Как обжаловать действия командира-единоначальника: рекомендации и разъяснения Ассоциации адвокатов

Опубликовано slavkin - пн, 08/15/2022 - 07:18
Ворон

1 августа этого года в новостном разделе популярного юридического Интернет-портала «Юрлига» (https://jurliga.ligazakon.net) появилось сообщение о том, что Комитет по военному праву Национальной Ассоциации адвокатов Украины (НААУ) и Центр оказания методической помощи и координации волонтёрского движения адвокатов по правовой защите военнослужащих НААУ подготовили разъяснения относительно обжалования действий командиров. Ознакомиться с разъяснением можно на сайте НААУ (https://unba.org.ua). Материалы подготовлены в рамках волонтерского движения «Адвокаты ВСУ». Сформировала разъяснения для СМИ председатель комитета и Центра Мария Островская. Теперь обо всём этом более подробно.

Юридические возможности защиты прав военнослужащих 

Защита прав военнослужащих осуществляется путём:
1) подачи заявления о привлечении к дисциплинарной ответственности:
- командирам за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КУоАП), в порядке, определённом Дисциплинарным уставом;
- командирам за нарушение воинской дисциплины в порядке, определённом Дисциплинарным уставом;
2) подачи заявления о привлечении к административной ответственности:
- должностным лицам, которые вправе составлять админпротоколы, в случае наступления админответственности по КоАП;
3) подачи заявления о преступлении в Государственное бюро расследований и другие органы досудебного расследования в соответствии с правилами Уголовно-процессуального кодекса (УПК) и Уголовного кодекса (УК) Украины;
4) подачи искового заявления в суд в соответствии с правилами Кодекса Украины об административном судопроизводстве (КАСУ) и другими процессуальными кодексами;
5) проведения конструктивных, аргументированных переговоров с командирами (от прямого и до воинской части), налаживания взаимопонимания и доброжелательных служебных отношений (учитывая дискреционность полномочий командиров, по многим вопросам стоит начинать именно с этого пункта);
6) подачи других обращений (жалоб заявлений и предложений) командирам, в Военную службу правопорядка Украины (ВСП), воинским должностным лицам, органам военного управления, другим государственным органам.

О правовом регулировании и нормативно-правовых актах

Вопросы подачи жалобы и других обращений военнослужащих (заявлений, предложений), кроме судебных исков, регулируется:
1. Законом Украины «О Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Украины» (далее
— Дисциплинарный устав ВСУ, ДС ВСУ) (в случае подачи заявления об административном или дисциплинарном правонарушении);
2. Законом Украины «Об Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Украины»
(далее — Устав внутренней службы ВСУ, Устав ВС ВСУ);
3. Законом Украины «Об обращениях граждан» (в случае подачи обращения, которое не касается служебной деятельности);
4. Уголовным процессуальным кодексом и Уголовным кодексом Украины (в случае подачи заявления о преступлении);
5. Кодексом Украины об административных правонарушениях (в случае подачи заявления об административном правонарушении);
6. Положением о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утверждённым Указом Президента Украины от 10декабря 2008 года №1153/2008, и Инструкцией об организации исполнения Положения о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утверждённой приказом Министерства обороны Украины от 10 апреля 2009 года №170, в случае подачи заявлений в форме рапортов по отдельным аспектам службы (об увольнении с военной службы, о предоставление отпуска и тому подобное);
7. Инструкцией об организации рассмотрения обращений и проведении личного приёма граждан в Министерстве обороны Украины и Вооружённых Силах Украины, утверждённой приказом Министерства обороны Украины от 28 декабря 2016 года №735
(на основании Закона Украины «Об обращениях граждан»).
Важно! По поводу обжалования привлечения к дисциплинарной или административной ответственности. Жалоба на решение о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности командиром за административные и другие правонарушения в соответствии с ДС ВСУ рассматривается по правилам Дисциплинарного устава ВСУ (статья 88 ДС ВСУ).
Жалоба на решение о привлечении военнослужащего к админответственности за административное правонарушение в соответствии с КУоАП рассматривается по правилам КУоАП и/или КАСУ (глава24 КУоАП).
Важно! Военнослужащие имеют право подавать обращение по Закону Украины «Об обращениях граждан», которые не касаются их служебной деятельности (часть 2 статьи 1 Закона Украины «Об обращениях граждан»).
В то же время особое внимание уделяется рассмотрению обращений: Героев Украины, ветеранов войны, участников боевых действий, ветеранов труда и военной службы, лиц с инвалидностью, нетрудоспособных лиц и лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, многодетных семей, одиноких матерей (отцов), членов семей военнослужащих-участников операции объединенных сил (ООС),антитеррористической операции(АТО), других граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке (абзац 8 пункта 5 раздела II Инструкции № 735).

