Применение огнестрельного оружия гражданскими лицами в период действия военного положения

Опубликовано slavkin - пн, 04/18/2022 - 16:32
Ворон

15 апреля этого года Кабинет Министров Украины принял постановление № 448, которое называется «Про затвердження Порядку застосування цивільними особами вогнепальної зброї під час участі у відсічі та стримуванні збройної агресії Російської Федерації та/або інших держав протии України у період дії воєнного стану».
Как следует из названия этого нормативно-правового документа, данным постановлением Кабмин утвердил Порядок применения гражданами огнестрельного оружия во время действия военного положения. Учитывая важность темы в тяжелое военное время, расскажем об этом более подробно.

О терминологии 
Как обычно, когда речь идет о применении тех или иных правовых понятий, крайне важно единообразное понимание их сути и правового содержания. 
В этом Порядке термины употребляются в таком значении:
применение огнестрельного оружия — это ведение стрельбы из огнестрельного оружия гражданскими лицами во время участия в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины в период действия военного положения, в частности осуществление индивидуальной самообороны и самообороны во время выполнения задач, связанных с внедрением и осуществлением мер правового режима военного положения;
индивидуальная самооборона — это применение огнестрельного оружия гражданскими лицами во время участия в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины в период действия военного положения для защиты своей жизни и здоровья от нападения или угрозы нападения, если другими способами и с помощью других средств защитить себя в такой ситуации невозможно;
самооборона — это применение огнестрельного оружия гражданскими лицами во время участия в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины в период действия военного положения для защиты от нападения или угрозы нападения на военные и/или гражданские объекты, которые охраняются и/или обороняются ними, другими лицами, участвующими в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины в период действия военного положения, если другими способами и с помощью других средств защитить их в такой ситуации невозможно.
Термины «военный объект», «нападение» и «гражданский объект» употребляются в значении, приведенном в Порядке применения оружия и боевой техники соединениями, воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил при выполнении ими задач в районе проведения антитеррористической операции в мирное время, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 14 февраля 2018 г. № 68.

Основные правовые принципы применения оружия
Гражданские лица, которые принимают участие в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины, при применении огнестрельного оружия должны руководствоваться такими принципами, основанными на общепризнанных нормах международного гуманитарного права, как:
- принцип неизбежности — означает применение огнестрельного оружия в случае, когда это является абсолютно очевидным и необходимым;
- принцип военной необходимости — означает применение огнестрельного оружия в случае, когда иным образом реализовать право на самооборону и/или выполнить поставленные задачи невозможно;
- принцип пропорциональности — подразумевает применение огнестрельного оружия в той мере, в какой это необходимо для достижения цели самообороны и/или отпора, сдерживания вооруженной агрессии против Украины, если это не причинит посторонним лицам и гражданским объектам чрезмерного вреда по сравнению с ожидаемыми конкретными военными преимуществами.
Применение огнестрельного оружия должно осуществляться таким образом, чтобы причинить минимальный вред в каждой конкретной ситуации.

Когда возникает право на применение оружия гражданскими лицами
Во время участия в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины в период действия военного положения, гражданские лица имеют право применять огнестрельное оружие для:
- отражения нападения или предотвращения угрозы нападения на военные и/или гражданские охраняемые объекты;
- предотвращения совершения и/или прекращения противоправных действий либо деятельности лиц, причастных к вооруженной агрессии;
- освобождения захваченных военных и/или гражданских объектов или предотвращения (препятствования) такому захвату;
- уничтожения оружия, боевой техники, транспортных или технических средств, находящихся в пользовании лиц, причастных к вооруженной агрессии;
- защиты гражданских лиц, военных и/или гражданских объектов от нападения;
- предотвращения и/или прекращения деятельности, задержания, разоружения или обезвреживания лиц, причастных к вооруженной агрессии;
- прекращения действий лиц, совершивших или совершающих правонарушения;
- прекращения действий лиц, препятствующих выполнению законных требований лиц, привлеченных к выполнению задач, связанных с введением и осуществлением мер правового режима военного положения;
- отражения нападения на лиц, привлеченных к выполнению задач, связанных с введением и осуществлением мер правового режима военного положения, или других лиц, в случае возникновения угрозы их жизни или здоровью.

Кто принимает решение о применении оружия
Решение о применении оружия во время участия в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины в период действия военного положения принимается гражданскими лицами с учетом обстановки во взаимодействии с соответствующим командиром соединения, воинской части и подразделения Вооруженных Сил.

О применении оружия обязательно необходимо сообщить военному командованию
Гражданские лица во время участия в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии против Украины в период действия военного положения имеют право самостоятельно принимать решение о применении огнестрельного оружия в соответствии с требованиями настоящего Порядка с последующим обязательным сообщением соответствующему командиру соединения, воинской части и подразделения Вооруженных Сил и/или правоохранительного органа в случае:
- индивидуальной самообороны;
- защиты жизни и здоровья других лиц.
Кабинет Министров обращает внимание на тот факт, что данный Порядок был разработан Министерством обороны Украины во исполнение статьи 2 Закона Украины «Об обеспечении участия гражданских лиц в защите Украины» от 3 марта 2022 года
№ 2114-IX.

Игорь Ворон, юрист.