Для большинства наших читателей слова «детский сад» наверняка вызывают положительные эмоции и теплые воспоминания о воспитателях своих детей и о собственном детстве. Потому что, во-первых, благодаря дошкольным образовательным учреждениям молодые родители, особенно мамы, имеют возможность пойти снова на работу, ведь есть с кем оставить в течение дня своего ребенка. А во-вторых, просто невозможно забыть ту неустанную заботу и невероятное терпение чутких и отзывчивых воспитательниц и нянечек, которыми окружены маленькие детки в детском саду или яслях. Но иногда, к счастью, чрезвычайно редко, в педагогическую среду дошкольных учреждений попадают случайные люди. Или спустя годы работы происходит профессиональная деформация психики детского воспитателя, результатом которой может быть грубое обращение с детьми: ругань, крик, нецензурная брань и даже рукоприкладство. Что делать в таких случаях родителям, поговорим в этой статье.
Как узнать, что с ребенком что-то не то
Для многих отцов и матерей, которые находятся в постоянном психологическом контакте со своим ребенком, увидеть даже незначительные изменения в детском поведении не представляет большого труда. Прежде всего должно насторожить отсутствие у малыша удовольствия или хорошего настроения от посещения детского сада. Внезапная замкнутость, жалобы на то, что что-то болит, непонятная плаксивость, отказ по утрам идти в садик – это тоже тревожные сигналы. В таком случае нужно обязательно регулярно и самым тщательным образом осматривать кожные покровы, тело, руки, ноги (те части тела, которые спрятаны под одеждой), волосистую часть головы – нет ли синяков, царапин, шишек или иных телесных повреждений у ребенка. Если есть синяки, ссадины или другие очевидные свидетельства того, что с ребенком что-то произошло именно в детском саду, необходимо сразу же аккуратно и без лишних эмоций поговорить с самим ребенком, чтобы максимально подробно получить необходимую информацию от самого малыша. При этом нужно иметь ввиду, что маленький человек может быть прямо запуган воспитателем, чтобы ничего и никому не говорить. Но в том случае, если ребенок прямо скажет, что его побил воспитатель или хотя бы косвенно подтвердит ваши догадки о таком рукоприкладстве, надо сразу же предпринимать соответствующие меры.
Советы о том, что делать
Совет № 1. Прежде всего сразу же, как только для этого появится практическая возможность, поговорите о случившемся и ваших догадках с самим воспитателем. В этом разговоре не нужны эмоции и голословные обвинения и, тем более, угрозы. Ведь надо понимать, что ваши выводы, сделанные только со слов маленького ребенка, могут быть ошибочными и привести в конечном итоге к обвинению педработника в том, чего он не совершал. Этот первый разговор с воспитателем для родителей важен прежде всего тем, чтобы составить собственное мнение о реакции самого педагога на случившееся с вашим ребенком.
Совет № 2. Поделитесь своими наблюдениями с другими родителями, узнайте, что они знают или думают по этому поводу; что им рассказывают их собственные дети. Обратитесь со своей тревогой к председателю или кому-либо из членов родительского комитета. Огласка такого рода негативных событий или хотя бы обмен мнениями среди родителей на этом этапе очень важен, так как таким образом можно будет решить проблему еще в самом зародыше. Нередки случаи, когда администрация дошкольного учреждения знает о проблемном «воспитателе», но по каким-то причинам не желает, как говорят, выносить сор из избы.
Совет № 3. Когда у родителей есть не только эмоции, но и реальные факты, пусть не конкретные, а косвенные, которые свидетельствуют пока лишь о возможном рукоприкладстве (крике, нецензурной брани и пр.) со стороны воспитателя, необходимо напрямую обратиться к заведующей детским дошкольным заведением. Такое обращение может быть индивидуальным или коллективным, устным или письменным. Если случаи негативного поведения воспитателя не прекращаются, возможно проведение общего родительского собрания группы с приглашением заведующей с целью выработки конкретных мер воздействия на нерадивого воспитателя. Конечно, даже один такой вопиющий случай, а не только их «серия», может стать поводом для сбора родителей и экстренных мер.
Совет № 4.Если возникли проблемы с психологическим состоянием ребенка, например, он категорически не желает ходит в детсад, а прямой разговор с воспитателем не дает никаких результатов, обратитесь к практикующему психологу. Такой специалист имеет в своем арсенале достаточно много возможностей, чтобы понять то, чего словами ребенок пока сказать не может. Кроме того, с юридической точки зрения может иметь значение письменное психологическое заключение (психологический диагноз) о состоянии ребенка.