Субъекты рассмотрения жалоб, порядок обжалования

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим особенности обжалования неправомерных действий командиров и других военнослужащих, является Дисциплинарный устав ВСУ. 
Порядок подачи обращений военнослужащих зависит от типа нарушения и вида ответственности, которая наступает.
Вопросы служебной деятельности, по которым подаются обращения, условно подразделяются на две группы:
Во-первых, вопросы, связанные с:
1) принятием незаконных решений, действиями (бездействием) в отношении военнослужащих командирами (начальниками) или другими военнослужащими;
2) нарушением прав военнослужащих, законных интересов и свобод;
3) незаконным возложением на военнослужащих обязанностей или незаконным привлечением их к ответственности.
Во-вторых, вопросы, связанные со всеми другими аспектами служебной деятельности.
Из первой группы вопросов все военнослужащие вправе обращаться к:
- должностным лицам;
- органам военного управления;
- органам управления Военной службы правопорядка;
- органам, которые проводят досудебное следствие;
- другим государственным органам.
Это касается только таких видов обращения, как жалоба и заявление.
Из второй группы вопросов заявление, предложение или жалоба по другим вопросам служебной деятельности военнослужащим подаются:
- непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого он обжалует;
- в порядке подчиненности (в случае, если лицо, подающее жалобу, не знает, по чьей вине нарушены его права).
Это не касается всех видов обращений, в т. ч. предложений.

Виды обращений военнослужащих

Обращения военнослужащих могут быть:
- письменные и устные;
- личные или те, что подаются через канцелярию либо по почте.

Права военнослужащих, подавших заявление или жалобу
Военнослужащие, подающие заявление или жалобу, имеют такие права:
- лично изложить свои аргументы лицу, которое проверяет заявление или жалобу; 
- обратиться с требованием привлечь к рассмотрению свидетелей;
- подать дополнительные материалы, касающиеся дела, или ходатайствовать, чтобы их истребовал командир (начальник) либо орган, рассматривающий заявление или жалобу;
- присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;
- получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;
- ознакомиться с материалами проверки заявления или жалобы;
- обжаловать принятое по заявлению или жалобе военнослужащего решение в суде;
- требовать возмещения причинённых убытков в установленном законом порядке.

Требования к обращениям

Требования к обращению военнослужащего, порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, сроки рассмотрения, права военнослужащего при рассмотрении заявления или жалобы, обязанности командиров, органов военного управления по рассмотрению обращений военнослужащих регулируются законодательством Украины об обращениях граждан, нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, Министерства обороны Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, правоохранительных органов специального назначения, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины.
Важно! В обращении должно быть указано:
- наименование органа или должность, фамилия, инициалы должностного лица, которому подается обращение, к полномочиям которого относится решение затронутых в обращении вопросов;
- фамилия, имя, отчество, должность, звание, место жительства (нахождения)военнослужащего;
- суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования.
Письменное обращение должно быть подписано автором с указанием даты.
В электронном обращении также должен быть указан электронный почтовый адрес, на который заявителю может быть отправлен ответ, или сведения о других средствах связи с ним. Применение электронной цифровой подписи при отправке электронного обращения не требуется (статья 5Закона Украины «Об обращениях граждан").

Особые аспекты обращения с жалобой

Подача жалобы военнослужащими не освобождает их от выполнения своих служебных обязанностей и приказов командиров (начальников).
Важно! Подача жалобы на приказ командира не останавливает его исполнение.
Приостановление исполнения решения командира пока возможно только в порядке обеспечения искав соответствии с правилами Кодекса административного судопроизводства Украины.
8 июля 2022 г. был принят проект Закона №7292, который вносит изменения в КАСУи запрещает приостанавливать приказы или распоряжения военных командиров,
изданных во время действия военного положения или в боевой обстановке.
По состоянию на дату публикации данных Разъяснений указанный Закон ещё не вступил в силу.

Запрет на подачу жалобы
Военнослужащему запрещено подавать жалобу:
- во время боевого дежурства;
- находясь в строю (кроме жалоб, поданных во время опроса военнослужащих);
- на дежурстве (вахте);
- в суточном наряде;
- во время занятий.

Важность жалоб общественно-военного характера
В случае обнаружения:
- фактов хищения или порчи военного имущества;
- незаконного расходования средств;
- злоупотребления в обеспечении военным имуществом;
- недостатков в состоянии вооружения и боевой техники или других фактов, причиняющих вред Вооруженным Силам Украины,
военнослужащий:
- обязан доложить непосредственному командиру (начальнику),
- вправе прислать письменное заявление:
- старшему командиру (начальнику) вплоть до начальника Генерального штаба-Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины включительно;
- органу военного управления, органу управления Службы правопорядка;
- органу, который проводит досудебное следствие, и другому государственному органу.
Важно! Отсутствие надлежащего вещевого обеспечения у военнослужащих (защитные шлемы, бронежилеты и тому подобное) в результате умышленных неправомерных действий или халатности командиров также относится к предмету жалоб общественно-военного характера.
Запрет подавать жалобу во время боевого дежурства и выполнения других обязанностей службы не применяется при подаче заявлений по поводу перечисленных случаев, которые могут причинить вред ВСУ.

