Несомненно, самые запоминающиеся события уходящей недели в Каменском – это информация о том, что Каметсталь выставила на продажу детский лагерь «Лесная сказка» (бывший «Дзержинец»), а также повышение тарифов на проезд в городских автобусах.
При кажущейся непохожести эти события – звенья одной цепи. И не только потому, что социальные сети разразились по этим двум поводам самым настоящим гневом в адрес всех: собственников Каметстали, городских властей, правительства Украины, фирм-перевозчиков и так далее. А еще и потому, что те, кто негодует по этим поводам, сознательно или несознательно пытаются «подогнать» нынешние реалии нашей сегодняшней жизни под стандарты СССР. Почему, сейчас объясним.
Начнем с лагеря. Во времена СССР руководителям более-менее крупных промышленных предприятий вменялось в обязанность не только производить ту или иную продукцию, но и содержать социально-бытовую и культурно-спортивную сферы, проще говоря, соцкультбыт. Детские или пионерские лагеря входили в эту сферу. Вспомните – у ДМК был «Дзержинец», у ПХЗ – лагерь имени Вити Коробко, также там давали путевки в расположенные на Черном море лагеря «Алые паруса» и «Молодая гвардия», у «Азота» был лагерь «Аист» и лагерь под Ялтой в Иссарах, у «Вагонмаша» - лагерь «Горнист» и так далее, всего сразу и не упомнишь. Понятно, что все эти лагеря были убыточными, путевки туда продавались за копейки, и их содержание ложилось в себестоимость продукции. Но при Советском Союзе на это никто не обращал особого внимания – экономика-то была не рыночной, а плановой. И обеспечить работникам предприятий и их детям условия для отдыха было одной из главных задач Советской власти.
А вот после развала СССР и перехода экономики Украины на рыночные рельсы настали другие условия. Большинство крупных предприятий, те же ДМК и «Азот» были приватизированы, а главная задача новых хозяев-капиталистов было как раз получение прибыли, чем больше, тем лучше, и всемерное снижение себестоимости продукции. Понятно, что содержание соцкультбыта, в том числе и детских лагерей, никак не вписывалось в рыночные условия, потому-то и стали предприятия отказываться от социальных расходов. Канули в Лету и «Аист», и лагерь Вити Коробко, и «Горнист», и другие лагеря. Руководство ДМК даже после приватизации старалось удерживать свой лагерь «Дзержинец» и обеспечивать работников дешевыми путевками для детей, были даже специальные осенние заезды для ветеранов комбината, но рынок есть рынок. И вот сегодня нынешние владельцы Каметстали приняли решение – больше содержать лагерь и другие подобные объекты нет возможности, в стране война и жесточайший экономический кризис, потому и пойдет все это «с молотка». Тем, кто так сильно сожалеет о продаже лагеря, можно только посоветовать – господа, взгляните на календарь. На дворе 2022, а не 1985 год, другая экономическая система, другие подходы. И требовать от владельцев Каметстали содержать лагерь себе в убыток – это все равно, что требовать возврата СССР.
Теперь о транспорте и тарифах на проезд. Мы уже не раз писали о резком удорожании топлива, запчастей и комплектующих для автобусов. И фирмы-перевозчики отреагировали вполне по-рыночному – повысили цены. И тут же стали раздаваться голоса – мол, пусть бюджет, или городской, или государственный, дотируют перевозки, тогда и тарифы повышать не надо.
Что ж, опять возвратимся к Советского Союзу. Там весь пассажирский транспорт, кроме такси, был действительно дотационным. Экономисты как-то приводили цифры – реальная себестоимость проезда одного пассажира в городском автобусе составляла примерно 35 копеек, мы же платили по «пятачку». Все остальное дотировало государство. Опять же – тогда не было рыночной экономики, и от предприятий-перевозчиков не требовали прибыли, их главной задачей было качественно и безопасно возить людей, а львиную долю расходов брал на себя Госбюджет СССР.
А что теперь? Почти все фирмы-перевозчики в Каменском – коммерческие предприятия, их никто не дотирует, они зарабатывают себе сами. Дотации из нашего городского бюджета получают только трамвай и коммунальные, их еще называют «льготные» или «пенсионерские», автобусы. Все остальные действуют в условиях рыночной экономики, а там закон простой – выросла себестоимость перевозок (топливо, запчасти и так далее), значит надо повышать тарифы на проезд. И повторим то, что говорили выше – требовать от перевозчиков не повышать тарифы и работать себе в убыток это все равно, что требовать возврата СССР.
Кстати, та же система, что на общественном транспорте, при Союзе была и в сфере ЖКХ. Когда мы платили по 10-15 советских рублей в месяц за квартиру, мы платили примерно 1/7 часть от реальной себестоимости содержания жилья и коммунальных услуг, все остальное покрывало государство.
Такая вот была советская система экономики. При всех ее недостатках, а их была уйма, особенно при недавно ушедшем в мир иной Горбачеве, государство все-таки старалось обеспечивать своим гражданам и их детям минимальные условия жизни: недорогой отдых (вспомните путевки в санатории и дома отдыха по смешным ценам), дешевые продукты первой необходимости – хлеб, молоко, мясо, дешевый проезд в общественном транспорте, доступное по оплате жилье. К этому всему добавлялось бесплатное образование и здравоохранение.
Но ближе к концу 1980-х годов советская система экономики стала подвергаться нещадной критике. Как ее только не обзывали – и «административно-командная», и «планово-убыточная», и «бюрократическая», и «неэффективная», и «отсталая», и «нерыночная». В общем, на эпитеты не скупились. А в качестве альтернативы нам предлагали капиталистическую экономику Запада – ломящиеся от продуктов, бытовой техники и шмоток магазины, отсутствие очередей, изобилие всего, что в СССР удавалось достать с большим трудом. Не говорила прозападная пропаганда о другом – при капитализме нет и не может быть ни дешевых детских лагерей и домов отдыха для взрослых, ни копеечного общественного транспорта, ни почти дармового жилья, ни бесплатного образования и здравоохранения. Тогда, в конце 80-х, еще звучали голоса – мол, давайте не спешить в капитализм, давайте получше изучим, что лучше, что хуже. Но таких людей называли «ортодоксами», «бюрократами», «коммуняками» или чем-то в этом роде. В итоге мы, в смысле нынешние старшее и среднее поколения, свыше 30 лет назад сделали свой исторический выбор: долой социализм и СССР, да здравствует рынок и капитализм! И сегодня мы видим капитализм в действии, продажа лагеря и повышение тарифов – это самые что ни на есть реалии рыночной экономики, за которую мы когда-то так увлеченно ратовали.
А тем, кто ругается по поводу и лагеря, и тарифов, хочется напомнить старую украинскую пословицу: «Бачили очі, що купували, теперь їжте, доки не повилазе!». Резковато, но ведь правдиво…