Совет № 5.Кстати, психологи советуют следующее. Чтобы, например, узнать у малыша, как с ним и другими детками обращается воспитатель, нужно поиграть с ним в игру «твой детский сад». Пусть ребенок изображает роль воспитателя, а вы – мальчика (девочки), который постоянно балуется и всем мешает. Ребенок, не задумываясь, изобразит в этой игре реальные методы воспитания в его группе и даже вспомнит все (!) слова, которые для усмирения шалунов употребляет воспитатель.
Совет № 6. Родители со стажем, которые, что говорится прошли огонь, воду и медные трубы, советуют для реального изобличения порочных действий воспитателя во время его общения с детьми, использовать такие способы:
- уйти, а потом через некоторое время быстро вернуться в группу, как будто что-то забыли сказать или спросить;
- внезапно заглянуть якобы по делу к воспитателю в моменты, когда он находится один на один с детьми в группе и когда чаще всего возможны конфликты: во время приема пищи, тихого часа или в иное время;
- если есть такая возможность, отправить ребенка в группу, затем сделать вид, что ушли, а самим немного постоять за дверью: послушать и понаблюдать за тем, что происходит в детской комнате;
- в осенне-зимнее время, когда рано темнеет и поздно рассветает, можно понаблюдать за происходящим в детской группе прямо с улицы через окно; в крайнем случае, в окно можно не только увидеть, но сквозь окно можно и услышать то, что происходит среди детей (разумеется, если для этого есть реальные возможности);
- незаметно положить среди вещей ребенка в его шкафчике диктофон и несколько дней оставлять его включенным в режиме «запись».
Возможно, кому-то такие способы добывания «порочащей информации» покажутся неприемлемыми и неэтичными. Однако, не будем в то же время забывать, что речь идет не о слежке за воспитателем как таковой, а о противоправном поведении воспитателя, о проверке реальных подозрений по поводу собственного ребенка, о рукоприкладстве по отношению к детям. Как говорят в таких случаях, почувствуйте разницу.
Совет № 7. Если беседы, родительские собрания и жалобы администрации дошкольного учебного заведения не помогают, то следует писать индивидуальные или коллективную жалобу в управление (департамент, отдел) образования местного органа самоуправления. Крайне желательно, чтобы такого рода жалобы были хорошо мотивированными, содержали бы перечень конкретных фактов и подкреплены конкретными доказательствами. Доказательная коллективная жалоба или несколько индивидуальных жалоб, подкрепленных серьезными аргументами, - это всегда «ЧП районного масштаба». Поэтому можно не сомневаться в том, что оргвыводы местными чиновниками от образования будут сделаны незамедлительно.
Совет № 8. В тех исключительных случаях, когда вы сами стали свидетелями рукоприкладства со стороны воспитателя в отношении ребенка, или у вас есть убедительные доказательства такого безобразия, то возможно обращение в полицию по телефону или с письменным заявлением с целью дальнейшего расследования произошедшего инцидента органами внутренних дел. Например, в Уголовном кодексе Украины есть статья 125 «Умышленное легкое телесное повреждение». Однако здесь нужно обязательно учесть, что само по себе обращение к правоохранителям для возбуждения уголовного дела, как показывает практика, мало что может решить, ведь сбор доказательств в такого рода делах крайне затруднителен. Поэтому, чтобы все не было спущено на тормозах, одновременно с этим обращением к правоохранителям следует связаться со своим адвокатом (юристом) для получения своевременной квалифицированной правовой помощи и дальнейшего юридического сопровождения в этом деле.
В заключение
Заканчивая этот непростой разговор, еще раз подчеркнем, что в такого рода делах очень нужны доказательства. Без них в девяти случаев из десяти в администрации дошкольного учреждения родителей просто называли скандалистами и никаких мер вообще не принимали. Поэтому родителям, которые оказались в подобной ситуации, нужно фиксировать факты побоев своего ребенка «воспитателем» (так называемым): делать фотографии и видеосъемку побоев, собирать необходимые справки, заключения, медицинские документы о лечении и посещении специалистов. Иначе говоря, собирать все реальные доказательства того, что телесные повреждения причинены именно в детском саду и именно горе-воспитателем. Ведь чем больше будет документально подтвержденных доказательств, тем больше шансов, что этот человек в конечном итоге будет отстранен от детей и понесет заслуженное наказание за содеянное.
Игорь Ворон, юрист.