Кто и как должен реагировать на буллинг в школе?

Опубликовано svetlana - вт, 02/25/2020 - 21:12
дети

Министерство образования и науки Украины утвердило Порядок реагирования на случаи буллинга (травли) в учебных заведениях всех типов и форм собственности, кроме тех, где учатся взрослые.

Соответствующий документ опубликован на сайте Верховной Рады, сообщает "Соцпортал". 

К буллингу в учебных заведениях относятся случаи, которые происходят непосредственно в помещении учебного заведения и на прилегающих территориях (включая учебными помещениями, помещениями для занятий спортом, проведения мероприятий, коридорами, раздевалками, туалетами, душевыми комнатами, столовой и т.д.) и ( или) за пределами учебного заведения во время мероприятий, предусмотренных образовательной программой, планом работы учреждения образования и других образовательных мероприятий, организуемых с согласия руководителя учреждения образования.

Признаками буллинга являются систематическое совершение участниками образовательного процесса действий относительно малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом относительно других участников образовательного процесса, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, а именно:

- умышленное лишение пищи, одежды, средств, документов, иного имущества или возможности пользоваться ими, воспрепятствование в получении образовательных услуг, принуждение к труду и другие правонарушения экономического характера;
- словесные оскорбления, угрозы, в том числе в отношении третьих лиц, унижение, преследования, запугивания, другие действия, направленные на ограничение волеизъявления лица;
- любая форма нежелательной вербальной, невербальной или физического поведения сексуального характера, в частности унизительные взгляды, жесты, оскорбительные телодвижения, прозвища, оскорбления, шутки, угрозы, распространение оскорбительных слухов;
- любая форма нежелательной физической поведения, в частности пощечины, пинки, толкание, щипание, порка, кусание, нанесения ударов;
- другие правонарушения насильственного характера.

Субъектами реагирования в случае наступления случая буллинга в учреждениях образования являются:

- служба образовательного омбудсмена;
- службы по делам детей;
- центры социальных служб для семьи, детей и молодежи;
- органы местного самоуправления;
- руководители и другие работники учебных заведений;
- учредитель (учредители) учреждений образования или уполномоченный им (ими) орган;
- территориальные органы (подразделения) Национальной полиции Украины.
Субъекты реагирования на случаи буллинга в учебных заведениях действуют в пределах полномочий, предусмотренных законодательством.

Педагогические (научно-педагогические) и другие работники учебного заведения в случае, если они обнаруживают буллинг, обязаны:

- принять безотлагательные меры для прекращения опасного воздействия;
- при необходимости оказать домедицинскую помощь и вызвать бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи для оказания экстренной медицинской помощи;
- обратиться (при необходимости) в территориальные органы (подразделений) Национальной полиции Украины;
- сообщить руководителю учебного заведения и по крайней мере одного из родителей или других законных представителей малолетнего или несовершеннолетнего лица, стала стороной буллинга.

Подача заявлений или сообщений о случаях буллинга в учебном заведении

Участники образовательного процесса могут сообщить о случае буллинга, стороной которого они стали или подозревают о его совершении в отношении малолетней или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом относительно других участников образовательного процесса или о котором получили достоверную информацию, руководителя учебного заведения или других субъектов объектов реагирования на случаи буллинг (травля) в учебных заведениях.

В учебном заведении заявления или сообщения о случае буллинг (травля) или подозрение относительно его совершения принимает руководитель учреждения.

Сообщения могут быть в устной и (или) письменной форме, в том числе с применением средств электронной коммуникации.

Руководитель учебного заведения в случае получения заявления или сообщения о случае буллинг:
безотлагательно в срок, не превышающий одних суток, сообщает территориальный орган (подразделение) Национальной полиции Украины, по крайней мере одного из родителей или других законных представителей малолетнего или несовершеннолетнего лица, стала стороной буллинга
при необходимости вызывает бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи для оказания экстренной медицинской помощи;
сообщает служба по делам детей с целью решения вопроса о социальной защите малолетнего или несовершеннолетнего лица, стала стороной буллинг (травля), выяснение причин, которые привели к случаю буллинга и принятия мер по устранению таких причин;
сообщает центр социальных служб для семьи, детей и молодежи с целью оценки потребностей сторон буллинга, определение социальных услуг методов социальной работы, обеспечение психологической поддержки и предоставления социальных услуг;
созывает заседания комиссии по рассмотрению случая буллинга (далее - комиссия) не позднее чем за три рабочих дней со дня получения заявления или сообщения.

