполняется.
Статья 2 Закона № 2136 «Особенности заключения трудового договора в условиях военного положения» определяет особенности заключения трудового договора в условиях военного положения. Это правовая норма предполагает, что испытание для работника может устанавливаться для всех категорий работников. Но испытание работника не меняет условия оплаты труда во время проведения испытания. Поэтому во время испытательного срока зарплату работнику работодатель обязан платить на общих условиях, определенных трудовым договором.
Оплата труда в случае перевода
Статья 3 Закона № 2136 «Особенности перевода и изменения существенных условий труда в условиях военного времени» устанавливает два важных правовых положения. Первое правило определяет, что на период действия военного положения работодатель вправе перевести работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без его согласия (за исключением перевода на работу в другую местность, где продолжаются активные боевые действия), если она не противопоказана работнику по состоянию здоровья, только для предотвращения или ликвидации последствий боевых действий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей, с оплатой труда за выполненную работу, но не ниже, чем средний заработок по предыдущей работе.
Эту норму следует реализовывать аналогично как для целей применения статьи 114 КЗоТ «Сохранение заработной платы при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу и перемещении». На новой работе работнику должны платить зарплату по условиям трудового договора как обычно. В этом случае следует сравнить начисляемую зарплату со средней заработной платой за два предыдущих месяца (до момента перевода). Если фактическая зарплата будет меньше, следует доплатить разницу до средней.
Эта же статья 3 Закона № 2136 содержит еще одну очень важную правовую норму. На период действия военного положения нормы статьи32 КЗоТ «Перевод на другую работу. Изменение существенных условий труда» о двухмесячном сроке предупреждения работника об изменении существенных условий труда не применяются. А это дает право работодателю уменьшать размер зарплаты по своему усмотрению. По мнению юриста Антонины Господаренко, предупредить работников об изменении существенных условий труда все же необходимо. Но если раньше на размышления работнику давалось 2 месяца, то теперь решение ему следует принять сразу: или работник соглашается, или не соглашается, но тогда он будет уволен по пункту 6 статьи 36 КЗоТ «Основания прекращения трудового договора» в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда. При этом работник имеет право на получение выходного пособия в размере не менее среднего месячного заработка (статья 44 КЗоТ«Выходное пособие»).
Оплата труда в случае ликвидации предприятия
В соответствии со статьей5 Закона № 2136 «Особенности расторжения трудового договора по инициативе работодателя» работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, вызванной уничтожением в результате боевых действий всех производственных, организационных или технических мощностей или имущества предприятия. О таком увольнении работник предупреждается не позднее чем за 10 дней с выплатой выходного пособия в размере не менее среднего месячного заработка.
Юрист Антонина Господаренко в своей статье напоминает, что выходное пособие исчисляется путем определения среднедневной зарплаты за 2 предыдущих месяца с последующим умножением ее на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде. Среднемесячное число рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного числа рабочих дней за последние 2 календарных месяца согласно графику работы предприятия, учреждения, организации.
Об увеличении нормальной продолжительности рабочего времени и оплате сверхурочных
В соответствии со статья 6 Закона № 2136 «Особенности установки и учета времени работы и времени отдыха»увеличена нормальная продолжительность рабочего времени (здесь заметим, что согласно статье 50 КЗоТ «Норма продолжительности рабочего времени» до введения военного положения нормальная продолжительность рабочего времени работников не могла превышать 40 часов в неделю — И. В.)
Установлено, что в период действия военного положения нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 60 часов в неделю, а для работников, которым в соответствии с законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, — 50 часов в неделю. Поэтому у работодателя есть право оставить и 40-часовую рабочую неделю, как в мирное время. Если же он хочет увеличить продолжительность недельного рабочего времени, это приведет к увеличению продолжительности рабочего дня. Например, при 60-часовой рабочей неделе и 5-дневной рабочей неделе она может составлять 12 часов. И сверхурочной будет считаться только работа продолжительностью более 12-ти часов, которая и должна оплачиваться в двойном размере.
