Вряд ли среди наших читателей найдется хотя бы дюжина любителей общения с полицией. И не потому, что в органах охраны правопорядка работают плохие люди, а прежде всего потому, что необходимость идти в полицию, как правило свидетельствует о появлении большой проблемы, которую в одиночку уже не решить. А полиция может прийти на помощь. Многие знают, что в случае совершения преступления или административного правонарушения нужно подавать заявление в полицию. Но что будут делать с этим заявлением правоохранители дальше? Как раз об этом поговорим сейчас более подробно.
Обновленный Порядок ведения единого учета
8 февраля этого года Министерство внутренних дел издало приказ № 100 «Об утверждении Порядка ведения единого учета в органах (подразделениях) полиции заявлений и сообщений о уголовных правонарушениях и других событиях» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 5 марта 2019 г. под № 223/33194), который вступил в силу 5 марта с. г. Как уже понятно из названия нормативно-правового акта, этим приказом был утвержден новый Порядок ведения единого учета в органах (подразделениях) полиции заявлений и сообщений о уголовных правонарушениях (далее – Порядок), а также упразднен прежний приказ МВД от 6 ноября 2015 г. № 1377 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения единого учета в органах полиции заявлений и сообщений о совершенных уголовных правонарушениях и других событиях».
Порядок регулирует ведение в центральном и территориальных органах полиции единого учета заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях и других событиях (далее - заявления) с использованием информационно-телекоммуникационной системы «Информационный портал Национальной полиции Украины» (сокращенно - ИТС ИПНП).
Для правильного понимания сути данного документа, определимся с парой терминов, а именно:
- единый учет – это принятие и регистрация органами (подразделениями) полиции заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях и других событиях;
- принятие и регистрация заявлений (сообщений) –это получение заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях и других событиях и присвоение им порядкового номера уполномоченными служебными лицами органов либо подразделений полиции.
Как полиция может узнать о преступлении
Согласно Порядку, источником информации об уголовных правонарушениях и других событиях, в частности, являются:
1) заявления лиц, которые поступают в орган (подразделение) полиции, лицу, уполномоченному на осуществление досудебного расследования или служебному лицу, уполномоченному на принятие и регистрацию заявлений;
2) самостоятельно выявленные следователем или другим служебным лицом органа полиции из любого источника обстоятельства уголовного правонарушения;
3) сообщения лиц, которые задержали подозреваемое лицо во время совершения или покушения на совершение уголовного правонарушения или непосредственно после совершения уголовного правонарушения или во время непрерывного преследования лица, которое подозревается в его совершении.
Этот перечень информационных источников не закрытый, поэтому возможны и другие варианты получения необходимой информации.
Как должны приниматься заявления
Принятие заявлений независимо от места и времени их подачи, полноты полученных данных, лица заявителя осуществляется круглосуточно, непрерывно и безотлагательно органом полиции, в который поступила такая информация.
Заявления могут быть поданы гражданином-заявителем в устной или письменной форме.
Если заявителем подается устное заявление, то уполномоченное служебное лицо органа полиции или другой полицейский, в полномочия которого это входит, обязан внести необходимую информацию в протокол принятия заявления об уголовном правонарушении и другом событии (его типовая форма есть в приложении № 2 к Порядку). Если заявитель лично пришел в полицию с письменным заявлением, тогда уполномоченное лицо полиции заявление принимает и регистрирует.
Важно иметь ввиду, что гражданина, который заявляет или сообщает об уголовном правонарушении, полицейский обязательно предупреждает об уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о совершении преступления, предусмотренной статьей 383 Уголовного кодекса Украины.
Уполномоченное служебное лицо полиции на лицевой стороне письменных заявлений, протоколов принятия заявлений об уголовном правонарушении и другом событии, рапортов полицейских проставляет специальный штамп регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях и других событиях.
Если заявление поступило в орган полиции во время личного обращения заявителя, тогда одновременно с его регистрацией в ИТС ИПНП или журнале единого учета заявлений и сообщений о уголовных правонарушениях и других событиях (далее - журнал ЕУ), уполномоченное служебное лицо оформляет и выдает заявителю талон-уведомление ЕУ о принятии и регистрации заявления об уголовном правонарушении и другом событии (типовую форму талона-уведомления можно посмотреть в приложении № 5 к Порядку). Корешки талонов-уведомлений хранятся у уполномоченного служебного лица.
Заявление, поступающее по телефону по сокращенному номеру экстренного вызова полиции «102», регистрируется в ИТС ИПНП с автоматическим присвоением порядковых номеров ЕУ.
