Уже до конца этого года жизнь украинцев может серьезно измениться: новый Кабмин обнародовал свой план работы до 2017 года. "Сегодня" проанализировала, что нового предложено в социальной сфере, а эксперты оценили, насколько возможно все это реализовать за оставшиеся 6—7 месяцев.
По мнению аналитика компании "Простобанк Консалтинг" Ивана Никитченко, все предложенное Кабмином правильно, нужна лишь политическая воля, чтобы все это воплотить в жизнь. Но не все зависит от правительства. Например, Трудовой кодекс и изменения в Налоговый кодекс, позволяющий наконец-то ввести накопительные пенсионные счета, должен принимать парламент. "Очень нравится, что правительство фактически уже сейчас планирует свою будущую работу, ведь очевидно, что до конца года можно только запустить большинство из предложенных новшеств, а реально они будут внедрены уже в 2017 году и далее", — резюмирует Никитченко.
По мнению экономиста Александра Охрименко, Кабмину придется много работать, в том числе и с депутатами, чтобы выполнить намеченное, очевидно, что это займет весь этот год и весь 2017 год как минимум. Самыми важными инициативами правительства он считает монетизацию льгот и введение личных пенссчетов. "Льготы надо монетизировать, а число льготников резко сократить, для этого есть и законодательная база и возможности: каждый имеет идентификационный код, по которому теперь разрешено выяснить реальные доходы человека, претендующего на льготы, — разъясняет президент Украналитцентра. — Власти избрали правильный подход к начислению льгот: они даются в зависимости от доходов, а не от заслуг или возраста. Если пенсионер имеет две квартиры или крупные вклады в банке, он не должен получать субсидию или бесплатно ездить".
Пенсии: откроют персональные счета
Главное новшество в плане Кабмина — введение уже с 2016 г. личных накопительных пенсионных счетов! Планируется, что откладывать деньги начнут все, кому не исполнилось 35 лет, чтобы человек успел к старости накопить ощутимую сумму. Законопроект об этом передан в Раду, но пока не внесен в повестку дня. Суть документа в том, что с 2016 г. работодатель будет дополнительно к единому соцвзносу в 22% на заработок работника отчислять еще 2% заработка, на следующий год — 3%, затем 4%, а с 2019 г. — 5% на спецсчет. Предусмотрена защита взносов от инфляции (как работает эта схема — см. инфографику). При выходе на пенсию человек получит прибавку к ней, причем у него будет выбор: забрать все сразу либо получать пожизненно равными частями. Пока депутаты против увеличения налогового бремени на бизнес. "Мы только уменьшили соцвзнос, чтобы вывести зарплаты из тени, а теперь снова хотим увеличить, бизнес не поймет", — говорит глава Налогового комитета ВР Нина Южанина. А президент Украналитцентра Александр Охрименко говорит, что других денег нет, а значит, введение отложат. Он подсчитал, что даже если система заработает, прибавка по покупательной способности окажется небольшой.
Льготы: денег на них мало
Кабмин продолжит субсидирование населения (комуслуги, доплаты малообеспеченным) в зависимости от уровня доходов. Также правительство хочет стимулировать народ к экономии воды, света, газа.
Собираются ввести в 2016 г. и монетизацию проезда тем, для кого он сейчас бесплатный, но в соответствии с возможностями бюджета. Эксперты говорят, что реально льгот станет меньше. "Кабмин может еще урезать и так небольшие соцнормы потребления, прежде всего по газу и току, а все, что свыше нормы, — не субсидируется", — говорит экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко. А Александр Охрименко опасается, что монетизация проезда вызовет протесты пенсионеров: "Проезд монетизировать несложно. Но нынешние возможности бюджета позволяют выделить каждому льготнику по 20—30 грн в месяц на проезд. Это намного меньше, чем реально экономят старики, которые сейчас ездят бесплатно. Эта сумма будет меняться ежегодно, со временем она увеличится до реальной, но когда это произойдет, сказать сложно".
Кодекс труда и доходы
Кабмин собирается увеличивать минимальные зарплаты так, чтобы они за 4—5 лет достигли 50—60% средних по стране, как рекомендует МОТ (сейчас у нас минзарплата — всего 28% от средней, или 1450 грн). Это значит, что минзарплаты в перспективе должны повыситься до 2,5—3 тыс. грн. В планах принятие уже в этом году современного Трудового кодекса (его должны перевнести+ в Раду в связи с изменением правительства). Эксперты считают, что зарплаты намного не вырастут, потому что экономика пока только начала восстановление. Каким может быть новый ТК, сказать сложно, ведь его принятие уже несколько раз откладывали: то он ущемляет права работника, то, наоборот — работодателя. "Но поднять минзарплаты выше прожминимума на несколько гривен реально", — считает аналитик компании "Простобанк Консалтинг" Иван Никитченко.
Поиск работы и льготники
Кардинально должны измениться Центры занятости: в Кабмине считают, что они сейчас играют роль бухгалтерий, выплачивающих пособия по безработице, а реальной помощью в трудоустройстве занимаются мало. Эксперт по рынку труда Татьяна Пашкина также говорит о том, что центры сейчас занимаются в основном выплатами пособий и консультациями для тех, кто сам не может, например, написать резюме. По ее словам, что-то улучшить будет сложно, так как частные структуры неохотно сотрудничают с госцентрами занятости, потому что многие платят зарплаты в конвертах и не хотят это афишировать. Также к концу года должен появиться Единый реестр льготников (сейчас они есть в регионах и по каждой структуре — ветераны, чернобыльцы, дети войны и т. д.), что затрудняет выявление тех, кто получает льготы незаконно. Охрименко считает, что поиску лжельготников реестры помогут мало: "Многие будут судиться, и если документы в порядке, они выиграют дело".
Центры соцуслуг
В этом году Кабмин планирует продолжить открытие прозрачных офисов (их будет 5 в облцентрах, скорее всего, в Харькове, Днепропетровске, Львове и еще двух), в которых люди будут получать социальные услуги (оформить и переоформить пенсию, субсидию и др. вопросы), а также регистрацию бизнеса, имущества. Пока такие офисы уже более 5 лет работают в Виннице, готовится их открытие в Киеве и Одессе. Но планируют и децентрализацию соцуслуг, передачу местным громадам (вместе с финансированием) детских интернатов и домов престарелых, структур по оказанию помощи инвалидам. В 2016 г. появится программа замены интернатов домами семейного типа, чтобы к 2020-му в них воспитывалось до 40% детей-сирот. Сейчас — менее 10%.