
5 октября этого года вступили в силу Закон Украины «Об органах и лицах, которые осуществляют принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и новая редакция Закона Украины «Об исполнительном производстве». Оба закона направлены, прежде всего, на создание эффективной системы принудительного исполнения судебных решений. Рассмотрим основные изменения, которые вводятся принятыми законодательными актами.
1. Введен институт частных исполнителей
Самым важным и наиболее революционным шагом стало введение института частных исполнителей. Монополия государства на исполнительное производство осталась в прошлом. Впервые в истории Украины право на принудительное исполнение судебных решений (и решений других органов)предоставлено не только органам государственной исполнительной службы, но и частным исполнителям. Хорошо это или плохо? У юристов и экспертов-правоведов мнения по этому поводу разные. Однако уже в новом году мы сами сможем увидеть первые результаты и дать свою оценку работе частных исполнителей.
2. Взыскатель платит авансовый взнос
По «старому» Закону Украины «Об исполнительном производстве»взыскатель авансировал расходы по проведению исполнительных действий в случае необходимости их осуществления на территории другого органа государственной исполнительной службы, для изготовления документов, характеризующих объект недвижимости, и в других случаях, когда было необходимо покрыть расходы исполнительного производства. Новая редакция Закона об исполнительном производстве установила правило, по которому авансирование расходов на исполнение судебных решений для взыскателя стало обязательным и будет осуществляться заранее в период подачи заявления о принудительном исполнении.
К заявлению о принудительном исполнении решения взыскатель обязан приложить квитанцию об оплате авансового взноса в размере 2% суммы, подлежащей взысканию, но не более 10-ти минимальных размеров заработной платы, а по решению неимущественного характера - в размере 1-го минимального размера заработной платы с должника - физического лица и в размере 2-х минимальных размеров заработной платы с должника - юридического лица.
3. Вводится открытый Единый реестр должников
Согласно статьи 9 Закона Украины «Об исполнительном производстве» от 02.06.2016 № 1404-VIII,Единый реестр должников - это систематизированная база данных о должниках, которая является составляющей автоматизированной системы исполнительного производства и ведется с целью обнародования в режиме реального времени информации о невыполненных имущественных обязательствах должников и предотвращения отчуждения должниками имущества.
Единый реестр должников будет содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения или наименовании и идентификационном коде должника; наименовании органа или фамилии, имени, отчестве и должности должностного лица, выдавшего исполнительный документ; данные об исполнителе, номере исполнительного производства и категории взыскания (алименты, штраф и т. п.).
Сведения о должниках, включенные в Единый реестр должников, являются открытыми и размещаются на официальном веб-сайте Министерства юстиции Украины. В настоящее время на сайте Минюста и в Кабинете электронных сервисов этот Реестр отсутствует.
4. Вводится автоматизированная система исполнительного производства
По новым правилам регистрация исполнительных документов, документов исполнительного производства, фиксация исполнительных действий осуществляется в автоматизированной системе исполнительного производства, порядок функционирования которой определяется Министерством юстиции Украины.
Свободный и бесплатный доступ к информации автоматизированной системы исполнительного производства обеспечивает Минюст в сети Интернет на своем официальном веб-сайте с возможностью просмотра, поиска, копирования и распечатки информации на основе распространенных веб-обозревателей и редакторов, без необходимости применения специально созданных для этого технологических и программных средств, без ограничений и круглосуточно.
5. Увеличены сроки предъявления исполнительных листов к исполнению
Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение 3-х лет (ранее – 1 год), кроме удостоверений комиссий по трудовым спорам и исполнительных документов, по которым взыскателем является государство или государственный орган, которые могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение 3-х месяцев.
6. Должник обязан подавать декларацию о доходах и имуществе
По решениям имущественного характера должник обязан представить исполнителю в течение 5-ти рабочих дней со дня открытия исполнительного производства декларацию о доходах и имуществе должника, в том числе об имуществе, которым он владеет совместно с другими лицами, о счетах в банках или других финансовых учреждениях, об имуществе, находящемся в залоге (ипотеке) или у других лиц, о средствах и имуществе, принадлежащих ему от других лиц, по форме, установленной Министерством юстиции Украины (статья 19 нового Закона об исполнительном производстве).
7. Установлены новые правила взыскания исполнительного сбора
Исполнительный сбор взимается государственным исполнителем в размере 10% фактически взысканной, возвращенной суммы или стоимостиимущества должника, переданного взыскателю по исполнительному документу.
За принудительное исполнение решения неимущественного характера исполнительный сбор взимается в размере 2-х минимальных размеров заработной платы с должника - физического лица и в размере 4-х минимальных размеров заработной платы с должника - юридического лица.
8. Введены новые механизмы добровольного исполнения решений судов
Исполнительный документ о взыскании периодических платежей может быть самостоятельно направлен взыскателем непосредственно предприятию, учреждению, организации, физическому лицу - предпринимателю, физическому лицу, которые выплачивают должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы.
При наличии задолженности по исполнительным документам о взыскании периодических платежей или отрицании ее размера должником взыскатель вправе предъявить исполнительный документ для принудительного исполнения.
Помимо этого,предусмотрен механизм обращения взыскания на недвижимое имущество должника, которое не зарегистрировано в установленном законом порядке, и механизм обращения взыскания на долю должника в совместном имуществе.
9. Внедрена возможность реализации арестованного имущества на электронных торгах
По новым правилам исполнительного производства реализация арестованного имущества (кроме имущества, изъятого из гражданского оборота, и ограниченногов обороте имущества) будет осуществляться путем проведения электронных торгов или по фиксированной цене. При этом реализация по фиксированной цене применяется относительно имущества, оценочная стоимость которого не превышает 50-ти минимальных размеров заработной платы. Более того, реализация по фиксированной цене не применяется к недвижимому имуществу, транспортным средствам, воздушным, морским и речным судам независимо от стоимости такого имущества.
Оценка имущества осуществляется по взаимному согласию сторонами исполнительного производства(статьи 57 и 61 Закона об исполнительном производстве). В отличие от «старого» Закона об исполнительном производстве,предполагается, что оценка имущества исполнителем будет проводиться только в том случае, если стороны исполнительного производства не достигли согласия относительно стоимости имущества.
Постскриптум
Будем надеяться на то, что революционные изменения в сфере принудительного исполнения судебных решений внесут свою весомую лепту в проводимую судебную реформу, и отправление правосудия в нашей стране станет более эффективным и справедливым. Как сказал однажды замечательный немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте: «Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться».
Игорь Ворон, юрист.