Состав комиссии по буллингу в учебном заведении, права и обязанности ее членов

Состав комиссии утверждает приказом руководитель учебного заведения. Комиссия выполняет свои обязанности на постоянной основе. Состав комиссии формируется с учетом основных задач комиссии. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее пяти ее членов.

В состав комиссии входят педагогические (научно-педагогические) работники, в том числе практический психолог и социальный педагог (при наличии) учебного заведения, представители службы по делам детей и центра социальных служб для семьи, детей и молодежи.

К участию в заседании комиссии по соглашению привлекаются родители или другие законные представители малолетних или несовершеннолетних сторон буллинга, а также могут привлекаться стороны буллинга, представители других субъектов реагирования на случаи буллинга в учебных заведениях. Председателем комиссии является руководитель учреждения.

Председатель комиссии организует ее работу и несет ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач, председательствует на его заседаниях и определяет перечень вопросов, подлежащих рассмотрению.

Председатель комиссии определяет функциональные обязанности каждого члена комиссии. В случае отсутствия председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии. В случае отсутствия председателя комиссии и заместителя председателя комиссии обязанности председателя комиссии исполняет один из членов комиссии, избираемый комиссией по представлению ее секретаря. В случае отсутствия секретаря комиссии его обязанности исполняет один из членов комиссии, избираемый по представлению председателя комиссии или заместителя председателя комиссии.

Секретарь комиссии обеспечивает подготовку проведения заседаний комиссии и материалов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии, ведение протокола заседаний комиссии.

Член комиссии обязан:

лично участвовать в работе комиссии;
не разглашать посторонним лицам сведения, которые стали ему известны в связи с участием в работе комиссии, и не использовать их в своих интересах или интересах третьих лиц;
выполнять в пределах, предусмотренных законодательством и должностными обязанностями, поручения председателя комиссии;
участвовать в голосовании.

Порядок работы комиссии по буллинг в учебном заведении

Целью деятельности комиссии является прекращение случае буллинга в учебном заведении; восстановление и нормализация отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего получения образования в группе (классе), где произошел случай буллинга выяснения причин, которые привели к случаю буллинга, и принятия мер по устранению таких причин; оценка потребностей сторон буллинга в социальных и психолого-педагогических услугах и обеспечения таких услуг.

В задачи комиссии относятся:

сбор информации об обстоятельствах случае буллинг, в частности объяснений сторон буллинг, родителей или иных законных представителей малолетних или несовершеннолетних сторон буллинг выводов психолога и социального педагога (при наличии) учреждения образования; сведений службы по делам детей и центра социальных служб для семьи, детей и молодежи; экспертных заключений (при наличии), если в результате совершения буллинг был нанесен ущерб психическому или физическому здоровью потерпевшего; информации, сохраненной на технических средствах или средствах электронной коммуникации (Интернет, социальные сети, сообщение и т.п.); другой информации, которая имеет значение для объективного рассмотрения заявления;
рассмотрение и анализ собранных материалов по обстоятельствам случае буллинга и принятия решения о наличии / отсутствии обстоятельств, обосновывающих информацию, указанную в заявлении.
В случае принятия решения комиссией о наличии обстоятельств, обосновывающих информацию, указанную в заявлении, в задачи комиссии также относятся:
оценка потребностей сторон буллинг в получении социальных и психолого-педагогических услуг и обеспечения таких услуг, в том числе с привлечением специалистов службы по делам детей и центра социальных служб для семьи, детей и молодежи;
определение причин буллинг и необходимые меры для устранения таких причин;
определение мер воспитательного воздействия в отношении сторон буллинг в группе (классе), где произошел случай буллинг
мониторинг эффективности социальных и психолого-педагогических услуг, мер по устранению причин буллинг, мер воспитательного воздействия и корректировки (при необходимости) соответствующих услуг и мероприятий;
предоставление рекомендаций для педагогических (научно-педагогических) работников учебного заведения по целесообразных методов осуществления образовательного процесса и других мероприятий с малолетними или несовершеннолетними сторонами буллинг (травля), их родителями или другими законными представителями;
предоставление рекомендаций для родителей или других законных представителей малолетнего или несовершеннолетнего лица, стала стороной буллинга.
Формой работы комиссии являются заседания, которые проводятся в случае необходимости. Дату, время и место проведения заседания комиссии определяет ее председатель. Заседание комиссии является правомочным в случае участия в нем не менее двух третей ее состава.