Запрет отказа в принятии и рассмотрении обращения
1. Обращения, оформленные надлежащим образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному принятию и рассмотрению.
2. Если вопросы, затронутые в полученном органом государственной власти или должностными лицами обращении, не входят в их полномочия, оно в срок не более 5-ти дней пересылается ими по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чём сообщается заявителю.
3. В случае если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно в тот же срок возвращается военнослужащему с соответствующими разъяснениями.
4. Запрещается направлять жалобы для рассмотрения тем органам или должностным лицам, действия или решения которых обжалуются (статья 7 Закона Украины «Об обращениях граждан»).

Результат рассмотрения жалобы

Предложение, заявление или жалоба считаются разрешёнными, если рассмотрены все затронутые в них вопросы, приняты необходимые меры или даны исчерпывающие ответы.
Отказ в решении вопросов, изложенных в предложении, заявлении или жалобе, доводится до сведения военнослужащих, которые их подали, в письменной форме со ссылкой на акты законодательства, с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Личный прием военнослужащих и членов их семей
Командиры воинских частей, начальники органов военного управления обязаны проводить личный приём военнослужащих, членов их семей, а также других граждан по вопросам, которые касаются деятельности воинской части.
Обращения на личном приёме регистрируются. Вопросы, которые невозможно решить непосредственно во время личного приёма, рассматриваются в таком же порядке, что и письменные обращения.

Журнал регистрации предложений, заявлений и жалоб

Информация о предложениях, заявлениях и жалобах в день их поступления вносится в журнал регистрации предложений, заявлений и жалоб граждан (приложение 4 к Дисциплинарному уставу ВСУ), который ведётся и хранится в каждой воинской части, учреждении.
Командиры (начальники) обязаны не реже одного раза в квартал проводить анализ и проверку состояния работы по рассмотрению и принятию решений относительно предложений, заявлений и жалоб.
Журнал регистрации предложений, заявлений и жалоб граждан должен быть пронумерован, прошнурован, скреплён мастичной печатью и заверен командиром воинской части.
Информация о жалобах и заявлениях военнослужащих, высказанных во время инспектирования (проверки), в журнал регистрации предложений, заявлений и жалоб граждан не вносится.
Для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений журнал регистрации предложений, заявлений и жалоб граждан подаётся ежемесячно командиру (начальнику), а также по требованию лица, проводящего инспектирование.
Важно! Военнослужащие могут воспользоваться правом подачи жалобы во время опроса инспекторами, новоназначенными командирами или другими уполномоченными лицами.
Подача жалобы происходит не в порядке подчинённости, а непосредственно лицу, проводящему опрос.
На опрос не распространяется запрет подачи жалобы во время боевого дежурства,
пребывания в строю, на дежурстве (вахте), а также в суточном наряде, во время занятий.

Опрос военнослужащих

Опрос — это специальный способ получения информации от военнослужащих, в т. ч. жалоб по служебным вопросам.
Опрос военнослужащих предусмотрен статьями 39, 42 – 45, 47, 48, 65 Закона Украины «Об утверждении Устава внутренней службы Вооруженных Сил Украины».
Порядок проведения опроса военнослужащих предусмотрен приложением 6 к Уставу внутренней службы ВСУ.

Субъекты проведения опроса

Опрос военнослужащих проводится так:
- вновь назначенными командирами, начиная от командира роты (корабля 4 ранга) и выше,— при принятии должности;
- инспектирующими (проверяющими) лицами;
- лицами, назначенными для руководства инспектированием (проверкой) воинской части;
- Министром обороны Украины;
- начальником Генерального штаба, главнокомандующим Вооруженных Сил Украины;
- другими должностными лицами.

Порядок проведения опроса

Место, время, порядок построения и проведения опроса, форма одежды военнослужащих устанавливаются командиром воинской части (подразделения) или лицом, назначенным для руководства проведением инспектирования (проверки), за 1-2 дня до начала опроса.
Опрос каждой категории военнослужащих (рядовой состав, сержантский и старшинский состав, офицерский состав) производится отдельно. Опрос офицеров проводится по должностям — отдельно командиров взводов, рот, батальонов и лиц, приравненных к ним. Заместители командиров(от роты и выше) опрашиваются отдельно от своих командиров, а офицеры управления воинской части — отдельно от военнослужащих офицерского состава подразделений. Опрос рядового состава проводится поротно.
Военнослужащие офицерского, сержантского (старшинского) состава по команде командира воинской части выходят на указанную для них дистанцию перед строем своих подразделений и последующей команде смыкаются до середины строя воинской части. Опрос может проводиться также в помещении.
Во время опроса командир воинской части (подразделения) или тот, кто проводит опрос, спрашивает отдельно каждую категорию военнослужащих, есть ли у кого-то из них заявления или жалобы.
Военнослужащий, имеющий заявление или жалобу, с приближением того, кто спрашивает, называет свою должность, воинское звание и фамилия, выходит из строя и устно излагает заявление (жалобу) или подает его (её)письменно.
Все заявления (жалобы), поданные во время опроса, который проводит командир воинской части, регистрируются в книге предложений, заявлений и жалоб воинской части. Заявления (жалобы), поданные во время опроса, который проводит руководитель инспектирования (проверки), в книгу предложений, заявлений и жалоб не заносятся.

Игорь Ворон, юрист.