Оплата труда в ночное время
Статья 7 Закона № 2136«Особенности организации кадрового делопроизводства и архивного хранения кадровых документов у работодателя»определяет особенности привлечения к работе в ночное время (с 22.00 до 06.00) и не предусматривает сокращения работы на 1 час. А вот особые условия оплаты труда не установлены. Поэтому в силе остаются условия, определенные в колдоговорах, и минимальная государственная гарантия — оплата не ниже 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (статья 108 КЗоТ). (Здесь напомним, что согласно статье 108 КЗоТ «Оплата работы в ночное время» «работа в ночное время (статья 54 КЗоТ) оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом генеральным, отраслевым (региональным) соглашениями и коллективным договором, но не ниже 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время — И. В.)
О праве работодателя приостановить действия отдельных положений колдоговора
Как пишет правовед Антонина Господаренко, статья 11 Закона № 2136 «Приостановление действия отдельных положений коллективного договора» дает работодателю право по его собственной инициативе на время военного положения приостанавливать действие отдельных положений коллективного договора. Это могут быть и положения, касающиеся оплаты труда. Такое положение закона также следует расценивать как изменение существенных условий труда без соблюдения срока двухмесячного предупреждения. Но требуется согласия работника, и в случае отказа работника несогласие продолжать работу влечет за собой увольнение по пункту 6 статьи 36 КЗоТ с выплатой выходного пособия.
Оплата отпусков в военное время
Статья 12 Закона № 2136 «Отпуска» определяет особенности предоставления ежегодных и дополнительных отпусков. Правила их оплаты не меняются, как и правило выплаты отпускных за 3 дня до начала отпуска. Но, напоминает юрист Антонина Господаренко, нельзя забывать о статье 10 Закона № 2136 «оплата труда», которая позволяет «отсрочить» выплату зарплаты при отсутствии возможности (к слову, дословно в части 4 статьи 10 Закона № 2136 об этом сказано так: «В случае невозможности своевременной выплаты заработной платы вследствие ведения боевых действий, срок выплаты заработной платы может быть отсрочен до момента возобновления деятельности предприятия — И. В.).
Оплата труда в случае временного приостановления действия трудового договора
Статья 13 Закона № 2136 «Приостановление действия трудового договора»предусматривает возможность приостановление действия трудового договора, т. е.временное прекращение работодателем обеспечения работника работой и временное прекращение работником выполнения работы по заключенному трудовому договору. Приостановление действия трудового договора не влечет за собой прекращения трудовых отношений.
По мнению правоведа Антонины Господаренко, вполне очевидно, что воспользовавшись этой нормой, работодатель, скорее всего, не будет выплачивать работникам 2/3 оклада (тарифной ставки) как в случае простоя. Все потому, что возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам на время приостановления действия трудового договора в полном объеме возлагается на государство, осуществляющее военную агрессию (здесь уместно пояснить, что имеется ввиду положения части 3 статьи 13 Закона № 2136, где дословно сказано следующее:
«Возмещение заработной платы, гарантийных и компенсационных выплат работникам на время приостановления действия трудового в полном объеме возлагается на государство, осуществляющее военную агрессию против Украины — И. В.). Вот только проблема в том, пишет юрист Антонина Господаренко, как эту норму реализовать на практике. Понятно, что в индивидуальном порядке работодатели к агрессору обращаться не будут. Возможно, они (в будущем— И. В.) заявят суммы невыплаченной заработной платы своим работникам к возмещению, а затем эти суммы как «обобщенный ущерб» будут удовлетворены за счет репараций в пользу Украины со страны-агрессора. В любом случае это будет возможно после победы. А между тем работники не смогут рассчитывать на выплаты от работодателя (в случае приостановления действия трудового договора — И. В.).
Игорь Ворон, юрист.