Полицейский независимо от места своего пребывания в случае обнаружения или получения информации об уголовном правонарушении либо обращения к нему граждан с заявлением обязан безотлагательно сообщить об этом по сокращенному номеру экстренного вызова полиции «102» и принять меры по предотвращению правонарушения, его прекращению, спасению людей, оказанию помощи лицам, которые в ней нуждаются, установлению и задержанию лиц, совершивших правонарушение, и по охране места события.
Полицейский в случае самостоятельного выявления из любого источника обстоятельств, которые могут свидетельствовать об уголовном правонарушении, безотлагательно, но не позднее 24 часов рапортом докладывает об этом руководителю органа полиции.
По решению руководителя органа полиции сведения о выявленном уголовном правонарушении уполномоченное служебное лицо регистрирует в ИТС ИПНП (журнале ЕУ в случае временного отсутствия технических возможностей внесения таких сведений в ИТС ИПНП) и безотлагательно, но не позднее 24 часов с момента регистрации эти сведения передаются:
- в орган досудебного расследования для внесения соответствующих сведений в Единый реестр досудебных расследований (далее - ЕРДР) или передачи этих данных в органы полиции низшего уровня и их внесения в ЕРДР;
- в межрегиональных территориальных органах полиции и их территориальных (обособленных) подразделениях - в органы полиции, на территории обслуживания которых произошло такое событие, для принятия соответствующих решений и внесения в ЕРДР.
Датой подачи заявления в органполиции считается дата регистрации такого заявления в ИТС ИПНП (журнале ЕУ).
Полицейский, которому поручено рассмотрение заявления или сообщения о другом событии (т. е. не имеющем признаки уголовного правонарушения) и принятия соответствующего решения в рамках Закона Украины «Об обращениях граждан» или Кодекса Украины об административных правонарушениях, в случае установления в материалах сведений, указывающих на совершение уголовного правонарушения, безотлагательно рапортом докладывает об этом руководителю органа полиции, который поручает уполномоченному служебному лицу безотлагательно зарегистрировать рапорт работника полиции в ИТС ИПНП (журнале ЕУ) и не позднее 24 часов с момента регистрации направить указанные материалы в орган досудебного расследования органа полиции для внесения соответствующих сведений в ЕРДР.
Заявления, поступившие в полицию с использованием средств почтовой связи, сети Интернет, электронной связи (электронные обращения), через контактные центры государственного учреждения «Правительственный контактный центр» и телефонную «горячую линию» Национальной полиции Украины, службы делопроизводства регистрируют и безотлагательно передают руководителю органа полиции.Руководитель сразу же, но не позднее 24 часов с момента регистрации в службах делопроизводства заявлений, принимает решение об их регистрации в ИТС ИПНП (журнале ЕУ) для дальнейшего рассмотрения в соответствии с законодательством Украины.
Важно! Анонимные заявления или сообщения, содержащие сведения об уголовном правонарушении или ином событии, которые поступили в орган полиции, регистрируются в ИТС ИПНП (журнале ЕУ), службах делопроизводства полиции и по поручению руководителя передаются в структурное подразделение полиции по соответствующему направлению деятельности для принятия необходимых мер. Полицейский в случае установления в анонимных заявлениях или сообщениях сведений, которые могут свидетельствовать об уголовном правонарушении, безотлагательно рапортом докладывает об этом руководителю органа полиции, который обязан принять соответствующие этому случаю меры реагирования.
Вместо заключения
Порядок содержит специальный раздел VI, который полностью посвящен вопросам осуществления контроля за соблюдением требований этого документа МВД.
Так, в соответствии с пунктом 6.1 Порядка полноту и достоверность информации, внесенной в ИТС ИПНП (журнал ЕУ) на основании заявлений граждан, обязано обеспечивать уполномоченное служебное лицо органа полиции, внесшего эту информацию.
Контроль за своевременной регистрацией уполномоченным служебным лицом в ИТС ИПНП (журнале ЕУ) заявлений возлагается на непосредственного руководителя органа полиции, где работает уполномоченное служебное лицо.
Контроль за соблюдением требований этого Порядка в органе полиции осуществляет руководитель органа полиции или лицо, исполняющее его обязанности
По выявленным в органах полиции фактам нарушения требований по соблюдению законности при принятии, регистрации и рассмотрении заявлений проводятся служебные расследования в соответствии с Порядком проведения служебных расследований в Национальной полиции Украины, а виновные привлекаются к жесткой дисциплинарной и иной юридической ответственности.
Игорь Ворон, юрист.