Решения по вопросам, рассматриваемым на заседании комиссии, принимаются путем открытого голосования большинством голосов от утвержденного состава комиссии. В случае равного распределения голосов голос председателя комиссии является решающим.

Лица, привлеченные к участию в заседании комиссии, обязаны соблюдать принципы деятельности комиссии, в частности не разглашать посторонним лицам сведения, которые стали им известны в связи с участием в работе комиссии, и не использовать их в своих интересах или интересах третьих лиц.

Срок рассмотрения комиссией заявления или сообщения о случае буллинга в учебном заведении и выполнения ею своих задач не должен превышать десяти рабочих дней со дня получения заявления или сообщения руководителем учебного заведения.

Предотвращение и противодействие буллинга в учебном заведении

Деятельность по предотвращению и противодействию буллингу в учебном заведении должно быть постоянным системным процессом, направленным на:

определение и реализацию необходимых мер, способов и методов предотвращения возникновения буллинга и (или) потенциальных рисков его возникновения;
выявление буллинга и (или) потенциальных рисков его возникновения;
определение и реализацию необходимых мер, способов и методов решения ситуаций буллинга и/или устранения потенциальных рисков его возникновения.

Деятельность по предотвращению и противодействию буллинг (травле) в учебном заведении основывается на принципах:

недискриминации по любым признакам;
ненасильственного поведения в межличностных отношениях;
партнерства и поддержки между педагогическим (научно-педагогическим) коллективом учебного заведения и родителями (законными представителями) малолетнего или несовершеннолетнего соискателя образования;
личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
развития социального и эмоционального интеллекта участников образовательного процесса;
гендерного равенства;
участия участников образовательного процесса в принятии решений в соответствии с положениями законодательства и учредительных документов учебного заведения.

Задачами деятельности по предотвращению и противодействию буллинг в учебном заведении являются:

создание безопасного образовательной среды в учебном заведении, включающий психологическую и физическую безопасность участников образовательного процесса;
определения состояния, причин и предпосылок распространения буллинг (травля) в учебном заведении;
повышение уровня осведомленности участников образовательного процесса о буллинг (травля)
формирование у участников образовательного процесса нетерпимого отношения к насильственным моделей поведения, осознания буллинга как нарушение прав человека;
поощрение всех участников образовательного процесса к активному содействию предотвращению буллинга.
Деятельность по предотвращению и противодействию буллингу в учебном заведении отображается в плане мероприятий, направленных на предотвращение и противодействие буллингу в учебном заведении.

Разработки, утверждения и обнародования плана обеспечивает руководитель учебного заведения в пределах предоставленных ему полномочий по созданию безопасного образовательной среды в учебном заведении, свободного от любых форм насилия и дискриминации, в том числе буллинг.

Планирования соответствующих мероприятий осуществляется по результатам мониторинга состояния образовательной среды в учебном заведении.

Запланированные мероприятия должны:

направляться на удовлетворение потребностей отдельного учебного заведения в создании безопасного образовательной среды;
иметь измеряемые показатели эффективности;
привлекать всех участников образовательного процесса.
План разрабатывается до начала учебного года. В течение учебного года руководитель учебного заведения обеспечивает проведение мониторинга (при необходимости, но не реже одного раза в полугодие) эффективности выполнения Плана и внесения (при необходимости) в него изменений.

Запланированные мероприятия могут происходить в любой форме: встречи, беседы, консультации, лекции, круглые столы, тренинги, тематические мероприятия, конкурсы, совместные просмотры и обсуждения тематических видеосюжетов, литературных произведений, материалов СМИ, личного опыта, приглашение гостей, в форме ролевых игр и других организационных формах.